17 сентября 1917 г.¹* — Тезисы доклада профессора В. И. Гриневецкого «Перспективы демобилизации промышленности — долженствующие и возможные»

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1917.09.17
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 681-684.
Архив: 
РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 467. Л. 4-7 об. Копия.

Заводское совещание Московского района, имея в виду начать подготовительные работы к демобилизации промышленности, решило немедленно приступить к обследованию промышленности Московского района.

В среде заводского совещания наметилось два течения по отношению к этой подготовительной мере. Авторы ее считали обследование необходимой предпосылкой к работам по демобилизации, указывая на необходимость разработки статистической анкеты, составления альбомов предприятий района и проч. Другие указывали на практическую бесцельность этой анкеты, отсутствие работников для нее и отрицательное отношение промышленников к анкетам.

При рассмотрении вопроса о демобилизации раньше всего нужно выяснить те условия, при которых демобилизация будет протекать. При этом надо ясно установить разницу между перспективами идеальными и долженствующими и реальными и возможными.

А. Долженствующие и идеальные условия:

Демобилизация своею целью имеет постепенный и возможно безболезненный переход промышленности от работы на оборону к условиям мирного времени.

1. Естественно, что на первом плане должно стоять снабжение населения в полном масштабе его потребностей. Так как реальный уровень оплаты труда повысился, потребности населения развились и утончились, то казалось, что необходимый рынок явился и фундамент для развития промышленности имеется. Промышленность имела бы перспективы более разнообразного и гораздо более широкого рынка, чем до войны; необходимыми условиями для этого были бы: сохранение покупательной способности населения и обеспечение промышленности необходимым сырьем.

2. Следующей областью [де]мобилизации²* был бы переход промышленности к снабжению железных дорог и усиленному развитию путей сообщения. Необходимыми условиями для этого были бы финансовая состоятельность государства и прочный правопорядок, обеспечивающие внешний кредит.

3. Широкое снабжение сельского и лесного хозяйства и их оборудование в области машин, орудий, средств производства, устройство новых предприятий и новых отраслей промышленности — задачи наиболее достижимые и реальные, но широкое развитие лесной индустрии потребовало бы привлечения иностранных капиталов.

4. Широкое снабжение добывающей промышленности — горного дела, металлургии, подготовки льна, хлопка, сахарной промышленности и т. д. как базы для дальнейшего промышленного развития, устраняющей предвоенные и военные кризисы в снабжении сырьем обрабатывающей промышленности, — есть задачи неразрешимые без широкого привлечения иностранного капитала.

5. Пополнение и ремонт средств производства в остальных отраслях промышленности стояли бы в связи с перспективой достаточно полного их хода и необходимости их поддержания или развития производительности.

6. Удовлетворение потребностей муниципального хозяйства состояло бы в развитии городов и росте земского строительства, что требовало бы широкого муниципального кредита и прочной финансовой базы их хозяйств.

7. Обеспечение материалами и работой городского строительства в уровень с современным переполнением городов было бы возможно при сохранении существующего переполнения и устойчивости муниципального обложения и всей политики.

8. Восстановление разрушенных войной государственных, муниципальных и частных учреждений и хозяйств требовало бы широкого государственного кредита.

9. Ремонт и использование военно-транспортного оборудования, обозного и автомобильного, требовало бы свободных средств государства и широких перспектив использования в частном хозяйстве.

10. Пополнение запасов и ремонт военных средств должно было бы служить регулятором хода демобилизации, сохраняя до времени часть промышленности на первой работе и тем ослабляя быстроту и болезненность процесса, требовало бы свободных средств государства.

В таких условиях демобилизация, подчиненная стройному общему плану:

1) удовлетворяла бы потребность населения;

2) охраняла бы интересы труда, избавляя его от катастрофической безработицы;

3) сохраняла бы все перспективы быстрого, широкого экономического развития страны и этим дала бы необходимую базу широкому внешнему и внутреннему кредиту государства, муниципалитетов, промышленности, сельского и лесного хозяйства;

4) представляла бы известные трудности выработки плана³* наиболее продуктивного использования производительной мощности, нагружаемой почти все время сполна и ограничиваемой лишь отчасти со стороны сырья и кредитов.

Такие условия демобилизации в ближайшем и обозримом будущем решительно невозможны. К этому убеждению лучше прийти раньше, чем позднее, и по возможности предусмотреть, что в этом теоретически стройном, но далеко от реальных возможностей стоящем плане практически возможно. Возможно же очень немногое и в очень малой степени.

Б. Возможные «реальные» условия.

1. Неизбежно значительное сокращение потребления городов, которые прежде поглощали более 50 % производства всех видов снабжавшей промышленности, вследствие падения покупательной способности населения (безработица, опустение городов, расстройство торгово-промышленного аппарата, уменьшение оплаты труда государственных учреждений).

Перспектива сокращения производств с окончанием поддерживающих их военных заказов показывает, что и рабочий класс, и часть буржуазии потеряют свою покупательную способность, [с чем] столкнется возможность увеличения производств, удовлетворяющих потребность населения.

Стеснение хлопчатобумажной, шерстяной и кожевенной промышленности, вызываемое чрезвычайным падением добычи своего сырья и затруднением привоза иностранного, разладка всех перерабатывающих отраслей (галантерея, писчебумажные товары, питательные и вкусовые вещества и т. п.).

Перспектива общего сокращения снабжающей предметами потребления промышленности на 50 % и более является неизбежной — со всеми последствиями в отношении экономического расстройства и безработицы. Отрасли с более положительными перспективами — льняная, резиновая и т. п. — составляют исключение.

2. Снабжение железных дорог паровозами и вагонами, выпуск 1 тыс. новых паровозов и 40 тыс. вагонов, а также ремонт ежегодно 2 тыс. паровозов и 40 тыс. вагонов, превышающие пределы производительной способности существующих заводов и подсобных мастерских, способствовали бы широкому привлечению предприятий, не занимающихся до сих пор строительством подвижного состава, и потребовали бы по довоенным ценам около 185 млн. руб., а включая и прочие ремонты железных дорог — более 250 млн. в год. По современным и ближайшим будущим условиям это потребовало бы 1,5 млрд. руб. в год, что едва ли возможно.

При этом могло бы быть занято до 125 тыс. рабочих в заводах и мастерских и значительная часть машиностроения могла бы найти себе работу, если это позволят финансовые условия.

Сооружение новых путей должно быть все же ограничено.

3. Снабжение сельского хозяйства машинами и орудиями — до войны выражалось в сумме 60 млн. руб. своего производства и 60 млн. руб. ввоза — затрудняется крайней высотой цен, взвинченных органом снабжения Министерства продовольствия, ибо при этих ценах прежний размер снабжения должен дойти до 1 млрд. руб. в год. Тяжелые пертурбации внесены: разрушением южных и центральных заводов сельскохозяйственных машин, крайним вздорожанием транспорта, тяжело ложащегося на дешевые машины и материалы, и вздорожанием труда, чувствуемым этой отраслью, благодаря грубости работы, особенно.

Имеют перспективы новые отрасли — тракторы и механические двигатели, повозочное дело, молочно-хозяйственное оборудование.

Ремонт сельскохозяйственных машин возможен с развитием мелких мастерских, близких населению, и не имеет шансов при концентрации. Возможно, с постепенным развитием ремонта, использование до 75 тыс. рабочих, что потребует времени.

Лесное дело потребует развития новых отраслей машиностроения по оборудованию машинами и транспортирующими средствами, что потребует значительного времени и технической инициативы, по существу, доступно ряду машиностроительных заводов севера и центра, хотя количественное значение не может быть велико, и в период демобилизации это развитие не уложится.

4. Перспективы снабжения добывающей промышленности значительно сократятся за счет неизбежной экономической депрессии, и оборудование иностранных предприятий должно быть почти исключительно заграничным, т. е. перспективы металлообрабатывающей промышленности слабы.

5. При пополнении и ремонте средств производства в остальных областях промышленности перспективы чрезвычайно сократятся в силу экономической шаткости положения и неиспользования полной мощности предприятий.

6. Еще безнадежнее дело обстоит в области муниципального строительства, вопросы которого будут отодвинуты на задний план до оздоровления финансовой и хозяйственной организации муниципального управления, до восстановления их кредитоспособности, на что потребуется срок значительно больший, чем для демобилизации.

7. Положение частного домостроительства для ближайшего будущего более или менее безнадежно, тем более что опустение городов должно ослабить жилищный кризис.

8. Восстановление разрушенных войной государственных, муниципальных и частных хозяйств находится целиком в зависимости от кредитоспособности государства и в широком масштабе — проблематично.

9. Ремонт и использование военно-транспортного оборудования возможны в ограниченных размерах под условием заблаговременной предварительной организации.

10. Пополнение запасов и ремонт военных средств — невозможно по финансовым условиям.

В общем металлообрабатывающая и деревообделочная промышленность не имеет перспектив даже возвращения к довоенному уровню, не говоря уже о сохранении теперешнего, более чем удвоенного по числу рабочих, масштаба — сокращение рабочих более чем на 50 % и закрытие множества предприятий неизбежно.

Вывод тот, что в целом ряде перспектив мы наталкиваемся на невозможность использования всех идеальных условий демобилизации. Какая бы судьба нас ни ждала в области политической, стройной системы демобилизации у нас не может быть. Необходимо начать работу с конца. Необходимо установить основные возможные условия демобилизации:

1. Избыток производительной мощности в большинстве отраслей промышленности, особенно металлообрабатывающей, текстильной и перерабатывающей предметы первой необходимости, — поэтому обследование ее теряет большую часть практического значения.

2. Громадный избыток и значительная неприспособленность рабочих рук к изменению предметов производства.

3. Крайние стеснения в снабжении некоторыми родами сырья (хлопок, шерсть, кожи, отчасти металлы), ограничивающие производительность.

4. Тяжелые условия рынка в смысле падения покупательной способности городского населения, неизбежного и длительного промышленного кризиса, затруднений кредита и развития заграничной конкуренции.

Резюмируя, необходимо признать, что работу по подготовке демобилизации нужно ставить не так, как предполагает заводское совещание, а наоборот. Нужно установить, чего мы можем ожидать в будущем от различных отраслей нашего хозяйства; нужно установить, что обеспечивает спрос на предметы производств, нужно выяснить возможность обеспечения производств сырьем. Нужно установить, в каких условиях будет находиться наш рынок в будущем.

Положение затрудняется тем, что естественного побуждения для промышленности не будет: вся предпринимательская прибыль отсекается и будет отсекаться, с одной стороны, совершенно неизбежными крайне повышенными налогами, с другой — увеличенной оплатой труда. Приходится констатировать, что вопрос о демобилизации не так ясен, как он кажется руководителям заводского совещания. Составлять альбомы предприятий будет расточительной и нецелесообразной работой. Дело подготовки демобилизации нужно ставить на реальную почву, и только тогда можно рассчитывать на успех в смысле привлечения технических сил.⁴*

Примечания:

¹* Датируется по тексту сопроводительного документа. (Прим. сост.)

²* В документе: «областью для мобилизации». (Прим. сост.)

³* Так в тексте. (Прим. сост.)

⁴* Гриневецкий сделал доклад 17 сентября на соединенном общем собрании Московского отдела Всероссийского союза инженеров, кружка технологов Политехнического общества, Общества электротехников, Химического общества и Комитета военно-технической помощи. После обсуждения собрание единогласно приняло тезисы его доклада в противовес предложениям заводского совещания Московского района (см. то же дело, л. 1‑1 об.). Всероссийским союзом инженеров тезисы Гриневецкого были направлены в качестве резолюции П. И. Пальчинскому, который распорядился 13 октября: «Запросить Главный экономический комитет, и если не прислано, то послать в копии доклад».

РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 467. Л. 4-7 об. Копия.