Сводка ИНФО ОГПУ об отношении рабочих к раскрытой ОГПУ вредительской организации в пищевой промышленности. 25 сентября 1930 г.
25 сентября 1930 г.
№ 386864 Совершенно секретно
Опубликованные в прессе материалы о раскрытии ОГПУ вредительской организации в пищевой промышленности, по предварительным данным, вызвали сильное возмущение всей рабочей массы московских предприятий по адресу вредителей. Митинги, организованные в день опубликования материалов, почти по всем предприятиям прошли при участии подавляющего большинства рабочих и с большим подъемом.
В резолюциях и выступлениях рабочие перечисленных ниже предприятий требуют применения к вредителям высшей меры наказания.
Электрозавод ВЭО, электротрамвайная станция МОГЭС, завод им. Владимира Ильича, завод «Мастяжарт», завод «Красная Пресня» Машинотреста, завод им. Фрунзе, «Котлоаппарат», «Манометр», машиностроительный завод «Борец», завод «Каучук», Трехгорный пивоваренный завод, Артамоновский Трампарк МГЖД, Бахметьевский автобусный парк, Устинская шелкокрутильная фабрика, фабрика Москвошвей № 10 им. Клары Цеткин, Государственный тормозной завод ГОМЗы, завод буровых машин, швейная фабрика № 3, фабрика-кухня № 1 МОСПО, табачная фабрика «Дукат», кондитерская фабрика «Большевик», кондитерская Центросоюза, картонажно-ящичная фабрика Моссельпрома, постройка дома ВЦИК и СНК Госпромстрой, постройка Института Красной профессуры, обувная фабрика «Буревестник» и т.д.
На ряде предприятий на митингах рабочие организуют новые ударные бригады, вступают в партию, закрепляются на предприятии до конца пятилетки, увеличивают подписку на заем «Пятилетка в 4 года», организуют подписку и отработку на постройку дирижабля и т.д. Рабочие ряда предприятий требуют проверки специалистов в учреждениях и на предприятиях.
Механический завод им. Дзержинского. Принята резолюция: «Применить высшую меру наказания к вредителям. Сплотить ряды вокруг органов ОГПУ, помогая ОГПУ в работе. Создать новые ударные бригады».
Кожевенная фабрика, бывшая «Феникс». «От органов ОГПУ потребовать беспощадного искоренения всего, что стоит на пути рабочего класса и мешает ему строить социализм. Требовать расстрела участников вредительской организации» (резолюция, принятая на митинге).
2-й Государственный часовой завод Точмеха. Под аплодисменты всех собравшихся на митинге принята резолюция: «Требовать высшей меры наказания ко всем вредителям. Послать приветствие ОГПУ за активную работу».
Завод «Авиаприбор». На митинге 2-й смены единогласно принята резолюция: «Участников вредительской организации расстрелять. Послать приветствие ОГПУ».
Завод им. Фрунзе. На митингах во всех цехах принята резолюция с требованием высшей меры наказания вредителям. Решено отработать полдня в фонд дирижабля им. ОГПУ.
Завод «Манометр». Митинг, посвященный вопросу о раскрытии вредительской организации в пищевой промышленности, закончился провозглашением: «Ура органам ОГПУ!»
Типография «Рабочий Ленинец». На митинге присутствовали все рабочие типографии. Постановили всем коллективно закрепиться до конца пятилетки. Резолюция требует высшей меры наказания вредителям.
13-я типография Мосполиграфа. Рабочий брошюровочного отделения говорил рабочим: «Я очень рад, что выявляют такую сволочь. Их нужно уничтожать, много с ними, гадами, возятся. В наиболее важные учреждения нужно посадить надзор ОГПУ, чтобы не давать им вредить».
Завод им. Владимира Ильича. Рабочие указывали на «необходимость усилить надзор за специалистами, работающими на предприятиях».
Завод «Котлоаппарат». На митинге решено «пересмотреть план капитального развития завода в сторону увеличения производства и полной замены ввозимой из-за границы холодильной аппаратуры для пищевой промышленности».
Типография газеты «Правда». По всем цехам проводились митинги, рабочие требуют расстрела вредителей. На одном из митингов рабочие поручают ЦК партии «принять строгие меры к тем коммунистам, которые работали бок о бок с вредителями в одном учреждении и потеряли классовое пролетарское чутье».
Картонажно-ящичная фабрика Моссельпрома. В закройном цехе рабочие в беседе говорили: «Очень хорошо, что ВЦИК всех выявленных вредителей передал Коллегии ОГПУ. Она с ними особенно считаться не будет. Теперь, раз дело дошло до ОГПУ, они уже на волю не выйдут. С ними сделают то же, что со спекулянтами валютой и с вредителями заборных книжек».
Завод «Динамо» ВЭО. Ряд цехов объявили себя ударными и мобилизованными до конца пятилетки (сборочный, токарный, 19-я аппаратная мастерская и др.).
Фабрика № 13 Москвоиівей. «Таких мерзавцев мало расстреливать, их следует выжечь каленым железом. Нужно на работу в учреждениях проводить больше выдвиженцев, а бывших людей принимать на работу в наш аппарат нельзя» (из разговоров рабочих).
Имевшие место единичные факты проявлений отрицательного характера в связи с раскрытием вредительской организации отмечены среди рабочих-одиночек из групп наиболее отсталых, малоквалифицированных и недавно пришедших на производство рабочих (строители, неквалифицированные текстильщицы, всего 5-6 фактов). На фоне общего подъема настроения рабочих эти факты совершенно теряются, причем большинством рабочей массы эти настроения осуждены.
На постройке Мособлжилсоюза в Спасо-Наливковском переулке (159 рабочих) выступил плотник Волков: «Хотя ОГПУ и раскрывает вредительские организации, но все же у нас ничего нет». Выступавшие после Волкова рабочие осудили его выступление.
Краснохолмская комбинированная фабрика. На митинге выступила работница: «Не надо расстреливать. Что же смотрели рабочие, когда проходила чистка аппарата, почему этого не видали?» Выступление не встретило сочувствия у рабочих.
Фабрика им. Калинина 1-го Госіиерсттреста. Одна из работниц говорила в цеху: «Нечем оправдываться коммунистам перед рабочей массой, вот и пустили "утку", что раскрыли контрреволюционную вредительскую организацию; не мы, мол, виноваты в имеющихся у нас трудностях».
Необходимо также отметить отдельные попытки антисоветского элемента дезорганизовать рабочие массы. Характерно, что наиболее злостная антисоветская агитация велась антисоветски настроенными служащими фабрично-заводских предприятий.
Агитация антисоветского элемента сводится к утверждению, что раскрытие вредительских организаций является очередным вымыслом советского правительства, необходимым для того, чтобы «отвлечь внимание населения от создавшегося в стране катастрофического положения» и «скрыть неумение коммунистов управлять страной».
Завод «Парострой» треста Котлотурбина. «Это очередной блеф наших правителей для того, чтобы скрыть недостатки и неумение управлять страной. Теперь этим материалом докладчики будут фигурировать на рабочих собраниях и замазывать истинное положение вещей» (работник заводской библиотеки).
Самойловский лесопильный завод. «Дело обстоит не так, как это пишут в "Правде". Прочитаешь, и сразу странным покажется, что арестованные, не запираясь, рассказывают, что они вредители, что до конца жизни они будут самыми злейшими врагами советской власти, если их не расстреляют. Дело не так, как пишут, и потому, боясь скандала, передали его в ОГПУ судить "втемную"» (старший счетовод ящичного цеха, ведет систематическую антисоветскую агитацию).
Завод «Серп и Молот». «Вот теперь, когда ничего не стало, стали искать вредителей» (двое антисоветски настроенных рабочих прокатного цеха, с антисоветской агитацией выступали неоднократно).
Начальник Информотдела ОГПУ Запорожец
Заместитель начальника 2 отделения Рассказчиков
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Поскребышеву (для Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Постышеву; 9) Николаевой (ЦК); 10) Коврайскому; 11) Орджоникидзе; 12) Рыкову; 13) Сырцову; 14) Швернику; 15) Каулю; 16) Ольскому; 17) Прокофьеву; 18) Агранову; 19) Бокию; 20) Благонравову; 21) 5 отделение ИНФО; 22) В деле; 23-25) В отделении.