26 октября 1918 г. — Из письма сотрудника Центрального управления снабжения Н. И. Лашина зам. наркома по военным делам Э. М. Склянскому о состоянии снабжения армии

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1918.10.26
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 69-71.
Архив: 
РГВА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 503. Л. 197-207. Подлинник.

26 октября 1918 г.

Снабжение армии — вопрос настолько сложный, что его, конечно, нельзя разрешить в небольшом докладе, но, вместе с тем, современные обстоятельства настоятельно требуют найти правильное решение, и поэтому полагаем, что данная попытка будет весьма полезной вехой при изыскании правильного пути. Здесь нужно заметить, что почему-то для разрешения этого, колоссальной важности, вопроса не были применены обычные меры, а именно: усиленные дискуссии, для чего с самого образования Управления центрального снабжения надо было использовать солидные литературные силы Высшего совета народного хозяйства, затем полезно было назначить премии за рациональный проект снабжения, и, кроме того, вопрос этот значительно легче разрешился бы, если бы при Наркомвоен был образован специальный организационный аппарат, как предлагал в «Известиях Военного комиссариата» автор этих строк.

Прежде чем переходить к дальнейшему, необходимо условиться, что интересующий нас вопрос решается нами в соответствии с теми исключительными обстоятельствами, которыми так богата наша действительность. Не принимать их во внимание — это значит строить громадное здание, не исследовав грунта. Но, однако ж, эти обстоятельства нужно учитывать как временные и, следовательно, все организационные предположения должны иметь иную перспективу, чем факты данного момента.

Переходя к разрешению вопроса рационального снабжения армии, мы сразу должны решить, понимать ли под этим весь процесс снабжения, то есть заказ, производство и распределение или только последнее. Полагаем, что тут двух мнений быть не может. Те предположения, которые были в январе-апреле, когда была надежда не вести крупные и длительные военные операции, теперь совершенно неприемлемы, факт длительной и большой войны налицо, а следовательно, вопрос снабжения необходимо рассматривать во всем его объеме.

Это детальное выяснение смысла нашей задачи весьма необходимо, так как только это дает возможность сразу наметить план работы снабжения и соответственно проектировать служебные аппараты.

А именно: аппараты снабжения должны исполнять работы по проектированию планов заготовок, планов распределения снабжения и по передаче их на места потребления.

Определив план работы учреждений, ведающих военным снабжением, мы, прежде чем приступить к разработке конструкции таковых, выясним, могут ли быть признаны имеющиеся в данный момент военные органы снабжения способными удовлетворить его.

Достаточно беглого знакомства с ними, чтобы высказаться в отрицательном смысле. В самом деле, наши военные органы снабжения почти не переменили своей сущности, несмотря на то, что война 1914 г. открыла нам новую перспективу.

Война 1914 г. с самого начала ясно сказала¹*, что в эту невиданную бойню будет втянут весь народ целиком, буквально и млад и стар, здоровый и хворый, а раз так, то и военное снабжение должно было быть увеличено до небывалых размеров, а именно, не только необходимо было использовать всю существующую промышленность в военных целях, но и увеличить ее во много раз и кроме того поставить совершенно новые производства, так как железная необходимость таких войн заставляет все мирное превращать в неистощимые запасы войны.

Но подобное положение возможно лишь тогда, когда в дело введен экономический элемент.

Наши военные аппараты снабжения организованы и работали, совершенно не считаясь с экономическими соображениями, а следовательно, они не могут положительно разрешить задачи снабжения.

Поэтому необходимо признать, что роль военных довольствующих органов совершенно изменилась, причем определенно можно сказать, что производство выпадает из их ведения в первую очередь.

Для этого достаточно вспомнить, что в наиболее тревожные дни лета 1915 г. военные органы почти добровольно сдали сами свои позиции всевозможным общественным организациям или же пробовали загребать жар чужими руками; так, например, Главное управление по квартирному довольствию войск, получив предписание на постройку бараков для одного миллиона двухсот тысяч солдат запасных батальонов, передало право постройки городам, но пожелало сохранить видимость своего участия в этой колоссальной работе, обязав города типом и материалом для постройки, мало того, разбив постройку на несколько очередей, что привело к колоссальному удорожанию постройки.

Там же, где военные довольствующие органы вступили сами в непосредственный контакт с промышленностью, там сразу получились такие факты, как неслыханное отступление и от закона, и от экономической политики, а именно предпринимателям выдавались авансы до 50%, что во многих случаях покрывало все издержки предпринимателя. Подобное привело к весьма понятным отрицательным экономическим результатам.

Поэтому отдел заказов должен целиком перейти в орган, ведающий промышленностью страны.

Но практика жизни всегда высказывалась против двоевластия, тем более это опасно в настоящее время, когда общий контакт весьма слаб. Из этого тупика есть единственный выход, это весь аппарат военного снабжения целиком передать в руки промышленности, это тем более необходимо, что таким образом будет разрешен и вопрос личного состава.

Личный состав, конечно, не есть какое-то непреодолимое препятствие, но, однако ж, может сводить почти к нулю всю организационную работу, например: на одном из участков Южного фронта в частях не было многих необходимых предметов; при расследовании оказалось, что таковые имеются в большом количестве в ближайшей же базе снабжения, но эта база не давала снабжения за отсутствием требований из частей. Таким образом, прекрасно снабженная база фактически не функционировала; или посылается на головную базу большая партия упряжи, причем необходимой части, изготовить которую на месте нельзя, оказалось только 10%, и 90% партии лежало без движения, что для головной базы весьма опасно. Подобных примеров сколько угодно. Поэтому переменой личного состава необходимо заняться, причем было бы странно думать, что тут можно ограничиться переменой только личного состава верхушек, в данном случае придется эту операцию произвести в крупном масштабе.

Где же искать нужных работников, да в промышленной жизни, там люди не заражены одной из ужаснейших болезней феодального строя — бюрократизмом.

Это, к сожалению, приходится еще многим доказывать, но все же только там можно найти людей для пополнения личного состава аппарата снабжения, это легко можно видеть, если определить функции, в зависимости от которых разрешается вопрос укомплектования.

Функций этих три: 1. Переживаемый момент. 2. Схема данной организации. 3. Обязанности, возлагаемые в данное время и в данной организации на данное лицо.

Ясно, что переживаемый момент явно не благоприятен для бюрократов, схемы жизненных организаций бюрократам чужды и непонятны, громадное большинство обязанностей, возложенных в данное время во всех жизнеспособных учреждениях, требуют одного основного качества — инициативы, а этого как раз и нет у бюрократов.

Итак, необходимо по многим причинам перенести аппарат военного снабжения в промышленную жизнь...²*

Лашин³*

Примечания:

¹* Так в тексте.

²* Опущена часть документа, не связанная с проблемами военной промышленности.

³* Лашин Н. И. (1866‑?) — военный деятель, старший офицер. С февраля 1918 г. — в Красной армии, с мая назначен в Центральное управление снабжения. В марте 1921 г. — заведующий ревизионно-инструкторской частью Управления снабжения Красной Кавказской армии.

РГВА. Ф. 33988. Оп. 1. Д. 503. Л. 197-207. Подлинник.