Не ранее 1 октября 1923 г. — Из докладной записки Управления тульских оружейных заводов в ЦКК-НК РКИ СССР о финансовом положении заводов в 1922/23 бюджетном году

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1923.09
Период: 
1922-1923
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 319-322.
Архив: 
ГА РФ. Ф. Р-374сч. Оп. 28с. Д. 301. Л. 95-97, 98-98 об. Копия.

Не ранее 1 октября 1923 г.¹*

Являясь одним из звеньев в общей цепи народного хозяйства республики, тулоружзаводы неизбежно должны переживать и отражать его состояние в определенные моменты, почему мы и будем рассматривать поставленную задачу под этим углом зрения.

Вследствие резкого сокращения бумажноденежной эмиссии, имевшего место в течение одного квартала п[рошлого] г[ода], отпуск денежных средств заводам резко сократился. На хозяйственные нужды средства совершенно не отпускались, на заработную же плату отпускался особый фонд, определяемый Главтехпромбюро по числу рабочих, потребных для выполнения производственной программы, причем Главтехпромбюро при его определении исчисляло на основную зарплату лишь 25% на переработку и от 1,5 до 2% на спецставки, между тем как заводы фактически производили почти все выплаты, предусмотренные кол[лективным] договором, составлявшие до февраля 14%, а с марта — уже около 20% сверх отпускаемых сумм.

Кроме того, I квартал п[рошлого] г[ода] был началом перехода от натуральной оплаты к денежной, благодаря чему интенсивность труда быстро поднялась, и процент переработки быстро поднялся почти до 40, что сразу повлекло недостачу денежных средств для расплаты с рабочими, почему при окончательном расчете за ноябрь и декабрь недостающая часть зарплаты была выдана мукою. Как только обнаружилась столь высокая переработка, Управление заводов немедленно приступило к пересмотру норм выработки по всему заводу, каковая работа и была закончена к марту, в результате чего процент переработки был снижен почти вдвое. Касаясь отпуска средств на хозяйственные нужды, приходится констатировать катастрофическое положение в этой части в течение I квартала: не получая почти средств, Управление заводов в интересах производства было вынуждено задерживать отчисления Союза металлистов и Последгола, а также расчеты с контрагентами, в результате чего создалась задолженность, достигшая к 1 января около 3,5 млн. руб. (дензнаками 1923 г.). Однако такие мероприятия не могли обеспечить нормальное снабжение производства необходимыми материалами (оба отчисления составляли лишь 6% от зарплаты), почему частично были перебои в производстве, вызывавшие перегулы целых переходов²*, на оплату которых приходилось затрачивать в десятки раз больше средств, чем стоил недостающий материал.

Также неудовлетворительно обстояло дело и с отпуском средств на соцстрахование, что лежало на обязанности Главвоенпрома. Необходимые суммы отпускались с большим запозданием и лишь частично, почему заводы были вынуждены в момент отсутствия средств в страхкассе оплачивать своих больных непосредственно из своей кассы, но, несмотря на это, задолженность по страховым взносам на 1 января достигла 2 трлн. руб.

В течение II квартала (январь ‑ март) заводы, как и в первом квартале, находились на госбюджете, и средства отпускались отдельно на заработную плату и на хозяйственные нужды. Финансирование в это время значительно улучшилось, отпуск средств усилился, что дало возможность не только обеспечивать непрерывность производства, но частично ликвидировать и задолженность. Благодаря этому к 1 апреля задолженность по отчислениям уменьшилась до 1 043 009 руб., а по соцстрахованию осталась лишь за март в сумме 1 263 104 руб. К особенностям финансирования II квартала надо отнести распоряжение НКФ, по которому суммы, оставшиеся на счетах губфинотдела неизрасходованными к концу месяца, перечислялись первого числа следующего месяца уже по новому индексу. Такое распоряжение было крайне благоприятно для госпромышленности, так как, с одной стороны, вынуждало финансирующие органы к своевременному отпуску средств, а с другой — давало возможность хозяйственникам, при известной экономии, сохранять средства от потери на курсе, но в марте это распоряжение было отменено.

Начиная с 1 апреля порядок финансирования был изменен: заводы были сняты с госбюджета и переведены на систему позаказного расчета, при котором отпуск средств производится в зависимости от выполнения производственной программы.

При переходе на позаказный расчет Главвоенпромом были установлены для наших заводов следующие цены: винтовка — 37 руб., револьвер — 23 руб., пулемет — 960 руб., станок — 320 руб., запасные части винтовки — 12 руб., запасные части пулемета — 425 руб., специальные винтовки с нормальным или разрешенным патронником — 65 руб. и винтовка системы Токарева³* — 1200 руб. При этом было обусловлено, что выплата причитающихся сумм производится авансом не позже 15 числа текущего месяца по курсу на то же число, и установленные цены, в случае изменения в материальной части кол[лективного] договора, соответственным образом изменяются. Однако эти основные условия были нарушены с самого начала введения системы позаказного расчета: во-первых, всю задолженность на 1 апреля, образовавшуюся вследствие недостаточного отпуска денежных средств, заводы были вынуждены покрыть из сумм, получаемых по заказному расчету, так как вполне основательные ходатайства перед Центром об отпуске необходимых сумм не были удовлетворены: даже в отношении реальности выплаты денежных средств мы видим, что до августа денежные ассигнования производятся по госплановскому индексу на первое число текущего месяца без всякого учета времени фактической выплаты средств...⁴*

И только начиная с сентября месяца цены на изделия были несколько увеличены, а именно: винтовка — 48 руб. (увеличение около 30%), револьвер — 28 руб. (около 21%), пулемет — 1210 руб. (около 26%), станок — 401 руб. (около 25%), запасные части винтовки — 15 руб. (на 25%), запасные части пулемета — 552 руб. (около 30%), специальные винтовки — 84 руб. (около 30%), винтовка Токарева — 1474 руб. (около 23%), что совершенно не соответствует проценту увеличения зарплаты и связанных с ней отчислений, требующих увеличения от 50 до 65%, в зависимости от увеличения соотношения червонного рубля и местного бюджетного индекса и от повышения коэффициента вздорожания материалов за время с апреля по август, [которое] значительно возросло, так что, в общем, цены на изделия к сентябрю должны были бы быть увеличены минимум на 100%. Однако Главвоенпром, установив на сентябрь столь незначительные прибавки, за отсутствием средств урезал кредиты на 203 461 руб., чем вся прибавка фактически сведена на нет.

Здесь необходимо отметить, что причины, создавшие для завода финансовый кризис, углубляются еще тем, что начиная с июля заводы часть ассигнований получают денежными суррогатами — обязательствами НКФ и облигациями золотого займа в таких количествах, что реализация их целиком не представляется возможной. Так, например, к середине августа заводы имели свыше 45 тыс. шт. пятирублевых облигаций, которых до настоящего времени реализовано около 21 тыс. шт., а остальные 24 тыс. на сумму 120 тыс. руб. до сих пор хранятся в кассе заводов, представляя почти неподвижный капитал. Кроме того, снабжение обязательствами НКФ шло столь интенсивно, что один момент (середина октября) заводы имели на онкольном счете⁵* в Промбанке почти на 300 тыс. руб. обязательств, получить же под них нужное количество денег в нужный момент крайне трудно.

Начиная с апреля заводу, согласно утвержденной программе, ежемесячно отпускаются средства на специальные работы по оздоровлению заводов и механические капитальные работы. Средства эти, как и по военной продукции, до августа ассигновались в совзнаках⁶*, но ко времени фактического получения их переводились в золото, в каковой сумме и финансировалось получение их заводами уже без всякого учета их дальнейшего падения. Для сохранения реальной стоимости полученных средств Управление заводов тотчас же после первого отпуска средств на оздоровление открыло с разрешения ГУВП текущий счет в Промбанке в банкнотном исчислении, а далее в связи с развитием червонных операций — и счет в червонцах⁷*. Но, сохранив отпущенные средства от падения на курсе, Управление заводов вынуждено было израсходовать часть их на выдачу зарплаты...⁸*

В отношении определения себестоимости весьма основательно и серьезно проделана работа Комиссией цен. Правда, установленные ею цены отвечают лишь определенному моменту — октябрю, так как уже с ноября согласно кол[лективному] договору заработная плата и связанные с ней отчисления уже изменились, но в том случае, если метод исчисления, принятый ею, будет утвержден, соответствующие изменения ввести будет весьма легко.

Но особенно серьезно в течение всего бюджетного года стоял вопрос в связи с расходами, вызываемыми недостаточной нагрузкой предприятия (консервация незагруженной части). Для каждого предприятия существует определенный расход, не зависящий от программы: сюда могут быть отнесены расходы по содержанию части администрации, служащих, охраны, поддержанию зданий и оборудования, часть отопления и движущей энергии и т. п. Между тем заводы, несмотря на целый ряд ходатайств, получили на консервацию лишь 34 348 руб. в апреле и мае, хотя июльское сокращение программы обусловило больший расход в этой части, чем он был до сих пор.

Переходя к началу нового бюджетного года, приходится отметить несколько своеобразный расчет по военной продукции, установленный Главвоенпромом: начиная с октября, кредиты открываются лишь в размере 75% стоимости всей программы с тем, что остальная стоимость оплачивается по представлении квитанций артприемщиков на сдачу продукции. Несмотря на своевременное представление квитанций, заводы до сего времени получили лишь меньшую часть задержанных средств, а остальная часть, по имеющимся сведениям, переведена на губфинотдел, но пока что переводное требование не получено.

Касаясь установления цен, приходится отметить некоторое несоответствие их сравнительно с удержаниями: так, за основной металл, получаемый с ижев[ских] заводов, при цене винтовки в 37 руб., удерживалось 7 руб. 40 коп., а начиная с октября с установлением цены в 58 руб. удерживается за металл 14 руб., то есть почти вдвое больше, между тем как цена увеличена лишь на 56%; то же самое наблюдается в отношении удержаний и по остальным основным изделиям. Столь же ненормально и удержание за топливо, произведенное в ноябре: так, за дрова удержана стоимость 2‑месячной потребности, а за нефтетопливо — более чем за 3-месячную потребность, между тем как ранее при удержаниях принималась определенная часть годовой потребности в топливе, независимо от фактического получения его заводами в данный месяц.

Принимая во внимание вышеизложенное, Управление заводов в интересах сохранения производства считает необходимым:

1) возместить заводам перерасход в сумме 559 754 руб.;

2) поручить Комиссии цен определить ежемесячный расход, не зависящий от наряда (консервация);

3) впредь до установления зарплаты в червонцах установить скользящую калькуляцию в зависимости от действительного соотношения курса золотого рубля и местного товарного индекса;

4) рассмотреть метод, примененный Комиссией цен, и, в случае признания его правильным, разрешить его применение для ежемесячного определения себестоимости, по которой и производить с заводами окончательный расчет.

Примечания:

¹* Датируется по содержанию документа.

²* Так в тексте.

³* Винтовки системы Токарева. Работы русских оружейников над созданием автоматических винтовок начались в 1880‑х годах, а советских — в годы Гражданской войны. Заслуга в создании первой такой винтовки под патрон 6,5‑миллиметрового калибра принадлежит Ф. В. Токареву. Автоматическая винтовка Токарева 4 октября 1921 г. рассматривалась Артиллерийским комитетом, который пришел к выводу, что «предложенная Токаревым система представляет несомненный интерес и дальнейшая разработка ее под малокалиберный (японский) патрон желательна...» Винтовка Токарева принадлежит к системе оружия с отдачей ствола при его коротком ходе. Ударно-спусковой механизм куркового типа допускает ведение как одиночного, так и непрерывного огня. Питание осуществляется из постоянного магазина на 10 патронов. Для рукопашного боя предусмотрен неотъемлемый игольчатый штык.

В дальнейшем Токаревым был разработан образец самозарядной винтовки с неподвижным стволом.

⁴* Опущены данные о финансовых потерях на курсе рубля, изменении условий коллективного договора и других оперативных финансовых вопросах.

⁵* Онкольный счет — вид краткосрочного коммерческого кредита, который должен погашаться заемщиком по первому требованию кредитора.

⁶* Совзнаки — бумажные денежные знаки советского правительства (до 1924 г.).

⁷* Червонцы — в 1922‑1947 гг. банковский билет, выпускавшийся Госбанком СССР, золотое содержание которого составляло 7,74234 г.

⁸* Опущены таблицы помесячного движения кредитов и данные о квартальных калькуляциях.

ГА РФ. Ф. Р-374сч. Оп. 28с. Д. 301. Л. 95-97, 98-98 об. Копия.