29 января 1919 г. — Письмо начальника Главного военно-инженерного управления И. Е. Коросташевского председателю Чрезкомснаба Л. Б. Красину о необходимости сохранения в России заводов по производству капсюлей-детонаторов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1919.01.29
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 90-91.
Архив: 
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 224. Л. 135-136. Заверенная копия.

29 января 1919 г.

Секретно.

В Москве существует трубочный и капсюльный заводы анонимного Русско-Бельгийского общества. Заводы эти, весьма обширные по производству, в то же время являются единственными в России, где заботами ГВИУ было установлено производство капсюлей-детонаторов для нужд инженерного ведомства.

В период прошлой кампании производительность этих заводов выражалась в десятках миллионов штук капсюлей в год. В ноябре 1917 г. в связи с аннулированием почти всех заказов, сделанных инженерным ведомством, и в частности заказов на капсюля-детонаторы, данных вышеуказанным заводам, последние прекратили свою деятельность; и в марте месяце 1918 г. администрация завода передала все имущество заводов под охрану бельгийского консула, который опечатал все станки, материалы и помещения. Хотя оба директора, бр. Лаланды, и уехали во Францию, но на заводах еще оставалось некоторое количество служебного персонала, достаточное для восстановления производства.

В настоящее время на складах ГВИУ находится еще достаточное количество капсюлей, необходимых для нужд формируемой и действующей на фронтах армии, но, принимая во внимание, что заводы эти являются единственными в России по производству капсюлей-детонаторов и что получение капсюлей из-за границы в условиях настоящего момента совершенно неосуществимо, ГВИУ признало необходимым принять меры к сохранению и восстановлению этого единственного производства и поэтому постановило обратиться к бельгийскому консулу в Москве с ходатайством о передаче капсюльного и трубочного заводов ГВИУ или на арендных началах, или в полную собственность.

Во исполнение этого постановления подрывная секция коллегии по обороне при ГВИУ вошла в переговоры с бельгийским консулом. Последний, запросив уехавших во Францию директоров по означенному вопросу, получил полную доверенность на ведение окончательных переговоров по продаже в собственность инженерного ведомства как оборудования, так и всего имущества заводов. Ввиду того что бельгийский консул предложил представителям ГВИУ предъявить ему такую же доверенность от ГВИУ с указанием, что инженерное ведомство принципиально признает необходимым приобрести в собственность эти заводы, ГВИУ вошло с ходатайством в ЦУС о получении соответствующего разрешения. На что главный начальник снабжений сношением от 14 августа за № 437 секретно уведомил, что, не встречая принципиальных препятствий к возбуждению вопроса о передаче обоих заводов в ведение инженерного ведомства, окончательное согласие даст только после детального обследования заводов. Сформированная 29 августа особая комиссия из трех представителей ГВИУ совместно с бельгийским консулом приступила к детальному обследованию и расценке всего оборудования и наличных материалов капсюльного и трубочного заводов Русско-Бельгийского общества, но 5 ноября прекратила свои действия, так как 4 ноября агентами ВЧК были сорваны консульские печати и насильственно открыты двери на пистонном заводе, после чего все двери были вновь запечатаны заводскими пломбами, но пломбировальные щипцы увезены с собою теми же агентами. 8 ноября 1918 г. бельгийский консул прекратил все переговоры с представителями ГВИУ впредь до выяснения причин этого инцидента и о дне дальнейших переговоров обещал уведомить, но ответа до сего времени получено не было.

Ввиду того, что для инженерного ведомства является крайне необходимым и желательным как сохранение этих единственных по производству заводов в России, так и восстановление деятельности их в нужный момент, ГВИУ просит о принятии чрезвычайных мер к передаче капсюльного и трубочного заводов Русско-Бельгийского общества в ведение инженерного ведомства путем покупки или национализации их, с тем чтобы ГВИУ могло наладить на них дальнейшее производство капсюлей-детонаторов для нужд армии¹*.

Начальник Главного военно-инженерного управления Коросташевский²*

Начальник подрывного отдела инженер, военный электрик³*

Начальник организационного отделения инженер, военный электрик Матвеев

Примечания:

¹* В сопроводительном документе указано, что Чрезкомснаб находит целесообразным передать эти заводы ВСНХ.

²* Коросташевский И. E. (1892‑?) — военный и партийный деятель. С 1917 г. по 1918 г. — уполномоченный Наркомвоена. В январе 1919 г. — июле 1922 г. — секретарь Наркомвоена, начальник и военком Главного военно-инженерного управления, одновременно, с мая 1920 г., — помощник главного начальника снабжений, чрезвычайный комиссар складов огнеприпасов и взрывчатых веществ морского и военного ведомств. С июля 1922 г. переводится в ВСНХ: член коллегии Главлескома ВСНХ, член коллегии Главкомгосоора, председатель Лесного треста ВСНХ. С апреля 1923 г. вновь назначается начальником и военкомом Главного военно-инженерного управления. С 1925 г. — зам. начальника Главэлектро ВСНХ СССР

³* Фамилия неразборчива.

РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 224. Л. 135-136. Заверенная копия.