Справка ИНФО ОГПУ об отрицательных моментах в горной промышленности СКК. 24 ноября 1930 г.
24 ноября 1930 г.
Совершенно секретно
№387678
Проведенная по шахтам СКК в начале октября разъяснительная кампания о задачах горной промышленности на особый квартал и 3-й год пятилетки вызвала значительный трудовой подъем широких рабочих масс (организация ударных бригад и коммун, самозакрепление рабочих на производстве и т.д.).
Однако партийные, профсоюзные и хозяйственные организации по ряду шахт не сумели закрепить достигнутые результаты и развернуть дальнейшую работу среди горняцких масс. Причем в ряде шахт фиксируются явно оппортунистические настроения со стороны отдельных руководящих партийных, профсоюзных, хозяйственных работников. В результате рабочие (в том числе и некоторые партийцы) отказывались от взятых на себя обязательств; значительное число фактов самоликвидации коммун и бригад, сведения к нулю результатов самоконтрактации рабочих и т.д. (шахты «Крыленко», «Октябрьская революция», «Артем», «Красненькая»).
Как следствие указанных отрицательных явлений— производственная программа по шахтам Севкавугля выполнена за 20 дней октября лишь на 75,9%, то есть не додано 76532 тонны угля.
Особо следует подчеркнуть совершенно неудовлетворительную работу с вновь прибывшими рабочими в отношении закрепления их на работе, размещения по квартирам, выдачи им авансов и т.д. Зарегистрированы факты отказа старых горняков обучать вновь прибывших рабочих.
Указанные ненормальности, а равно крупные недочеты в работе по вербовке рабочих для шахт СКК, обуславливают значительную текучесть рабочей силы, в первую голову, за счет недавно завербованных рабочих.
Недочеты массовой работы
По ряду шахт, в которых производственный прорыв наметился уже в начале особого квартала, никакой массовой работы в целях предотвращения и ликвидации прорыва не было проведено.
На шахтах «Крыленко», «Октябрьская революция», «Артем» и «Красненькая», несмотря на то, что добыча угля резко снизилась еще в первую пятидневку октября, а к 15-му явно обнаружился прорыв, широкие рабочие массы не только не были мобилизованы на ликвидацию прорыва, но даже не были достаточно информированы о наличии прорыва. Ни шахтные партийные и профсоюзные организации, ни производственные совещания не уделили никакого внимания вопросу о ликвидации прорыва.
По ряду шахт в последнее время за бездеятельность и правооппортунистические настроения сняты отдельные руководящие работники — партийцы.
На шахте «Октябрьская революция» снят весь руководящий состав. Указанные работники упорно доказывали невозможность выполнения производственной программы по «объективным причинам».
На шахте «Артем» снят с работы председатель объединенного шахткома, защищавший ту же точку зрения.
На шахте им. Бухарина снят с работы зав. шахтой (партиец), считавший невыполнимым план, намеченный на октябрь-ноябрь месяцы. Им были умышленно запущены работы по очистке уступов, что привело к срыву работ (выполнение их не превышало 40%).
На шахте им. Петровского сняты зав. шахтой, секретарь партийной ячейки и председатель шахткома, которые вопреки доводам рабочих доказывали невозможность выполнения производственной программы на октябрь-ноябрь месяцы.
На шахте «Красненькая» снят с работы председатель шахткома, неоднократно выступавший на рабочих собраниях против намеченной производственной программы.
Снят с работы председатель шахткома шахты «Крыленко». Под влиянием его выступлений против намеченной производственной программы распались 13 ударных бригад.
Показательным также является неумение ряда партийных и шахтных комитетов добиться перелома в явно минималистских настроениях групп инженерно-технического персонала. В частности, ничего не было сделано для ликвидации подобных настроений среди инженерно-технических работников шахты «Артем» со стороны бюро ИТС, возглавляемого партийцем. Настроения специалистов этой шахты характеризуются следующим фактом. После того, как двое специалистов шахты «Артем» за явную бездеятельность (ежедневный срыв добычи из-за неисправности работы механизмов) были отданы под суд, инженерно-технические работники шахты потребовали немедленного созыва собрания инженерно-технической секции, на котором постановили просить соответствующие организации о смягчении наказания указанным специалистам, причем в процессе обсуждения доказывали невыполнимость производственной программы по «объективным причинам». «Задание невыполнимо, нужно сказать об этом прямо. Будем молчать — пересажают всех инженеров».
Такие же настроения специалистов имеют место на шахте № 4, «Октябрьская революция» и др.
Недочеты обслуживания рабочих
Прием прибывающих на шахты Северного Кавказа новых рабочих-комсомольцев и батраков поставлен совершенно неудовлетворительно. Шахтные общественные организации почти никакого участия в приеме новых рабочих не принимали. Жилищем новых рабочих не обеспечивали, и многие рабочие по неделям не имели даже постоянного места для ночлега. Большинство вновь прибывших рабочих неделями не закреплялись на определенных участках работ. В результате — значительная текучесть рабочих из числа вновь прибывших. За 20 дней октября с шахт «Севкав-уголь» ушло 2500 рабочих, в том числе до 250 комсомольцев, 135 членов и кандидатов партии, много бывших горняков и квалифицированных рабочих.
По шахтоуправлению № 1 за 27 дней октября прибыло 826 человек, убыло 695. Из 344 комсомольцев, прибывших за время с 1 сентября по 10 октября на шахты «Артем» и им. Бухарина, к 10 октября осталось только 44 человека.
На шахту «Октябрьская революция» из районов бывшего Донского округа прибыло 130 человек, в том числе партийцы и комсомольцы. Через 6 дней из этой группы осталось всего 8 человек.
С шахты им. Воровского все вновь прибывшие рабочие уехали обратно, так как по приезде на шахту рабочие не получили ни места для ночлега, ни аванса и в течение 5 дней им приходилось питаться остатками пищи в столовых.
Недочеты вербовки рабочих
Крупные недочеты в работе организаций, проводящих вербовку рабочей силы для угольной промышленности, являются также одной из причин значительной текучести рабочей силы.
Шахтные организации стоят в стороне от вербовочной работы. Вербовку проводит Крайотдел труда через своих вербовщиков, мало обращающих внимания на качественный состав вербуемых рабочих. В результате в числе завербованных имеется значительное количество подростков 14-15 лет, больных, стариков и элементов с невыясненным прошлым (не имеющих на руках никаких документов).
На шахте «Артем» в числе 240 вновь завербованных рабочих оказалось больных и стариков в возрасте свыше 50 лет — 114 человек, подростков в возрасте 14-15 лет —96 человек, остальные 30 человек — лица «без определенных занятий» в прошлом и не имеющие при себе никаких документов.
На шахте «Октябрьская революция» в числе 162 завербованных рабочих — 53 подростка и 48 человек больных и стариков.
В ряде случаев вербовщиками Крайотдела труда даются вербуемым рабочим совершенно невыполнимые обещания об условиях и оплате труда, о жилищных условиях, снабжении и т.д.
При вербовке рабочих в Усть-Лабинском районе вербовщики обещали, что завербованные будут «4—6 месяцев учиться на курсах и работать по 3-4 часа в день».
Рабочим, прибывшим из украинских районов, вербовщиками было гарантировано: 5-ти часовой рабочий день, 150 рублей ежемесячного заработка, квартира, 3 года учебы после одного года работы. Рабочие же по прибытии на шахты в течение двух недель не имели места для ночлега, питались остатками пищи из столовых, не получили аванса. Рабочие вскоре уехали обратно на Украину.
Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова
Начальник 2 отделения ИНФО Гросман
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Поскребышеву (для Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Постышеву; 9) Николаевой; 10) Орджоникидзе; 11) Швернику; 12-25) ОГПУ; 26) В деле; 27-30) В отделении.