16 марта 1920 г. — Докладная записка Центрального правления артиллерийских заводов в Совет военной промышленности об установлении сокращенной программы выпуска оружия в связи с необходимостью улучшения качества продукции
16 марта 1920 г.
Усиленная работа наших оружейных заводов во время большой войны совершенно расстроила их оборудование, так как достигнутая заводами к концу войны производительность больше, чем на 100% превзошла ту, которая считается нормальной для правильной работы оружейных заводов. В 1916 г. уже было решено в ГАУ по окончании войны все станки оружейных заводов заменить новыми. Станки были уже заказаны в Америке и частично начали уже прибывать. Возникшая с 1918 г. новая война не только не позволила привести этот план в исполнение, но и заставила форсировать работу оружзаводов до крайней возможности, невзирая на разбитость и разношенность оборудования. Выход изделий, конечно, получился, несмотря на все старания, небольшой, качество же изделий понизилось настолько, что винтовки едва можно считать пригодными для боевой службы при самых снисходительных требованиях. Кроме того, является постоянный риск неожиданной полной остановки заводов, что и случилось уже с Тульским оружзаводом.
Во избежание подобных неприятностей в дальнейшем надо использовать наступившее временное затишье военных действий, и постепенным ремонтом вывести заводы из современного угрожающего состояния и дать им возможность изготовлять оружие, пригодное для боя. В связи с этим Центральное правление артиллерийских заводов составило уменьшенную программу деятельности оружзаводов. При составлении программы имелось в виду дать заводам возможность выполнить часть капитального ремонта станков и почти весь мелкий ремонт. В этих видах необходимо выход заводов фиксировать не свыше ½ того выхода, которого они достигли к настоящему времени, так как большинство переходов имеет по два или по четыре станка.
Таким образом, для Тульского оружейного завода следует установить программу: винтовок — 15 тыс. в месяц, револьверов — 5 тыс. в месяц, пулеметов — 500 и станков к пулеметам — 500. Для Ижевского завода, достигшего 22 тыс. винтовок в месяц, программу следует фиксировать в 11 тыс. или, в крайнем случае, в 15 тыс. в месяц.
На время же возможного развития военных действий с 1 июля по 1 октября можно назначить заводам повышенную программу, но не иначе как ввиду действительной в этом потребности, иначе намеченное оздоровление заводов выполнено не будет. Такой исключительно повышенной программой ЦПАЗ считает: для Тульского оружейного завода — 25 тыс. винтовок, 7 тыс. револьверов, 800 пулеметов и 700 станков, а для Ижевского завода — 20 тыс. винтовок.
Фиксируя производительность заводов в указанных границах, Цепаз предлагает использовать все их технические силы и средства на указанное частичное ремонтирование станков, а также на накапливание запаса инструмента, материалов, исправление силовых установок, без чего правильная работа заводов не может считаться обеспеченной.
Испрашивается: утверждение Советом военной промышленности намеченной выше фиксированной программы оружзаводов, а именно: для Тульского оружейного завода — 15 тыс. винтовок в месяц, 5 тыс. револьверов, 500 пулеметов и 500 станков к пулеметам; для Ижевского завода — 15 тыс. винтовок в месяц с поднятием ее в случае крайней надобности на время с 1 июля по 1 октября до размеров: для Тульского оружейного завода — 25 тыс. винтовок, 7 тыс. револьверов, 800 пулеметов, 700 станков и для Ижевского завода — 20 тыс. винтовок.
Приложение: выписки из протокола Цепаза от 19 февраля 1920 г. № 14 п. 1 и от 6 марта 1920 г. № 18 п. а.¹*
Председатель правления Серебровский
Член правления²*
Директор I отдела военный инженер-технолог³*
Примечания:
¹* Выписки в деле не обнаружены.
²* Подпись неразборчива.
³* Подпись неразборчива.
РГАЭ. Ф. 2097. Оп. 3. Д. 175. Л. 235-235 об. Подлинник.