5 июля 1915 г. — Записка Ю. П. Гужона¹* «Мобилизация промышленности»

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1915.07.05
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 510-512.
Архив: 
РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 31. Л. 205‑206. Типогр. экз.

Частное промышленное хозяйство, не стесненное излишними формальностями и ненужной канцелярщиной, разъедающей казенную промышленность, более подвижно и более продуктивно последней.

Нельзя поэтому не приветствовать [того], что русское правительство в переживаемый нами исторический момент по примеру Франции и Англии обратилось к частным фабрикам и заводам с призывом помочь ему в борьбе с жестоким врагом увеличением средств для обороны страны и организации победы. И я твердо уверен, что правительство в союзе с народным трудом, наиболее ярко проявляющим себя в сфере частных промышленных заведений, приведет государство к несомненному успеху и полному торжеству.

Однако, дабы прозвучавший лозунг — «Мобилизация промышленности» — не остался только красивым словом, необходимо незамедлительно, с первых же шагов совершающегося промышленного объединения, принять, между прочими, несколько кардинальных мер, без непременного осуществления которых желания казны расширить и увеличить производство предметов, требующихся для нужд армии и флота, равно как готовность промышленников сделать все возможное для достижения этой неотложной надобности, не приведут к каким-либо серьезным видимым результатам по снабжению русского доблестного войска всем тем, что настоятельно важно для решительного удара и успеха русского оружия.

Принятие и осуществление таких мер всецело зависят от правительства, и я крайне опасаюсь, что в случае их игнорирования недостижение намеченных целей несправедливо может быть приписано промышленности, которая заранее, поэтому, должна власть о сем предупредить.

Наиглавнейшими из подлежащих мероприятий представляются следующие:

1) Надлежит признать, что кадры умелых, квалифицированных рабочих составляют неотъемлемую принадлежность промышленного заведения. После забора запасных, после преждевременного набора молодых людей, призванных раньше очереди к отбыванию воинской повинности, и после призыва ратников ополчения число рабочих рук сильно сократилось, и не приходится говорить об увеличении оборудования и установке новых механизмов, когда даже существующие станки остаются без работы за отсутствием живой силы. Естественно, что затраты на расширение деятельности заводов должны будут оказаться непроизводительными. Отсюда вытекает прямое повелительное решение вернуть обратно — по указанию работающих непосредственно или косвенно на нужды обороны промышленников — рабочих и служащих, призванных в действующую армию, и, откомандировав их в качестве военнообязанных на соответствующие фабрики и заводы, увеличить количество умелых и специальных фабрично-заводских работников.

Мне известно, что указанная мера милитаризации встречает некоторые возражения. Говорят, она вызовет неудовольствие в войсках и в самой стране.

Опасение это неосновательно. Наоборот, настоятельная необходимость усиленного изготовления снарядов — факт столь неоспоримый и каждым на фронте находящимся лицом признанный, что все, от военачальников до рядового солдата единомыслят в признании необходимости возвращения специалистов-рабочих к своим прежним занятиям, ибо всем ясно, что без усиленной работы для армии на фабриках и заводах нельзя ожидать одоления врага на поле брани.

Далее, указывают на невозможность разыскать рабочего, покинувшего завод и отправленного в разные части действующей армии.

Но и это замечание несерьезно, и если только принято будет решение по просьбе владельцев промышленных предприятий откомандировать в их распоряжение нужных рабочих и мастеров, то последние будут ими разысканы, так как, платя ежемесячный паек семьям их, имеется полная возможность узнать их адреса и местопребывание.

2) Аккуратное и надлежащее выполнение заказов для целей обороны требует со стороны промышленников значительных затрат на новые дорогостоящие устройства, которые по окончании войны большей частью останутся без употребления. Следует поэтому для достаточного обеспечения заказами их выдавать по меньшей мере на двухлетний срок, тем более что казна при этом ничего не потеряет, ибо оставшиеся неиспользованными изделия пойдут на образование требующихся запасов.

3) Следует широко выдавать казенные авансы под должное обеспечение, в особенности мелкой и средней промышленности, для снабжения их необходимыми денежными средствами, с одной стороны, в целях увеличения размеров заводских зданий и установки новых аппаратов, с другой — для увеличения оборотного капитала, в котором в настоящее время ощущается особенная нужда, ибо все сырые материалы приобретаются за наличный расчет, а весьма часто при покупках приходится еще или давать крупные задатки, или оплачивать их сполна до их отправки. Выданные же авансы под залог заводской недвижимости или промышленных облигаций могли бы быть погашены: в первом случае — учетом их в ценах заказов, а во втором — путем определенных пропорциональных удержаний со стоимости изготовляемых предметов и изделий.

Однако, повторяю, что вопрос о возврате милитаризованных рабочих с фронта (столь успешно уже проведенный во Франции и Англии) есть вопрос первостепенной важности, так как нечего убивать новые капиталы на увеличение заводских устройств, пока ныне действующие заводы не будут работать днем и ночью, что можно достичь, только если получится нужное количество рабочих рук.

Принимая участие в Центральном военно-промышленном комитете, я считаю своим долгом высказать, что все наши труды останутся или бесплодными, или не дадут ожидаемых результатов, раз правительством не будут рассмотрены и разрешены в утвердительном смысле все три выдвинутых мною основных вопроса. Невозможно дольше откладывать разрешение их, так как уже прошло и пропущено много времени и дальнейшее промедление грозит цельности и мощи организации, объединившей всю отечественную промышленность и всех российских граждан в один могучий крик: «Все для победы, не останавливаясь на пути к ее достижению ни перед какими средствами, ни перед какими препятствиями».

Ю. Гужон

Примечание:

¹* Гужон Юлий Петрович (1854 или 1858 — 1918) — промышленник, крупнейший пайщик товарищества Московского металлического завода; председатель Общества фабрикантов и заводчиков Московского промышленного района (1907‑1917), объединявшего предпринимателей значительной части Центральной России, член Московского военно-промышленного комитета.

РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 31. Л. 205‑206. Типогр. экз.