27 февраля 1923 г. — Докладная записка председателя коллегии ГУВП И. Н. Смирнова в Политбюро ЦК РКП(б) о мерах по оздоровлению заводов военной промышленности

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1923.02.27
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 283-284.
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 330. Л. 23-24. Подлинник; ГА РФ. Ф. Р-5446. Оп. 55. Д. 348. Л. 31-31 об. Копия.

27 февраля 1923 г.

Совершенно секретно.

Я считаю своим партийным долгом сказать ЦК тяжелую правду о состоянии обороны нашей республики и о нашей к ней неподготовленности со стороны производственно-технической. Когда три недели тому назад Политбюро постановило развернуть военную промышленность до максимального напряжения на случай войны, я и не представлял себе нашей действительной финансовой и хозяйственной слабости.

Проделанная за эти недели работа привела меня к заключению, что в 1923 г. мы не смогли бы вооружить и обмундировать армию, потребную для большой войны на Западном фронте. Количества имеющегося оружия не хватило бы для борьбы даже с одной Польшей. Закупать за границей необходимое количество оружия мы не сможем вследствие недостатка золота, частичная же покупка не спасает положения. Запасы материалов как в военной промышленности, так и в мирной ничтожны, и их необходимо срочно восстанавливать. Немедленная максимальная загрузка заводов военной промышленности без возможности их одновременного оздоровления финансово тяжела (221 млн. руб. зол[отом] в 1923 г.) и не целесообразна в производственном отношении: перегруженные заводы начнут быстро разрушаться и давать продукцию пониженного качества.

Единственным разумным выходом из нашего беспомощного состояния является сосредоточивание энергии и средств на немедленном оздоровлении заводов военной промышленности, то есть замене изношенных станков и инструментов новыми и накоплении исходного для производства сырья в размерах мобилизационной потребности.

Производственную же программу на 1923 г. надо дать реальную, то есть такую, какую может поднять Наркомфин. Такая программа (250 тыс. винтовок) Наркомфином принимается, и стоит она 80 млн. руб. зол[отом]. Однако Реввоенсовет решительно настаивает на увеличении до 312 тыс. винтовок, что увеличивает ее стоимость до 95 млн. руб. зол[отом]. С производственно-технической стороны, лучше принять вторую, то есть увеличенную программу, так как она, не мешая работе по оздоровлению, дает большую нагрузку и удешевляет изделия. И первые четыре месяца нового операционного года мы работали по расширенному варианту. Но при обоих вариантах необходимо начать оздоровление заводов. На оздоровление в 1923 г. средств не отпущено совершенно.

Работа по оздоровлению основных заводов рассчитана на 2 года и в 1923 г. потребует 12,9 млн. зол[отых] руб. и на закупку и заготовку сырья 10 млн. зол[отых] руб. Эти 22¹* млн. зол[отых] руб. необходимо начать отпускать частями немедленно, дабы не пропустить заготовительных и строительных сезонов.

Я прошу твердых указаний для проведения их в совершенном порядке:

1) какая программа дается военной промышленности — 250 тыс. или 312 тыс. [винтовок];

2) независимо от этого отпустить [средства] на оздоровление и мобилизационные запасы;

3) указать Наркомфину на необходимость твердого забронирования принятых бюджетных сумм за военной промышленностью и установить финансирование военной промышленности на принципе восстановительной стоимости.

Только при этих условиях можно поручиться за снабжение армии хорошим оружием в течение 1923 и 1924 гг.

Член ЦК РКП и председатель коллегии ГУВП Смирнов

Помета: «Материал разослан членам Политбюро: Сталину, Троцкому, Зиновьеву, Каменеву, Калинину, Рыкову и Томскому и зам. председателя СТО Цюрупе, председателю Госплана Пятакову, наркому финансов Сокольникову».

Примечание:

¹* Цифры в этом абзаце вписаны от руки. В копии — вместо 22 проставлено 22,9.

АП РФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 330. Л. 23-24. Подлинник; ГА РФ. Ф. Р‑5446. Оп. 55. Д. 348. Л. 31‑31 об. Копия.