Не ранее 13 сентября 1918 г. — Докладная записка зав. отделением военной промышленности Отдела металла ВСНХ Швецова в коллегию Отдела металла о создании Главного комитета военной промышленности
Не ранее 13 сентября 1918 г.¹ *
Имея в виду протокол № 54 заседания бюро Отдела металла, предусматривающий положение о секции, также доклад Отдела металла по этому вопросу (записка военных инженеров-технологов Михайлова и Орлова) и протоколы ведомственных заседаний по вопросу об образовании Главного комитета военной промышленности от 19 августа 1918 г.²*, а также протокол от 13 сентября с. г. коллегии Отдела металла, считаю себя обязанным высказать ряд соображений по этому поводу в целях полного освещения вопроса и разъяснения программы предстоящей деятельности секции военной промышленности. Если принять во внимание, что в момент наибольшего развития военной промышленности (во вторую половину 1916 г.) месячный спрос только на одни черные металлы для непосредственной обороны превышал 21 млн. пудов, то величайшее значение надлежащей организации всей военной промышленности во время войны и ядра ее в мирное время станет совершенно очевидным. Если принять во внимание то, что производство чугуна даже всех металлургических заводов России (без Польши) в то время не доходило до 20 млн. пудов, то значение прочной организации всей военной промышленности еще более выявится и неизбежность планомерного перехода этой промышленности от мирного времени к военному и обратно³*.
Вместе с тем тотчас же встанет вопрос о создании технического и промышленного плана мобилизации и демобилизации страны на основании полной централизации вопросов и полной согласованности в каждый момент с положением всего народного хозяйства. Оборона лишь тогда в силах исполнить свои задачи в полном объеме, когда она всецело согласована со всей хозяйственно-экономической политикой государства. Управление народным хозяйством и управление обороной должны работать все время согласованно, только тогда может быть обеспечено развитие народных благ, успех народной культуры и прочность государственного быта и строя. Имея это в виду, следует остановить особое внимание на установлении основных принципов управления военной промышленностью.
Прежде всего, следует точно определить те границы, в которых будет заключаться ведение военной промышленностью: эти границы совершенно основательно устанавливаются протоколом № 54 заседания бюро коллегии Отдела металла, где указывается, что к секции военной промышленности относятся те металлообрабатывающие заводы, основным производством которых являются предметы военного снаряжения (точнее, следует сказать — «орудие⁴* непосредственной обороны»), В этом случае необходимо подразделить деятельность секции на работу по полному обслуживанию одних заводов, именно тех, которые предусматриваются предыдущим определением, и по учету и изучению производства на других металлообрабатывающих, а также металлургических заводах. Это положение вытекает из тех соображений, что переход от мирного времени к военному требует мгновенного развертывания программы по снабжению обороны и, с другой стороны, мгновенного перехода заводов от одного производства к другому и обратно; соответствующие изменения неизбежны при переходе от военного времени к миру, когда «мечи должны перековываться на плуги». Эти переходы требуют необходимой подготовительной и сложной работы, начиная от установления двух сортаментов⁵* (военного и мирного) металлургических заводов и кончая переходом работы станков (в известном проценте) от выделки одних предметов к другим. Такие переходы только тогда могут быть продуктивны, только тогда не [будут] нарушать планомерный ход жизни народного хозяйства, когда они подготовлены в виде особых, весьма сложных, всесторонних планов; а такие планы могут быть основаны лишь на полном изучении, с одной стороны, спроса обороны, а с другой — предложения всей страны (ее техники, промышленности, транспорта и так далее).
Как различные орудия обороны во время войны действуют связно и по определенным заданиям в известной планомерной совокупности, так и различные отрасли военной промышленности должны работать по строгому, общему, единому, центральному плану, в известной последовательности, в известной совокупности и в целой, строго предварительно разрабатываемой системе. Система эта должна твердо опираться на все то, что производит страна, должна согласоваться с состоянием техники государства и техники мировой.
При наличии этих положений, которые по существу, очевидно, неоспоримы, определяются те принципы, по которым должна строиться секция военной промышленности. Вот эти принципы:
1. Все металлообрабатывающие заводы, основным производством коих являются орудия обороны, находятся в ведении и управлении секции военной промышленности.
2. Секция ведет полный учет оборудования тех металлообрабатывающих заводов, которые частично могут изготовлять орудия обороны.
3. Секция изучает всесторонне весь спрос обороны на те ее предметы, в которых имеются металлические части.
4. Задачей работ секции является полное согласование спроса со стороны соответствующих технических учреждений, стоящих при генеральных штабах, с предложением народного хозяйства.
5. Конечной целью секции является такой баланс спроса и предложения, при котором не пострадал бы транспорт, являющийся опорой обороны, не тронуты были бы корни народного хозяйства и возможно меньшее изменение могла претерпеть хозяйственная политика.
6. По данным изготовления изделий военной промышленности секция предъявляет требования металлургической промышленности в отношении необходимого количества металлов и их сортамента.
7. Соответственно планам мобилизационным секция вырабатывает данные к сортаменту военного времени для металлургических заводов.
8. Секция военной промышленности, участвуя в разработке технических мобилизационных и демобилизационных планов, подготовляет для них необходимый материал.
9. При секции военной промышленности состоит Комитет по мобилизации и демобилизации металлургической и металлообрабатывающий промышленности.
10. Вся деятельность секции непрерывно связывается с работами всех секций Отдела металла ВСНХ и со всеми учреждениями, ведающими топливом.
Эти принципы определяют путь организации и предстоящую работу секции. Если анализировать весь материал, который по данному вопросу выработан комиссиями и имеется в виде отдельных докладов, то определится, что коренного логического расхождения с этими принципами нет, есть только ряд некоторых недоразумений. Эти недоразумения и необходимо осветить и устранить.
Все участники дебатов по вопросу об учреждении особого органа, который бы объединил всю военную промышленность, сходились на необходимости создания Главного комитета военной промышленности как междуведомственного учреждения (правильнее, вневедомственного, уже по одному тому, что и ВСНХ есть установление вневедомственное). Однако представители ведомств морского и военного высказывались о том, что, несмотря на наличие Главного комитета военной промышленности, заводы, которые доныне находились в ведении морского и военного ведомств, подчинялись бы и впредь этим ведомствам. В данном случае недоразумение очевидно, так как такая ведомственность противоречит и идее, и существу бытия Высшего совета народного хозяйства, созданного именно в противовес отжившему ведомственному строю. Ведомственность, так как она понимается лицами, защищающими свои привычные позиции, по существу противополагается хозяйственности, системе, планомерности, то есть противополагается всему тому, без чего немыслимо такое чрезвычайное явление, как война.
Коренная ошибка ведомственников заключается в том, [что они] не учитывают того, что к войне современного характера готовятся не только военный и морской комиссариаты, а вся страна со всем своим народным хозяйством. В войне участвуют не только армии и их снаряжение, но и весь народ, вся государственная техника и вся промышленность. Отрицание необходимости подчинения военной промышленности Высшему совету народного хозяйства может порождать идею о неподчинении и других отраслей промышленности и народного хозяйства, это отрицание уже в корне подрывает основание идеи централизации, без которой немыслимы действительные военные планы. Резко подчеркивается недоразумение ведомственных отзывов еще и в том, что промышленность, подчиненную Высшему совету народного хозяйства, эти отзывы причисляют к частной промышленности.
Таким образом, логическая последовательность приводит к неизбежной идее создания специального большого органа: Главного комитета военной промышленности. Помимо того, что это учреждение продиктовано опытом протекшей войны, создание его дает возможность безболезненно установить новый, вневедомственный по отношению к обороне, строй. При этих условиях следует считать необходимым переход ведомственных аппаратов и личного состава (в значительной его части) в Главный комитет военной промышленности.
Как бы ни реформировались военное и морское ведомства внутри себя, их реформа все же будет вливание нового вина в старые мехи, это будет в лучшем случае реставрация. Установление при ВСНХ Главного комитета военной промышленности подсказывает весьма простую и логически обоснованную реформу военного и морского ведомств, схематически выражающуюся в следующем: оборона государства управляется Главным генеральным штабом, который объединяет работу Военного генерального штаба и Морского генерального штаба, с которыми в тесной связи работает военно-морское техническое бюро, составляющее задания на предметы вооружения и все орудия обороны. Эти задания, отвечающие всем требованиям современной военно-морской техники, есть то, что необходимо для пополнения операционных планов Главного генерального штаба. Эти задания есть спрос обороны, на который соответствующим предложением и должен ответить Главный комитет военной промышленности.
Для надлежащего исполнения столь серьезной задачи этот комитет должен быть исключительно полным по техническому оборудованию и конструкции этого учреждения:
1. Он должен быть построен по производственным признакам.
2. Должен в себе заключать весь аппарат управления военной промышленностью.
3. Должен уметь и иметь возможность вырабатывать планы и проводить в жизнь мобилизацию и демобилизацию промышленности в согласии со всеми специальными органами ВСНХ, в согласии с Комиссариатом путей сообщения, комиссариатами продовольствия, земледелия, труда, финансов, торговли и промышленности.
Основанием к работе должны быть оперативные задания Главного генерального штаба. Прилагаемая схема дает конструкцию управления, при которой, по-видимому, могут быть соблюдены эти положения и высказанные ранее общие принципы.
Представляя все вышеизложенное на усмотрение коллегии Отдела металла, докладываю, что если все эти положения коллегия признает достаточно обоснованными и отвечающими требованиям интересов государства, мною немедленно будет выработан проект положения о состоящем при ВСНХ Главном комитете военной промышленности и подробные схемы и штаты. При этом полагал бы, что приведение в действие этих штатов и начало деятельности управления следует отнести к 1 января 1919 г.
В связи с этим считал бы, что ныне действующее отделение военной промышленности главную свою работу направляло бы к подготовке соответствующих условий для своевременного начала деятельности будущего комитета.
Заведующий отделением⁶*
Примечание:
¹* Датируется по содержанию.
²* См. документ от 19 августа 1918 г. — Протокол заседания межведомственной комиссии по созданию Главного комитета военной промышленности.
³* Так в тексте.
⁴* Так в тексте.
⁵* Сортамент — состав продукции по маркам, профилям, размерам. Термин применяется в металлургической промышленности, преимущественно к металлопрокату.
⁶* Подпись отсутствует.
РГАЭ. Ф. 3429. Оп. 4. Д. 220. Л. 1-3 об. Заверенная копия.