Не позднее 28 июня 1915 г. — Записка генерала от артиллерии В. Н. Никитина¹* об усилении влияния военных властей на деятельность военно-промышленных комитетов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1915.06
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 505.
Архив: 
РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 96. Л. 173‑174 об. Автограф.

Соображения о постановке военно-промышленной организации в военных округах.

Девятый съезд промышленности и торговли, сознавая невозможность сосредоточить всю работу России в Центральном военно-промышленном комитете, образовал районные комитеты, объединяющие местную промышленность и торговлю в целях выяснения возможности приспособления наличных предприятий к изготовлению всего необходимого для армии и флота²*.

Такие комитеты образовались в пределах Одесского военного округа. Однако в организации их есть дефекты, которые, несомненно, могут парализовать их плодотворную деятельность:

1) В состав местных комитетов в громадном большинстве входят промышленники и заводчики, непосредственно заинтересованные в казенных заказах, что может отразиться на объективности их при рассмотрении проектируемых предприятий.

2) Состав этих комитетов из лиц, чуждых военному ведомству, уничтожает возможность рассмотрения в них вопросов, тесно соприкасающихся с секретными вопросами государственной обороны.

3) Комитет совершенно лишен силы, могущей действительно санкционировать намечаемые мероприятия, проводить их в жизнь, ибо он лишен власти.

Обращение же в каждом случае для восполнения всех вышеуказанных дефектов через Центральный комитет к Особому совещанию — мера громоздкая и явится несомненным тормозом для развития максимальной интенсивности на местах.

В частности, в Одесском комитете проявились и другие теневые стороны, которые могут оказаться и в других комитетах — это партийная нетерпимость, столь нежелательная в вопросах государственной важности: организаторы Одесского комитета игнорировали представителей земства и города, забыв предложение «привлечь к исполнению заказов по обороне предприятия, принадлежащие городам». Узкая партийная точка зрения, проявленная в данном случае Одесским комитетом, несомненно, сулит в будущем шероховатости³*.

Устранение всех перечисленных выше недостатков представляется мне вполне возможным, если перенести на места схему организации в центре. Промышленные комитеты объединят задачу финансовых, торгово-промышленных и фабрично-заводских кругов, а окружные же совещания выполнят функцию надлежащего направления деятельности этих комитетов и проведения в жизнь выработанных мероприятий.

Состав такого окружного совещания представляется мне наиболее полным в следующем виде: командующий армией (председатель), главный начальник округа, начальник штаба, начальники окружных управлений, представители земств, городов, финансового и торгово-промышленного мира (по приглашению председателя) и представители местных комитетов⁴*.

Деятельность означенных совещаний, черпая общие основания для своей деятельности в «Положении об Особом совещании» и в указаниях представителя военного ведомства, как председателя его, при проведении в жизнь выработанных мероприятий, может быть основана в подлежащих случаях на действующем Законе о полевом управлении войск, о военном положении и на полномочиях, какими военному ведомству угодно будет снабдить означенные совещания.

Генерал от артиллерии Никитин

Резолюция А. А. Поливанова: «Канцелярии Военного министерства. Мысль заслуживает внимания. Прошу переговорить завтра, в среду, 29/VІ».

Примечания:

¹* Никитин Владимир Николаевич (1848‑?) — генерал от артиллерии, участник русско-турецкой (1877‑1878 гг.) и русско-японской (1904‑1905 гг.) войн, член Военного совета (с 19 октября 1915 г.); командующий войсками Одесского военного округа (с 13 июня 1912 г.); командующий 7‑й армией (с 19 июля 1914 г.); комендант Петропавловской крепости (с 16 марта 1916 г.). С 9 апреля 1917 г. — в отставке.

²* На IX съезде представителей промышленности и торговли, прошедшем в конце мая 1915 г., была принята резолюция о необходимости привлечь к исполнению военных заказов все неиспользованные до этого промышленные силы страны. Для выполнения этой задачи было решено создавать на местах районные (местные) военно-промышленные комитеты, координация деятельности которых возлагалась на Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК). Вопрос о возможности сосредоточить всю работу по мобилизации промышленности только в ЦВПК на съезде промышленников не поднимался.

³* В июне 1915 г. военно-промышленные комитеты (ВПК) находились в стадии своего образования. Их организация на местах происходила стихийно, без всякого плана. ВПК организовывались при биржах, земских и городских союзах, как правило, по инициативе местной общественности. Законодательных актов, определявших юридический статус, полномочия, подчиненность и степень ответственности этих общественных организаций, в указанное время еще не было — «Положение о военно-промышленных комитетах» было утверждено только 27 августа 1915 г. Все эти обстоятельства в значительной степени являлись причиной тех недостатков в организации комитетов, о которых сказано в документе.

⁴* Позднее, с созданием местных органов Особого совещания по обороне государства — 11 заводских совещаний — вопрос о создании предлагаемых автором записки организаций был закрыт.

РГВИА. Ф. 369. Оп. 1. Д. 96. Л. 173‑174 об. Автограф.