24 ноября 1924 г. — Письмо зав. экономической частью технико-экономического совета ЦК Всероссийского профсоюза рабочих химической промышленности А. Тешкина в организационно-распорядительный отдел ЦК РКП(б) о положении на концессионном предприятии «Берсоль
24 ноября 1924 г.
Совершенно секретно.
В ответ на Ваш запрос о положении дел на «Берсоле» могу сообщить следующее. Концессионное предприятие Русско-германского смешанного акционерного общества «Берсоль» имеет огромное государственное значение. Будучи расположено близ г. Троцка, где находится также взрывзавод имени Троцкого (капсюльный и тротиловый), «Берсоль» в будущем должен составить с последним одно неразрывное целое, вырабатывая для него необходимые кислоты, а также и бертолетовую соль, которая, как известно, имеет большое применение в военной и мирной химпромышленности и которая у нас до сих пор нигде не вырабатывается и в большом количестве ввозится из-за границы.
Вместе с заводом Троцкого, который является крупнейшим предприятием, «Берсоль» представляет и солидную пролетарскую базу. «Берсоль» объединяет около 450 чел. рабочих и служащих, членов Союза химиков, не считая строительных рабочих, занятых на сезонных работах. Вообще завод Троцкого и «Берсоль» целиком определяют физиономию г. Троцка как химического рабочего центра, и самарский губотдел Союза химиков находится тут же.
О том, что сделано акционерным обществом «Берсоль», можно получить представление из прилагаемой при сем вырезки из газеты «Коммуна» от 23 октября 1924 г.¹* Что касается того, насколько при этом интересы государства фактически охраняются от концессионеров и насколько последние выполняют свои обязательства, то есть основания предполагать, что в этом отношении далеко не все обстоит благополучно. Дело в том, что иностранная группа концессионеров передала уже от себя все работы по строительству и по монтированию заводов другой, немецкой же, фирме «Штольценберг», которая и является в настоящее время фактическим хозяином всего строительства «Берсоль» и которая заинтересована лишь в том, как бы побольше нажиться на работах, так как в эксплуатации заводов в будущем она участия принимать не будет. Оборудования на вновь отстроенных заводах не введено никакого, восстанавливается только старое; усовершенствований пока никаких. Небольшой суперфосфатный завод восстановлен старый с прежним устарелым и крайне вредным способом производства. Зато цемент для постройки заводских труб, а также и чугунные площадки при аппаратах на контактном заводе, которые свободно могли быть приобретены у нас, привезены из-за границы (по словам мастера завода и рабочего-немца).
Взаимоотношения с союзными организациями крайне ненормальны, что объясняется отсутствием на месте в составе дирекции коммунистов, а также и тем, что, как упомянуто выше, фактическим хозяином является строительная фирма «Штольценберг», которая, как временный подрядчик, не заинтересована в установлении необходимых нормальных отношений с рабочими организациями. Уполномоченный с нашей стороны и главный технический директор гр‑н Ададуров — типичный спец-барин и находится под сильным влиянием своего заместителя (или помощника) немца и фирмы «Штольценберг». Поэтому губотделу союза и завкому приходится добиваться самых простых вещей только чрезвычайным нажимом. Так, например, губотделу стоило больших усилий и чуть ли не угроз заставить гр.‑на Ададурова явиться в помещение союза для переговоров о заключении коллективного] договора, который (коллективный] договор) уже после согласования сторонами подвергся существенным изменениям и оговоркам со стороны представителя иностранной группы. Другой характерный факт. Будучи недовольна постановлением расценочно-конфликтной комиссии по делу об увольнении дирекцией русского мастера и замены его немцем, дирекция уведомила союз, что она вовсе отказывается от участия в РКК, и только убедившись, что это противоречит Кодексу законов о труде, она взяла свой отказ обратно. Вообще завкому приходится отстаивать законные права и интересы рабочих с Кодексом законов о труде в руках в буквальном смысле слова. О правильно понятом государственном интересе со стороны дирекции или о том, чтобы идти навстречу рабочим в их справедливых требованиях, нет и речи. Так обстояло, например, с вопросом о фабрично-заводском ученичестве, каковое до самого последнего времени не было организовано за отсутствием якобы соответствующего помещения. В приведенных фактах и в ненормальных взаимоотношениях между «Берсолем» и союзными организациями мне лично пришлось убедиться в бытность мою в Троцке 18‑20 ноября 1924 г. при проведении губконференции союза химиков и посещении завода и дирекции «Берсоль».
Поэтому считал бы совершенно необходимым, чтобы ЦК РКП(б) срочно послал в «Берсоль» ответственного и авторитетного партийного товарища на правах члена дирекции, а также усилил аппарат коммунистами и предложил произвести специальное обследование всего строительства «Берсоль».
С ком[мунистическим] приветом, заведующий экономчастью ТЭС ЦК ВСРХ А. Тешкин
Примечание:
¹* Приложение не публикуется.
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 284. Л. 71-71 об. Подлинник.