Справка ИНФО ОГПУ о недовольстве рабочих Коломенского машиностроительного завода проводимой тарифной реформой. 18 апреля 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.04.18
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.1, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 206-207
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 655. Л. 385-389. Подлинник.

 

18 апреля 1930 г.

№383881 Совершенно секретно

Согласно новому колдоговору, действовавшие до перезаключения колдоговора нормы и расценки подлежали пересмотру, но постепенно, на основе длительного изучения процессов работы и данных хронометража.

Дирекция же и завком без согласования с парторганизациями выработали новые нормы и расценки (в среднем нормы выработки увеличиваются на 22%, а расценки снижаются на 5-7% с тем, чтобы к июлю провести их в жизнь по всему заводу, а в мелких цехах работа по пересмотру норм и расценок уже закончена).

Установление новых норм и расценок повлечет за собой снижение зарплаты по значительному числу цехов на 5-21%.

По отдельным цехам изменение норм и расценок характеризуется следующими данными:

В чугунолитейном цехе нормы увеличиваются на 23%, расценки снижаются на 6,5%. В паровозостроительном нормы увеличиваются на 25%, расценки снижаются на 10%. В транспортном цехе — на 38%, заработок снизился со 100-90 руб., до 75-70 руб.

Снижение зарплаты, проводимое к тому же без достаточного разъяснения, вызвало среди рабочих, главным образом основных цехов (паровозомеханический, меднолитейный, котельный, дизельный, чугунолитейный и др.), сильное недовольство, проявляющееся в резких выступлениях по цехам и на собраниях, в уходе с производства и в подаче коллективных заявлений с требованием расчета, если старые расценки не будут сохранены (в заявлениях имеются подписи отдельных партийцев).

В марте с завода ушло 264 человека, за время с 1 по 2 апреля ушло 132 квалифицированных рабочих (слесаря, формовщики, токаря).

В сталелитейном цехе подали коллективное заявление в завком 58 рабочих. В заявлении говорится: «Если не оставите старые расценки, то к 1 мая готовьте расчет». В этом же цеху аналогичное заявление поступило от группы литейщиков (75 человек).

По ряду цехов ведутся разговоры об уходе в ближайшее время с завода: «Апрель поработаем, а если снизят, то в мае все уйдем». «Если в мае узнаем, что заработок уменьшили, то все убежим» (котельный цех).

Вопрос о снижении расценок увязывается с продзатруднениями:

«Расценки жестки, а цены на продукты повышаются» (паровозосборный цех).

«Дожили до ручки, ничего не стало, ни мяса, ни продуктов, выдают плохую солонину, а работать заставляют» (чугунолитейный цех).

«Заставляют соревноваться и поднимать производительность, а какое соревнование, когда придешь домой и есть нечего».

«Наша страна переживает тяжелый кризис, а мы за границу отправляем крупчатку, свинину, а сами сидим голодные» (паровозомеханический цех).

Острое недовольство рабочих выявилось на собрании, продолжавшимся с 8 по 12 апреля, в паровозомеханическом цехе (присутствовало до 700 человек) по обсуждению промфинплана. Недовольство особенно усилилось в связи с нетактичным выступлением директора, заявившего, что «промфинплан не выполняется из-за расхлябанности в цеху, и что «есть люди, которые следят за рабочими». Во время собрания один рабочий, подойдя к директору, сказал: «Тебе бы быть жандармом, а не директором», а с мест поступило предложение вынести директору общественное порицание за нетактичность. Предложение это не прошло. Характерно, что собранием пункт резолюции о продснабжении, стоявший 8-м, был поставлен первым.

Недовольство обострилось агитацией антисоветского элемента при зачтении пункта резолюции о необходимости «дать отпор хвостистским настроениям и попыткам использовать ошибки меньшевистско-эсеровскими элементами». Раздались выкрики с мест: «Почему вы записали в резолюцию эсеров и меньшевиков, что вы брать их хотите, арестовывать?»

За резолюцию по промфинплану голосовало только 30% присутствующих.

Обращают на себя внимание хвостистские настроения отдельных партийцев и комсомольцев.

На собрании паровозомеханического цеха один партиец в своем выступлении заявил: «Надо остановить производство и начать бунтовать до тех пор, пока не прибавят зарплату, и ни в коем случае не сдаваться».

В вагоноколесном цехе кандидат ВКП в группе рабочих заявил: «Так дальше жить невозможно, нужно выступить на собрании или конференции, довольно гнуть рабочего».

Учитывая создавшееся положение, партком вынес решение не приступать к проведению в жизнь новых расценок и норм до тех пор, пока вопрос не будет проработан как в партколлективе, так и среди рабочих.

Настроение рабочих завода продолжает оставаться напряженным.

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова

Начальник 2 отделения Гросман

Рассылается:

1) Ягоде; 2) Мессингу; 3) Евдокимову; 4) Товстухе (для Сталина); 5) Молотову; 6) Кагановичу; 7) Каминскому; 8) Маленкову; 9) Швернику; 10) Агранову; 11) В деле; 12) В отделении.