Справка ИНФО ОГПУ об эксцессах в связи с убийством трех рабочих на кирпичном заводе г. Ташкента. 24 июля 1930 г.
24 июля 1930 г.
№ 385805 Совершенно секретно
В дополнение к сведениям, помещенным в спецсводке № 32 от 14 июля с. г. об эксцессе 5 июля в гор. Ташкенте в связи с убийством милиционером 3-х рабочих, ИНФО ОГПУ сообщает подробные данные.
Утром 5 июля в стоявшей у ларька ЦРК на кирпичном заводе очереди (100— 120 человек разных национальностей) возник спор из-за попытки рабочего Боба-хан-Рустан Ходжаева нарушить очередь.
Милиционер Чулков, наблюдавший за порядком в очереди, ввиду отказа Ходжаева встать в очередь стал тащить его в милицию.
Рабочие-узбеки, протестуя против действий милиционера, окружили Чулкова и подоспевшего к нему на помощь другого милиционера.
По словам очевидцев, совершенно неожиданно один из милиционеров дал выстрел, которым был убит рабочий-афганец Ахун. Толпа с криками «бей их!» бросилась на милиционеров. Выстрелом другого милиционера было ранено двое рабочих — кашгарец и перс (впоследствии скончавшиеся).
Толпа с криками «бей их!», «кровь за кровь!» начала громить помещение, куда скрылись милиционеры.
Усилению возбуждения толпы в значительной мере способствовало появление на заводе представителей афганского и китайского консульств (афганское консульство было информировано об эксцессе директором завода, членом партии Абрамовым), всемерно разжигавших национальный антагонизм («у нас в Афганистане за одного убитого афганца убили бы 10 русских») и провоцировавших толпу на самосуд над милиционерами.
После ареста милиционеров в толпе наступило некоторое успокоение, тем не менее со стороны ряда лиц (ранее замеченных в антисоветской деятельности, в том числе баев, у которых была отобрана земля для завода) велась усиленная агитация за прекращение работы на заводе до тех пор, пока милиционеры не будут расстреляны.
Среди причин, обусловивших столь острый характер эксцесса, большую роль сыграли крупные ненормальности в положении рабочих и в работе парт, и профорганов на кирпичном заводе.
Несмотря на то, что подавляющее большинство (до 90%) рабочих — нацмены (преимущественно узбеки), весь административный руководящий и обслуживающий персонал состоит из русских, к тому же не знающих узбекского языка.
Неравенство в оплате и продснабжении рабочих разных национальностей, обсчеты, в особенности, рабочих коренных национальностей, грубость администрации, факты избиения рабочих директором завода и т.д.— все это способствовало назреванию резкого недовольства со стороны рабочих.
Полную бездеятельность проявили администрация, партячейка и завком во время эксцесса, не приняв никаких мер для успокоения рабочих.
6 июля на завод выехала специальная комиссия Окружкома партии. В результате принятых практических мер (администрация завода с работы снята; директором назначен представитель коренной национальности; улучшена организация продснабжения и т.д.) и проведения разъяснительной работы, удалось достигнуть значительного перелома в настроении рабочих.
Заместитель начальника ИНФО ОГПУ
Герасимова
Начальник 2 отделения Гросман
Рассылается:
1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4)Товстухе (для Сталина); 5) Молотову; 6) Кагановичу; 7) Каминскому; 8) Коврайскому; 9) Рыкову; 10) Орджоникидзе; 11) Швернику; 12) Ольскому; 13) Каулю; 14) Агранову; 15)Артузову; 16) Прокофьеву; 17) Благонравову; 18) Дьякову; 19) Начальнику 1 ИНФО; 20) Начальнику 5 ИНФО; 21) В деле; 22-23) В отделении.