Обзор № 7 ИНФО ОГПУ выдержек из деревенских документов, идущих в Красную Армию, за июль 1930 г. 12 сентября 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.09.12
Период: 
1930.07
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.1, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 813-815
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 660. Л. 145-150. Заверенная копия.

 

12 сентября 1930 г.

Совершенно секретно Серия «К»

Настоящий обзор составлен на основании материалов, присланных из ПП ОГПУ Московской обл., ЛВО, СВО, НВК, ИПО, БВО, СКК, Крыма, Урала, Нижегородской обл., ДВК, Сибкрая, Западной обл., Башкирии и Средней Азии.

Всего через вышеуказанные органы за июль месяц прошло 1113 182 документа. Из них прочитано 685317, т.е. 61% (в июне — 40,4%). Отмечено отрицательных сообщений 48340, что составляет по отношению к прочитанным документам 7%. Подвергнуто конфискации 4147, т.е. 0,6% (по отношению к прочитанным). Московская обл. «Лишним ничем не запасайтесь, осенью опять хотят загнать в колхоз». «А»

СВО. «Нас отнесли к кулакам. Мы не знаем, за что лишены права голоса. Когда нас раскулачили, у нас было имущество: 1 лошадь, 1 корова, полуторагодовалый бык и 5 овец, а надел земли была одна десятина... Доходности было, по окладному листу, 204 руб. и у нас все это взяли: овец, из дому выгнали и одежду всю взяли из сундука. Хлеб тоже, все до зерна отняли, потом, мало этого, стали бить, все волосы выдрали, наставляли наганом в рот и сажали в сундук. Теперь нас хотят отправить из села на остров Сахалин». «К», Ульяновск, 7-й радиобатальон.

«Председатель сам выпивает, каждый день пьяный, как свинья. Из колхоза у нас много вышли. С продовольствием у нас плохо». «А»

НВК. «У нас в колхозе каждый день дерутся да косами режутся, да топорами рубятся, а когда выехали убирать хлеб, то косами перерезались и все разбежались. И вот поэтому мы не хотим там быть. Когда будет порядок, тогда войдем». «К»

«У нас из женщин Вырубовских и Петровских собралась банда, и стали громить наш колхоз, а после колхоза начали кидать камнями в школу и окна у нас в квартире выбили: "Выходи, Иштулин, выноси все свои манатки и убирайся от нас, иначе мы тебя убьем. Ты нам не нужен, не было бы тебя и не было бы колхоза, ты виноват в этом". Вообще, что было, всего не опишешь». «А»

«В Таловке убили председателя колхоза ночью из винтовки в окно». «А»

СКК. «Ты пишешь, чтобы мы вступили обязательно в колхоз, потому что вам это строители говорят, но вы им не верьте, они делают только языком и нашей худобой (скотиной). Вообще приедешь — увидишь, что тут делается». «К»

«У нас народ сильно голодает, т.е. хлебозаготовка была очень большая, а теперь половина села голодает, мука ржаная — 25 руб. пуд». «А»

БССР. «Вы спрашиваете, чем в нашей местности народ дышит, так я вам отвечаю, что он дышит тем, чтобы не было советской власти, чтобы была война». «К»

«В нашем колхозе чем жить, так лучше голову себе оторвать, потому что порядка нет. Знаешь, какой у нас народ, в голове нет ничего хорошего и не только у нас, но и везде разбегаются. Хорошего нет ничего». «К»

«У нас зарезали председателя колхоза, и никто не знает, чья это работа». «А» «У нас через агитацию кулаков прогнали землемера с поля, не дали резать землю на новых межах, потом был большой бунт на хуторе, длился дней 10 подряд. В этом бунте было много убитых селян». «К»

ЗАПАДНАЯ ОБЛАСТЬ

Смоленск, 191-й стрелковый полк. «Вы спрашиваете, какая у нас связь с колхозниками, — друг другу враги, живем, как кошка с собакой». «К»

Смоленск, 11-й артполк. «Коллектив расходится, Коробкин Андрюшка и Петров Иван пьянствуют. 82 души ушли из коллектива. Сейчас идет бунт с поселками. Они не пускают наших коров, 1-го июля порезали наших коров, пастухов побили, не знаю, что будет». «К»

Полоцк, 13-й стрелковый полк. «В артели нет никакого смысла жить— это старое крепостное право. Всегда в подчинении, лучше где-либо служить, чем жить в артели. Раз порядку нет, то и дела нет, а сделать железную дисциплину — народ кричит, что это крепостное право, вот как хочешь, так и живи». «К»

Смоленск, 18-я авиаэскадрилья. «В Криково очень плохо, там все против колхозов, в том числе и Кузьма с Настей. Они — прямо яростные враги колхозов и в случае, как они говорят, что если их погонят в колхоз, то они мужиков прогонят в город, а сами топорами изрубят бригадиров». «К»

БАШКИРИЯ

«Я пошла в совет просить хлеба, а меня послали к чертовой матери. Неужели, Вася, красноармейские жены должны сдыхать с голоду». «К»

СИБКРАЙ

Гор. Омск, склад № 94. «Нам теперь хоть караул кричи, довели до гибели всех крестьян, жмут по всем правилам крестьянина, гибель пришла крестьянину, довела нас советская власть до этой жизни». «К»

Барнаул, кавалерийский дивизион ОГПУ. «Сообщаю, что у нас не так давно вышла банда из тайги. Начала делать набеги на коммуны, но их скоро поймали и уничтожили. Когда они вошли в дер. Кучебар, устроили свое земство, выкинули свой флаг черный, потом как их поперли, так они не успели и флаг свой взять, было их 30 человек. Из Минусинска приехало ГПУ, так сразу всех поймали, которым пооторвали головы, а остальных отвезли с собой». «К»

КАЗАХСТАН

26-я дивизия. «Вы все служите в рядах РККА и вам там хорошо поют, и я прошлое время тоже стоял за власть советов грудью, но посмотрел, как здесь хулиганят, смеются над нашим братом-крестьянином, хуже, чем в колчаковщину было безобразие, сажали в холодные амбары, а потом не давали ночами спать, соберут в одну избу и сиди, отбирали все до чиста, хлеба не оставляли ни фунта». «К»

Гор. Ашхабад 1-й турк[естанский] артполк. «У нас сейчас жизнь очень трудная, хлеба нет ни куска, все сидят голодом, ввиду того что во время хлебозаготовки отобрали весь хлеб. У нас в Сибири пришла всем голодная смерть, нет нам жизни при советской власти». «К»

Марийская обл., Краснококшай. «Хлеба и других продуктов нет. Голод. Скот дохнет. Пахать не на чем, лошади пропали, а тракторов не привезли еще». «К»

Гор. Дюшамбе, 79-й кавалерийский полк, взвод связи. «Я из колхоза вырвался, рад, что хотя выписался из душной, все там оставил... в Красной Армии служил, был под стражей, но думал, что когда-нибудь вырвусь живым, а в колхозе конца не будет: все под стражей работай кому-то, а сам будь голодный и холодный; стала жизнь, будь она проклята: отцы работали баринам, а сыны колхозу». «К»

Подлинник подписали: Начальник ИНФО ОГПУ Запорожец Начальник 3-го отделения Лобов

С подлинным верно:

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Прокофьеву; 6)Бокию; 7) Благонравову; 8)Ольскому; 9) Агранову; 10)Каулю; 11) Воронцову; 12) Шанину; 13) Вельскому; 14)Апетеру; 15) Николаеву; 16) Дьякову; 17) Запорожцу; 18) Герасимовой; 19) Агаянцу; 20) Дубинину; 21) 5-е ОО ОГПУ; 22-23) В делах отделения.