15 октября 1914 г. — Доклад ГВТУ Военному совету о продлении срока поставки аэропланов Первым российским товариществом воздухоплавания
№ 3754
По контракту от 18 апреля 1914 г. за № 2049, заключенному на основании положения Военного совета 29 марта 1914 г., Главное военно-техническое управление заказало Первому российскому товариществу воздухоплавания «С. С. Щетинин и К°»: 30 аэропланов системы Фармана № 22 бис с 100‑сильными моторами «Гном» типа Моносупап, 30 комплектов запасных частей и 5 дополнительных комплектов запасных частей к этим аэропланам.
Означенный заказ, согласно контракта, должен быть выполнен в следующие сроки: 10 аэропланов — к 15 июня, 10 аэропланов — к 15 июля и 10 комплектов запасных частей — к 1 августа, 10 комплектов — к 1 сентября и 15 комплектов — к 15 октября с. г. Между тем 5 июня, как то усматривается из прилагаемого удостоверения полиции¹*, на заводе Товарищества началась забастовка рабочих, продолжавшаяся до объявления войны Германией и носившая, по имеющимся в управлении сведениям, политический характер, а с 19 июля по 8 октября с. г. работы по выполнению настоящего заказа были приостановлены распоряжением Главного военно-технического управления ввиду того, что с открытием военных действий для пополнения в отрядах недостающего количества и замены пришедших в негодность потребовались в первую очередь аэропланы Фарман № 16 и Ньюпор, спешное изготовление которых и было поручено заводу товарищества. Естественно, что при наличии таких обстоятельств заказанные Товариществу аэропланы и запасные части до настоящего времени не могли быть построены.
Ввиду сего я находил бы необходимым установить ныне, с возобновлением Товариществом, согласно предложения управления, работ по постройке аэропланов Фарман № 22 бис и запасных частей, новый срок готовности означенных предметов, определив его в четыре месяца со дня возобновления работ, т. е. по 8 февраля 1915 г., на каковой срок имеется и согласие Товарищества²*. При этом я не могу не признать, что замедление в изготовлении ее по причинам, устранение которых не зависело от воли Товарищества, отнюдь нельзя поставить последнему в вину. К тому же эта задержка не отразилась и на боевой готовности армии, так как 19 июля Товариществу, как указано выше, было предложено приступить к спешному изготовлению 30 аэропланов Фарман № 16 и 10 аэропланов Ньюпор IV, большая часть которых, а именно 21 аппарат, в настоящее время уже принята.
Представляя об изложенном на благоусмотрение Военного совета, я полагал бы:
МНЕНИЕ: В изменение пункта 3 контракта от 18 апреля 1914 г. за № 2049 сроком готовности заказанных по сему контракту 30 аэропланов Фарман № 22 бис, 30 комплектов запасных частей и 5 дополнительных комплектов запасных частей считать 8 февраля 1915 года.
На документе помета Роппа: «22 октября состоялось решение Военного совета, которое удовлетворило просьбу Главного военно-технического управления, отметив, что Военный совет, не входя в обсуждение последствий за просрочки по частным срокам 15 июня и 15 июля 1914 г., положил: конечный срок поставки отсрочить до 8 февраля 1915 года. Изложенное сообщается по постановлению Военного совета для немедленного исполнения».
Начальник Управления генерал-лейтенант барон Ропп
Примечания:
¹* В деле отсутствует. (Прим. сост.)
²* К этой фразе на полях помета: «Выходит, что T-во оказывает милость, соглашаясь на отсрочку». И далее: «T‑во виновно лишь в нарушении частных сроков 15 июня и 15 июля, а затем работы были приостановлены в технич. управл...» (Прим. сост.)
РГВИА. Ф. 29. Оп. 3. Д. 861. Л. 73‑74. Подлинник.