25 мая 1919 г. — Докладная записка Главного управления кораблестроения в Морской генеральный штаб о достройке военных судов и содействии судостроительным заводам
25 мая 1919 г.
Согласно резолюциям предреввоенсовета Республики и нагенмора на докладе Генмора № 131 от 15 марта сего года, Глакор, на основании материалов, полученных от Комиссии по достройке судов (согласно приказу по Балтфлоту № 62), еще раз детально обсудил, с участием представителей Балтийского завода и Путиловской верфи, вопрос о достройке крейсера «Светлана»¹*, эскадренных миноносцев — «Прямислав» и «Кап[итан] Белли», и пяти тральщиков типа «Ударник»²*, причем выяснил, что за последние месяцы условия работы на обоих заводах значительно осложнились и закончить достройку намеченных судов можно лишь при условии особых распоряжений, ниже указанных, со стороны председателя Чрезвычайной комиссии по снабжению армии.
I. Балтийский завод может приступить к достройке крейсера «Светлана» и миноносцев «Прямислав» и «Кап[итан] Белли» с начала июня сего года по мере окончания срочных ремонтных работ на судах действующего флота («Севастополь», «Олег»³*, подлодки «Урал», «Воин», «Тосно», «Волхов»⁴*). Сроки готовности судов намечаются прежние: крейсер «Светлана» и миноносец «Прямислав» — к навигации 1920 г., а миноносец «Кап[итан] Белли» — не ранее осени 1920 г.⁵* Необходимо, однако, обратить внимание, что в связи с введением в Петрограде осадного положения и призывом военнообязанных в ряды войск, на заводе осложнился еще острее вопрос с некомплектом мастеровых. К началу апреля сего года некомплект квалифицированных мастеровых и служащих составлял более 400 чел., причем биржа труда пополнить этот недостаток не могла. По последней мобилизации с объявлением Петрограда на осадном положении в ряды войск было призвано 673 чел. квалифицированных мастеровых различных специальностей. Таким образом, в настоящее время общий некомплект мастеровых на заводе надо считать не менее 1 тыс. чел., что, конечно, существенным образом должно отразиться на сроке исполнения работ.
Не возражая против выше намеченных сроков готовности судов, Балтийский завод ставит непременным условием возвращение в первую очередь обратно на работы всех призванных по последней мобилизации мастеровых и служащих в числе 673 чел. и самое широкое содействие биржи труда в предоставлении заводу квалифицированных мастеровых, с тем чтобы довести общее число работающих на заводе до 4 тыс. чел.
В отношении запаса топлива положение Балтийского завода надо признать также весьма тяжелым. Для нормальной работы по достройке крейсера и двух миноносцев (при 8‑часовом рабочем дне в будни и без сверхурочных работ в праздники) потребуется ежемесячно до 75 тыс. пуд. угля и 6 тыс. пуд. кокса. Принимая во внимание, что некомплект мастеровых на заводе и срочность работ по достройке вынудят прибегнуть к сверхурочным работам, ежемесячную потребность в топливе для достройки трех судов надо считать: около 100 тыс. пуд. угля и 7,5 тыс. пуд. кокса. Запасы топлива на Балтийском заводе пришли к концу, доставка же топлива с юга маршрутными поездами пока еще не налажена, поэтому ежемесячное регулярное снабжение Балтийского завода топливом распоряжением центральных органов неизбежно, по крайней мере, в течение ближайших месяцев, пока не наладится подача топлива с юга маршрутными поездами.
Таким образом, на основании данных, имеющихся у Глакора, Балтийскому заводу для срочного окончания постройки указанных судов необходимо содействие Генмора в наискорейшем утверждении председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению армии нижеследующих распоряжений:
1. Возвратить для работы на Балтийский завод призванных в ряды войск по последней мобилизации в связи с объявлением осадного положения в г. Петрограде мастеровых и служащих в числе 673 чел.
2. Сделать распоряжение Петроградской бирже труда о принятии всех возможных мер к укомплектованию Балтийского завода недостающими кадрами квалифицированных мастеровых в числе 400 чел.
3. Обеспечить усиленным питанием мастеровых и служащих завода в числе до 4 тыс. чел.
4. Обеспечить Балтийскому заводу ежемесячный регулярный отпуск топлива на все время работ в количестве 100 тыс. пуд. угля и 7,5 тыс. пуд. кокса ежемесячно.
5. Предоставить через ВСНХ Балтийскому заводу преимущественное право выемки из складов Общества Северо-Западных заводов и Русско-Балтийского завода на Гутуевском острове всех необходимых для достройки материалов и готовых изделий.
6. Сделать распоряжение через ВСНХ о том, чтобы Балтийскому заводу отпускались в первую очередь необходимые для достройки расходные и вспомогательные материалы.
II. Достройку пяти тральщиков типа «Ударник» ввиду отказа Балтийского завода возможно поручить только Путиловской верфи. Однако условия производства работ на последней надо признать еще более сложными, чем на Балтийском заводе. По последней мобилизации в ряды войск и к всеобучу призвано 182 чел. мастеровых и служащих, составляющих незаменимый в настоящее время кадр работников, и с их уходом с завода исполнение заказов морведа приостановилось.
Для нормальной работы по достройке пяти тральщиков требуется ежемесячно до 1,7 тыс. пуд. угля, 500 пуд. кокса и 100 пуд. керосина, между тем запасов топлива на верфи нет. В получении электрической энергии верфь зависит от Общества 1886 г.⁶*; отпуск верфи энергии в последние месяцы был весьма ограничен и далеко не достаточен для производства работ по достройке тральщиков. В получении отливок для дельных вещей верфь зависит от Путиловского завода, на котором литье за недостатком топлива почти приостановлено.
Ввиду вышеизложенного Путиловская верфь отказывается в настоящее время указать срок готовности тральщиков. Несмотря на столь осложнившиеся обстоятельства, Глакор, со своей стороны, все же полагает крайне важным продолжать постройку пяти тральщиков на Путиловской верфи, считаясь с вероятным сроком готовности их даже к началу навигации 1921 г.
Необходимо учесть, что, лишившись последнего заказа на постройку судов, Путиловская верфь тем самым теряет последний наиболее опытный и сработавшийся кадр мастеровых и служащих по судостроению, хорошо знакомый с верфью, и не только постройка тральщиков, но и все работы по ликвидации заказов морведа на верфи и по приведению строящихся судов в состояние долговременного хранения должны остановиться на неопределенное время. Весьма дорогостоящее имущество, заготовки и механизмы для этих построек будут постепенно израсходованы по другому назначению и частью придут в ветхость, и впоследствии не представится уже никакой возможности привести в порядок приостановленные постройки, а тем более успешно их довести до конца.
В случае благоприятного решения вопроса о достройке пяти тральщиков на Путиловской верфи необходимо содействие Генмора в наискорейшем утверждении председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии нижеследующих распоряжений:
1. Возвратить для работы на Путиловской верфи призванных в ряды войск по последней мобилизации и для всеобуча мастеровых и служащих в числе 182 чел.
2. Обеспечить усиленным питанием мастеровых и служащих, работающих на постройке пяти тральщиков, в числе около 300 чел.
3. Обеспечить Путиловской верфи ежемесячный отпуск топлива на все время достройки тральщиков в количестве 1,7 тыс. пуд. угля, 500 пуд. кокса и 100 пуд. керосина.
4. Предоставить через ВСНХ право Путиловской верфи в льготном порядке получать нужные материалы (расходные и вспомогательные) и изделия со складов по указанию местного совнархоза.
Представляя весь вышеприведенный материал, касающийся достройки крейсера «Светлана», эсминцев «Прямислав» и «Кап[итан] Белли» и пяти тральщиков, Глакор, согласуясь с резолюцией нагенмора на докладе Генмора № 131, просит Генмор войти в непосредственные переговоры с председателем Чрезвычайной комиссии по снабжению армии и исходатайствовать все вышеуказанные распоряжения о содействии Балтийскому заводу и Путиловской верфи, без коих достройка судов будет невыполнима. О последующем Глакор просит не отказать в срочном уведомлении, имея в виду, что впредь до окончательного выяснения вопроса о достройке перечисленных судов Глакором дан лишь предварительный наряд Балтийскому заводу на подготовительные работы по достройке крейсера и двух миноносцев, окончательные же и детальные распоряжения могут быть даны как Балтийскому заводу, так и Путиловской верфи после решения вопроса о постройке перечисленных судов в полном объеме.
Наглакор, корабельный инженер С. Барановский
Вр[еменно] и[сполняющий] об[язанности] комиссара Форсилов
Пометы: 1. «Б. П. Гаврилову и Мантьеву. Прошу уточнить (срочно) и узнать у В. Н. Черкасова (1 опер.), он возьмет дальше вести это дело или мы. В последнем случае прошу дать о переговорах свой отзыв. А. М. 2 мая 1919 г.».
2. «Т[актико]-т[ехнический] отдел. 1 оперотд[ел] сообщает, что «Светлана», 2 м[иноносц]а и 5 тральщиков должны достраиваться к кампании 1920 г. Основание: резол[юция] предс[едателя] РВС Троцкого для доклада Генмора 15 марта № 131. В. Черкасов. 5 июня 1919 г.».
3. «Доклад Генмора 27 мая 1919 г. № 283 относится до кампании 1919 г. В. Черкасов».
4. «Оперчасти. Представить с просьбой дать отзыв в Серпухов, указав, что ряд выставленных условий заставляет меня высказать полнейшее убеждение, что достройка бесполезна, так как сроки из-за невыполнимости условий соблюдены не будут. Н. Игнатьев. 3 июля 1919 г.».
5. «Докладывал сегодня т. Склянскому, который приказал получить отзыв из Серпухова».
Примечания:
¹* К постройке серии легких крейсеров типа «Светлана» в России приступили перед I мировой войной. На стапелях Ревельского завода «Русско-Балтийского судостроительного и механического общества» и Путиловской верфи в Петербурге в ноябре 1913 г. состоялись официальные церемонии закладки четырех кораблей для Балтийского флота. На первом осуществлялось строительство крейсеров «Светлана» (головной) и «Адмирал Грейг». Начавшаяся война нарушила ход строительства. И хотя готовность головных крейсеров была высокой (85%), из-за угрозы захвата Ревеля германской армией «Светлану» и «Адмирала Грейга» пришлось отбуксировать в Петроград, где и планировалось ввести их в строй в 1919 г. Однако экономическое положение страны и развал промышленности сделали эти планы невыполнимыми. Из-за нехватки средств и ряда технических трудностей «Светлана» (с 5 февраля 1925 г. крейсер переименован в «Профинтерн», с 31 октября 1939 г. — «Красный Крым») достраивался по первоначальному (устаревшему) проекту, с незначительными изменениями, на Балтийском заводе. Был достроен лишь в 1928 г.
²* Речь идет об эскадренных миноносцах типа «Новик». Сам эсминец «Новик» во многом был образцом для мирового кораблестроения, прославившись своими боевыми характеристиками и быстроходностью. В 1913 г. на Путиловской верфи были заложены еще 6 кораблей одной из модификаций типа «Новик». Эти корабли отличались от своего прототипа как внешним видом, так и тактико-техническими данными. В 20‑х гг. все «новики», находившиеся в строю молодого советского флота, получили названия в честь выдающихся революционеров. Так, «Капитан Белли» стал «Карлом Либкнехтом», а «Прямислав» — «Калининым». После окончания Гражданской войны «новики» продолжали нести службу в советском Красном флоте. До второй половины 1930‑х гг. они составляли ядро Черноморского и Краснознаменного Балтийского флотов, положили начало Северному и Тихоокеанскому флотам.
Заинтересованность в достройке для флота тральщиков типа «Ударник» неслучайна. Опыт Первой мировой войны выявил острую потребность флота в базовых тральщиках (небольших и дешевых кораблях для работы на рейдах, в гаванях и близлежащих акваториях), а также в мелкосидящих судах, способных уничтожать мины с малым углублением и прикрывать своими тралами глубокосидящие корабли. Кстати, упомянутый в документе «Ударник» был одним из трех кораблей этого типа, не только заказанных, но и вступивших в строй до ноября 1917 г.
³* Линейный корабль «Севастополь» заложен 3 июня 1909 г. в Санкт-Петербурге, спущен на воду 16 июня 1911 г., вступил в строй 4 ноября 1914 г. «Севастополь» участвовал в Первой мировой войне, принимал участие в Февральской революции, в 1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота, участвовал в Гражданской войне, с 1921 г. вошел в состав морских сил Балтийского моря. С 1922 по 1925 гг. линкор прошел капитальный ремонт, а в 1928 г. был модернизирован. С 31 марта 1921 г. по 31 мая 1943 г. корабль носил название «Парижская коммуна». В ноябре 1929 г. корабль убыл на Черное море, где и вошел в состав Черноморского флота. Участвовал в Великой Отечественной войне и в 1945 г. был награжден орденом Красного Знамени. После войны корабль выполнял функции учебного судна, а 1956 г. был исключен из списков ВМФ.
Бронепалубный крейсер «Олег» заложен в Санкт-Петербурге в 1902 г., спущен на воду в августе 1903 г. Вступив в строй в 1904 г., крейсер стал участником русско-японской войны, входил в состав 2‑й Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, 9 июня 1905 был интернирован. Пройдя капитальный ремонт, крейсер «Олег» вступил в Первую мировую войну. Участвовал в Февральской революции и в ноябре 1917 г. вошел в состав Красного Балтийского флота. 18 июня 1919 г. во время патрулирования в Финском заливе корабль был торпедирован и потоплен. Последняя дата в истории корабля относилась к 1938 году, когда крейсер был поднят и сдан на металлолом.
⁴* Подводные лодки с такими названиями неизвестны. Возможно, имеются в виду подлодки, закупленные у американской фирмы «Голланд» и собранные к ноябрю 1916 г. на Балтийском заводе. Это лодки типа АГ (американская Голланда): АГ‑11, АГ‑12, АГ‑13, АГ‑14, АГ‑15.
⁵* Красным карандашом, видимо, Е. Беренсом по тексту документа написано: «С 5 по 10 июля я ездил в Петроград, и опять какая-то каша».
⁶* Имеется в виду Общество электрического освещения 1886 г., названное так в честь состоявшейся в этот год в Санкт-Петербурге электрической выставки.
РГАВМФ. Ф. р-342. Оп. 1. Д. 555. Л. 45-47. Подлинник.