Сводка № 2 ИНФО ОГПУ об отношении рабочих к опубликованным сообщениям о раскрытой вредительской организации и расстреле вредителей в заготовительных органах на 29 сентября 1930 г.
1 октября 1930 г.
№ 386948 Совершенно секретно
В сводке от 25 сентября об отношении рабочих промышленных предприятий г. Москвы к раскрытой вредительской организации в заготовительных органах указывалось на то, что основная масса рабочих г. Москвы приняла сообщение о вскрытии вредительства с большим удовлетворением, организуя в ответ вредителям новые ударные бригады, увеличивая подписку на заем «Пятилетка в 4 года», вступая в партию и т. д.
Поступающие по этому же вопросу материалы из других промышленных центров Союза (Ленинград, МО, ИПО и другие) также указывают на повсеместное удовлетворение рабочей массы раскрытием вредительской организации, причем приговор о расстреле вредителей рабочими везде встречается одобрительно.
Свое одобрение рабочие большинства предприятий закрепляют организацией ударных бригад, обещаниями ликвидировать производственные прорывы и т.д.
На летучих митингах, организованных до опубликования сообщения о расстреле, рабочие единодушно требовали применения высшей меры наказания для вредителей.
Швейная фабрика № 2 Москвошвея (рабочих 2500 человек). На митинге присутствовало 1500 человек рабочих. Информация о расстреле вредителей работницами была принята аплодисментами. В ответ на вредительство работницы высказались за выполнение промфинплана и выдвижение лучших работниц на работу в кооперацию.
Швейная фабрика № 5 Москвошвея (рабочих 2025 человек). Митингами в цехах было охвачено 800 человек рабочих, принята резолюция: «Ответить на вылазку классового врага решительным выполнением промфинплана второго года пятилетки, повести борьбу за выполнение встречного промфинплана третьего года пятилетки, за стопроцентное вступление рабочих в ударные бригады и очищение своих рядов от лже-ударников и летунов».
Завод подъемных сооружений (рабочих 900 человек). На митинге было вынесено постановление: «В ответ на вредительские организации лучших товарищей послать на руководящую работу, ликвидировать прорыв промфинплана и провести стопроцентную контрактацию рабочих».
Завод «АМО» (рабочих 5700 человек). Среди рабочих, в связи с расстрелом 48 вредителей, отмечены разговоры о создании ударных бригад «им. ОГПУ». Одиннадцать человек ударников механического цеха подали заявления о вступлении в партию.
Завод редких элементов (рабочих 540 человек). В связи с расстрелом вредителей около 20 человек рабочих после митинга подали заявление о вступлении в партию.
Фабрика «Красный Октябрь» (ЛВО). После митинга-летучки фанеровочный цех объявил себя ударным, четыре рабочих подали заявления о вступлении в ВКП(б).
Фабрика им. Синицина. Цеховое собрание 24 сентября единодушно одобрило действия ОГПУ и предложило немедленно выдвинуть лучших рабочих на ответственные должности в кооперацию.
Завод «Пневматика». В фрезерном и термическом цехах рабочие говорят: «Мало расстреляли, надо еще добавить, наконец, мы теперь легче вздохнем. Если бы этих паразитов не было, то мы бы давно уже выполнили пятилетку».
Завод «Красный Путиловец». 23 сентября сего года в связи с раскрытием контрреволюционной организации во всех цехах завода были проведены митинги, которые прошли с большим подъемом и посещаемостью (80%). На митингах единогласно приняты резолюции с требованием применения высшей меры наказания к вредителям и одновременно вынесено решение о награждении органов ОГПУ орденом им. Ленина.
Фабрика им. Халтурина. 23 сентября сего года. По цехам были проведены митинги-летучки. Митинги прошли с большим подъемом, с 80% посещаемостью, на которых единогласно принята резолюция, требующая применения высшей меры наказания к вредителям.
Ивановская промышленная обл. На Сосневской мануфактуре организованы вновь 14 ударных бригад (162 человека), 281 человек вновь вступили в соцсоревнование и 293 человека закрепили себя за фабрикой до конца пятилетки.
На Меланжевом комбинате вновь организованы ударные бригады.
На фабриках БИВМ и НИВМ рабочие на митингах единогласно заявили о вступлении в ударничество.
В частных разговорах в цехах, курилках и т. д., обсуждая вопрос о раскрытом вредительстве, рабочие отмечают необходимость усиления контроля над работой старых специалистов в государственных учреждениях и выдвижения на работу в руководящие органы рабочих от станка и преданных пролетариату людей.
Ивановская промышленная обл. На БИВМ рабочие, расходясь группами с митинга, рассуждали: «Слишком много мы доверяем нашим прошлым врагам. Враг — он останется до конца врагом. Все они прикрываются маской специалиста, а сами вредят. Надо быстрее заменять таких специалистов нашими рабочими выдвиженцами. Они не хуже справятся с работой».
На Сосневской мануфактуре слесарь механического отдела Вьюгин, беспартийный, говорил: «Так им и надо. Нам в свою работу необходимо ввести еще одно— усиление наблюдения за всеми специалистами. Нужно как можно быстрее форсировать выдвижение рабочих и выпуск рабочей молодежи из вузов».
Москва. Фабрика «Сакко и Ванцетти». Клепальщик карандашного цеха говорил: «Нужно было бы давно всех "бывших" снять, и худших из них расстрелять, а то мы все с ними церемонились, теперь уже у нас достаточно своих молодых специалистов, которые могут заменить "бывших"».
Суждения отрицательного характера по поводу раскрытой вредительской организации и расстрела вредителей насчитываются единицами и исходят преимущественно от рабочих, замеченных ранее в антисоветской агитации и по своему прошлому чуждых советской власти. Эти элементы своими разговорами пытаются доказать рабочим, что раскрытое вредительство является «очередным маневром советской власти, имеющим целью отвлечь внимание рабочих от создавшегося в стране безвыходного положения».
ЛВО, Оптический завод. После собрания в первой механической мастерской три слесаря, антисоветски настроенные, говорили в цеху: «Бараны вы все, поднимаете руки из-под палки, а, может быть, это невинные люди погибли. Советская власть всегда стремится свалить на кого-нибудь все оплошности. Это дело дутое».
Завод «Гидравлика». Антисоветски настроенный (персонально известен) рабочий в цеху говорил: «Никакого вредительства не совершалось. Само правительство разорило страну и видит нарастание недовольства народа и свою гибель, решило расстрелом невинных успокоить народ и покрыть свои грязные делишки».
Кожзавод «Марксист». Рабочий черно-закройного цеха (бывший военный чиновник) в разговоре заявил: «Так сурово не следовало бы поступать, все же среди расстрелянных были ценные люди, профессора» и т. п.
Завод «Мастяжарт» (Московская обл., рабочих 1500 человек). Антисоветски настроенный рабочий ремонтного цеха (персонально] изв[естен]) говорил: «Это "утка", ничего подобного не было. Большевики расстреляли этих лиц, но мяса все равно не будет, как и вообще у них ничего не может быть».
Фабрика № 2 комбината № 3 «Мострикотаж» (рабочих 2700 человек). Антисоветски настроенный мастер трикотажного отдела (персонально] изв[естен]) в группе рабочих говорил: «Нечего нам глаза замазывать, когда нет ничего. Надо на кого-нибудь вину сваливать вот и обнаружили вредителей, которые ни в чем не виноваты. Дело со снабжением после расстрела все равно не улучшится, дело не во вредителях».
Швейная фабрика № 7 «Возрождение» Москвошвея. Антисоветски настроенный утюжник (персонально] изв[естен]) говорил: «Контрреволюционеры работают совместно с коммунистами; если бы у последних была другая политика, то этого бы допущено не было. Коммунистам и партии доверять нельзя, т. к. они обманывают рабочих».
Начальник ИНФО ОГПУ Запорожец
Помощник начальника 2 отделения Рассказчиков
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Поскребышеву (для Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Постышеву; 9) Николаевой; 10) Коврайскому; 11) Орджоникидзе; 12) Рыкову; 13) Сырцову; 14) Швернику; 15)Каулю; 16)Ольскому; 17) Прокофьеву; 18) Агранову; 19) Бокию; 20) Благонравову; 21) 5 отделение; 22) В деле; 23-24) В Отделении.