20 ноября 1921 г. — Письмо председателя Совета военной промышленности П. А. Богданова председателю СНК В. И. Ленину о положении военной промышленности и мерах по ее укреплению
20 ноября 1921 г.
В сентябре СТО была утверждена программа на главные предметы боевого снаряжения армии по соглашению ВСНХ с Реввоенсоветом. В основу программы была положена необходимость создания известных запасов боевого снаряжения к весне, а также улучшения снаряжения армии. Вся острота и необходимость создания нужных запасов подчеркивалась т. Троцким¹*, особенно в последнее время, в частности в заседании комиссии СТО и на собрании ответственных работников в Туле.
Между тем я считаю нужным Вам сообщить, что вопрос сейчас должен идти не только о тульских заводах, но что вообще военная промышленность находится в крайне тяжелых условиях и в ближайшем будущем должна пережить жестокий кризис. Дело заключается в следующем:
1. Во время существования Чусоснабарма военная промышленность была поставлена в исключительные условия в смысле финансирования, снабжения топливом и материалами; финансы получались в полной сумме потребности всех заводов военной промышленности, в отношении снабжения топливом заводы военной промышленности считались внеочередными, в отношении материалов — то же самое. В настоящее время снабжение военной промышленности как денежными знаками, так и топливом и материалами поставлено на уровень с другими отраслями промышленности, и, например, в отношении денежных знаков мы удовлетворяем потребность в заработной плате только на наиболее ударных заводах, а [на] остальных же задолженность рабочим растет из месяца в месяц, а поскольку стремление и усилия поднять хозяйственную жизнь страны требуют усиленного внимания к ряду отраслей гражданской промышленности, наступает совершенно неизбежное «охлаждение» к интересам промышленности военной.
2. За последние годы военная промышленность жила в значительной степени запасами от империалистической войны в области целого ряда материалов, и это давало возможность быстро развертывать отдельные ее отрасли, когда фронт требовал усиленного снабжения; в настоящий момент эти запасы в большинстве случаев иссякли, в частности мы стоим перед прекращением выработки взрывчатых веществ через несколько месяцев, так как у нас отсутствует селитра, а в то же время выписка селитры из-за границы была выкинута из импортного плана; через несколько месяцев опять скажется недостаток в свинце, отсутствует ряд специальных сортов стали и тому подобное; особенно остро мы испытываем недостаток в целом ряде материалов и приборов в авиации, без которых совершенно невозможно выпускать аппараты, мало-мальски отвечающие тем высоким требованиям, которые ставятся для этой отрасли боевого дела.
Между тем мы имели бы все объективные возможности поддерживать нашу военную промышленность на нужной высоте, если бы по отношению к ней неуклонно проводилась политика полного содействия ей, но, к сожалению, о военной промышленности мы вспоминаем только тогда, когда наступает острый момент, а в промежутки затишья часто все усилия поддержать военную промышленность разбиваются об отказ наших высших органов (как это имело место, например, с выпиской из-за границы целого ряда необходимейших предметов по импортному плану в мае).
За время существования Совета военной промышленности нам удалось собрать все заводы военной промышленности, ввести на них единообразные способы управления, наладить дисциплину, изучить эти заводы и выяснить все их нужды и потребности для полного их использования, постепенно удалось подобрать великолепный технический персонал, который включает в себя всех наших лучших специалистов в области военной промышленности. С этим персоналом и с нашими заводами мы могли бы поддерживать боевую мощь республики, необходимо только, повторяю еще раз, чтобы забота о военной промышленности была признана делом исключительной государственной важности и чтобы этот взгляд неуклонно проводился.
Я просил бы разрешить мне сделать краткий доклад о положении военной промышленности в Политбюро и изложить те меры, которые я считаю необходимым провести в жизнь. Среди них наиболее срочными были бы нижеследующие: 1) выделение Совета военной промышленности в самостоятельную финансовую единицу с отпуском ему без урезок всей потребной суммы денежных знаков; 2) предоставление дополнительного отпуска (сейчас отпущено 1,5 млн.) золотого фонда для закупки за границей материалов и оборудования, которое не может быть получено в республике и без которого военная промышленность существовать не может (селитра, свинец, некоторые инструменты и так далее); 3) оставление всей военной промышленности на государственном снабжении дровяным топливом, снабжая таковым, а также и минеральным топливом, наравне с железными дорогами.
С коммунистическим приветом, П. Богданов²*
Примечания:
¹* Троцкий (Бронштейн) Л. Д. (1879‑1940) — партийный и государственный деятель. С 25 сентября 1917 г. - председатель Петроградского совета В октябре 1917 г. — апреле 1918 г. — нарком иностранных дел РСФСР, в апреле 1918 г. — январе 1925 г. — нарком по военным и морским делам, в сентябре 1918 г. — январе 1925 г. — председатель Реввоенсовета Республики. Одновременно в марте-декабре 1920 г. — нарком путей сообщения и председатель ЦК союза транспортных рабочих (1920‑1921 гг.). В мае 1925 г. — августе 1926 г. — член Президиума ВСНХ СССР, одновременно в мае 1925 г. — ноябре 1927 г. — председатель Главного концессионного комитета.
²* Богданов П. А. (1882‑1939) — государственный деятель, один из организаторов промышленности в годы гражданской войны. В 1917 г. — член президиума исполкома Гомельского совета, член комитета РСДРП(б), председатель ВРК. С июля 1918 г. — на работе в ВСНХ: член правления Волга-Камского объединения, уполномоченный ВСНХ по национализации химической промышленности и член коллегии Химического отдела С апреля 1919 г. — председатель Совета военной промышленности при Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии, с апреля 1920 г. — заведующий Главным управлением металлургической промышленности и член Президиума ВСНХ. С мая 1921 г. по январь 1925 г. председатель ВСНХ РСФСР, член Совнаркома РСФСР. С 1925 г. — председатель Северо-Кавказского крайисполкома, председатель правления Амторга, с конца 1923 г. — начальник Главного управления военной промышленности. Член ВЦИК и ЦИК СССР.
АПРФ. Ф. 3. Оп. 46. Д. 330. Л. 7-7 об. Заверенная копия.