Посьмо В. М. Молотова руководству Чубаровского района Днепропетровской области УССР о мерах по улучшению руководства районом. 20 ноября 1932 г.
Считаю нужным оставить Вам свои краткие замечания в связи с тем, что я успел выяснить во время пребывания в Чубаровском р.
По-моему, для улучшения партруководства по хлебозаготовкам в районе необходимо, во-первых, партактиву по-настоящему понять теперешнюю тактику классового врага в деревне, где агенты кулачества забрались во многие колхозные щели и дырки и умело прикидываются «друзьями» колхозников, пролезая в правления и иногда облюбовывая для себя посты счетоводов и завхозов, причем преступная «работа» этих примазавшихся к колхозам лжедрузей во многом облегчается оппортунистической слепотой и бесхарактерностью части коммунистов.
Во-вторых, направить острие политической работы на раскрытие в колхозах всех и всяких хитростей и ухищрений кулацкой агентуры и плетущихся за нею подпевал, изощряющихся в разного рода надувательствах честных колхозников и нашего рабочекрестьянского государства путем растаскивания и расхищения колхозного общественного хлеба, и открыть на все это глаза колхозникам. Без решительной и неустанной борьбы с ворами и кучкой их пособников в колхозе нельзя сберечь интересы колхозной массы и отдельных честных колхозных тружеников, нельзя укреплять и поднимать хозяйство колхоза, нельзя обеспечить выполнение основных обязанностей колхозов перед государством, а эти обязанности перед советской властью, породившей наши колхозы, должны быть поставлены сознательными колхозниками выше всех других дел.
В-третьих, при всей важности постоянной агитационно-разъяснительной работы в период хлебозаготовок не полагаться всецело или главным образом на словесно-агитационные меры, хотя бы и с добавлением к ним большого числа постановлений о партвзысканиях в отношении плохих работников.
В-четвертых, сосредоточить внимание в проведении хлебозаготовок на практических мерах, на действительно правильной расстановке партийных сил и организационном сплочении колхозного актива для полного и безусловного выполнения установленного плана хлебозаготовок; на организации действительно надежного контроля при молотьбе, при весах, при перевозке и в амбарах при хранении колхозного хлеба, на проведении продуманных деловых мер по выявлению и возврату колхозу сокрытого и растащенного кем-либо по наущению кулацкой сволочи хлеба; на своевременном проведении некоторых мер экономического воздействия в отношении отдельных срывающих заготовки колхозов, где без этого нельзя обойтись, при обязательном обеспечении выполнения плана хлебосдачи единоличниками; на твердом проведении до конца репрессивных мер в отношении контрреволюционных саботажников хлебозаготовок.
И, в-пятых, проникнуться большевистским недоверием к таким постановлениям и обещаниям, проведение которых на деле не обеспечено должной активностью и умением их выполнять. Все это требует от всех нас обеспечить зоркую повседневную проверку проведения всех этих задач и практических мер, вовремя предупреждая попытки правоуклонистских и вообще партийно-невыдержанных элементов прикрыть свою оппортунистическую беспомощность «левацким» криком и метанием в крайности.
На этом кончаю с пожеланием успеха в Вашей трудной, но крайне нужной рабочему классу работе.[1]
В. Молотов
[1] О непосредственном участии Молотова в работе районных партийных организаций Украины по вопросам хлебозаготовительной кампании дает представление постановление Генического районного партактива Днепропетровской области УССР о хлебозаготовках от 20 ноября 1932 г. В нем под давлением сталинского эмиссара главной причиной «крайне неудовлетворительного выполнения районом плана хлебозаготовок» были названы «вредительство и саботаж» и чтобы преодолеть его «кулаку» и «его агентуре» объявлялась «беспощадная борьба» (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 84. Л. 31—34).
Идею борьбы с саботажем Молотов проводил и в своей телеграмме в Ново-Украинский РК КП(б)У от 23 ноября 1932 г. (АП РФ. Ф. 3. Оп. 40. Д. 84. Л. 46).