8 мая 1924 г. — Из докладной записки старшего инженера Технического управления ГУВП С. П. Шукалова в Технический комитет ГУВП о состоянии танкостроения и дальнейшей организации работы отрасли

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.05.08
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 353-354.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 10. Д. 113. Л. 16 об,-17 об. Заверенная копия.

8 мая 1924 г.

Начинания СВП в 1919‑1920 гг. по организации производства существующего типа малого танка «Рено» увенчались успехом: серия таких машин была изготовлена и вступила в строй. Дальнейшей потребности в машинах этого именно типа не было, и производство не возобновлялось. Попытки того же СВП в создании новых типов по конкурсу 1920 г. были менее успешны. Новый тип амфибии-танка, принятый по проекту Ижорского завода, был начат постройкой, которая тянулась до 1922 г. и окончательно остановилась с заминкой в делах быв. Броневого управления, куда перешло в тот период все это дело. Попытки быв. Броневого управления в 1921 и 1922 гг. создать посредством конкурса новые типы машин, удовлетворяющие тактическим заданиям, были задуманы и проводились довольно широко и энергично, но в конечном итоге конкурс дал только материал более или менее ценный, но ни один проект не был признан подлежащим осуществлению.

Причину неуспеха надо констатировать в трудновыполнимых заданиях, с одной стороны, а с другой — в полной неподготовленности в этой новой области и в слабости отдельных заводских аппаратов. Военное ведомство, учитывая соответствующее значение танков и имея ряд определенных заданий, не имело возможности ориентироваться надлежащим образом в этом вопросе со стороны конструктивной и производственной, так как до сего времени вовсе не существовало органа, компетентного в этой области по вопросам проектирования и производства. Дабы положить начало реальным работам в области танкостроения, было намечено создание компетентного технического центра при ГУВП с функциями организационными и исполнительными.

В конце 1923 г. вопрос об организации работ по танкостроительству был решен военным ведомством положительно, а в начале 1924 г. отпущены средства ГУВП. После ряда подготовительных работ весь вопрос в целом был всесторонне рассмотрен в заседаниях Технического комитета ГУВП от 9 и 10 апреля, где и принят ряд решений для последовательного практического осуществления планомерного подхода к этому делу. В этих заседаниях и при рассмотрении относящихся к вопросу материалов выяснился ряд следующих основных положений:

1. Образцы танков, созданные в период 1917‑1920 гг., являются как тип для настоящего времени машинами совершенными. Возможность яркой новеллы¹* в этой области на ближайшее время логически нельзя предположить, и ближайшее развитие их будет лишь постепенным улучшением и применением к специальным условиям и заданиям.

2. Образцы всех трех основных типов — малый, средний и большой — имеются в России в достаточном количестве. Кроме того, малый танк строился в России, и имеются все рабочие чертежи его. Большие и средние танки несли капитальный ремонт в Харькове, где с ними хорошо ознакомились и, вероятно, имеют часть чертежей.

3. Практическое знакомство и непосредственный опыт в постройке шасси и ремонте всей машины в России имеют заводы: Сормовский, Харьковский, Ижорский, Обуховский и отчасти Путиловский²*, где были (а может быть, и сейчас находятся) два разобранных танка; по двигателям — только завод «АМО», где изготовлено (капитально приспособлено 60% новых частей) около 20 специальных двигателей в 35 HP для малых танков «Рено».

4. Основные задания военного ведомства, применительно к потребностям 1922 г., имеются в разработанном виде в форме цифровой, эскизной и технических условий, характеризующих основные элементы для проектирования. Задания эти весьма широки и трудновыполнимы. Ближайшей практической задачей будет координация этих условий с практическими потребностями и возможностями.

Из этого краткого изложения, подтверждаемого официальными и исчерпывающими документами, видно, что все исходные положения по организации танкостроительства имеются и дело можно начинать немедленно, разделяя его на следующие периоды:

а) окончательная выработка и утверждение основных тактических заданий, исходя из имеющихся. Для этой работы организуется при ГУВП междуведомственная комиссия, состав которой персонально намечается ГУВП за исключением военной части и председателя, в отношении коих ГУВП просит персонального назначения от начальника артиллерии. Первый период работ этой комиссии на протяжении 1‑2 месяцев должен быть весьма интенсивный, в дальнейшем же, по передаче основных заданий исполнительному органу для разработки, деятельность ее будет значительно ослаблена на 3‑4 месяца до момента рассмотрения проектов;

б) разработка по заданиям комиссии необходимых проектов, для чего создается специальный исполнительный орган «Танкбюро»³*, основные обязанности которого определяются следующим положением... ⁴*

Старший инженер Технического управления Шукалов

Примечания:

¹* Так в тексте.

²* Помета на полях: пропущен Коломенский завод.

³* В соответствии с положением о «Танкбюро» в его обязанности входили: составление на основе заданий междуведомственной комиссии при ГУВП схематических проектов с основными расчетами мощности, скорости и проходимости танков, а также установление типов их вооружения и снаряжения; сбор и разработка всех вспомогательных чертежей установленного типового оборудования танков, всех данных о танках и танкостроении, необходимых при проектировании и разработках, всех расчетов главных механизмов, а также чертежей двигателя со всеми расчетами (при условии, что он будет изготовляться в России). Бюро носило временный характер (4‑6 месяцев). Дальнейшее его существование зависело от результатов работ и реальной потребности в развитии всего дела. Предполагалось также использовать бюро для технического разрешения насущных вопросов по самоходным установкам и артиллерии.

⁴* Приложение не публикуется.

РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 10. Д. 113. Л. 16 об,-17 об. Заверенная копия.