Было в 1927г в ЯАССР событие, известное как Ксенофонтовщина - мятеж ни много ни мало "Младоякутской Национальной Советской Социалистической Партии Конфедералистов" - на самом деле довольно узкой группы якутских националистов, желавших вопреки воле якутского народа, выраженной на I Съезде Советов ЯАССР, оторвать Якутию от России и войти в СССР. Что характерно для бунтов антибольшевистских пратий, формально МЯНССПК выступала за сохранение советской власти. Но помнится опыт Кронштадтского или Тамбовского мятежей, где "за Советы без коммунистов", но Советы разгонялись.
Забавно читать современные опусы, где пытаются выставить младоякутов за "невинных жертв", при этом не имея возможности отрицать сам факт их беспорядков. Поэтому они вынуждены сперва представить СССР (1927 года, подчёркиваю), как "тоталитарный" ад во главе с самодержавным генсеком. Сталин у них из наркомнаца, предоставившего автономию или независимость практически всем народом, у них представляется как наоборот, противник национального самоопределения. Своего рода мантрой является тезис, что якобы "автономия Якутии к 1927г стала простой фикцией". Доказательств, ясное дело, не приводят.
Я так понимю, в данном случае мы имеем простой мятеж националистов, не сумевших демократическим путём доказать свою точку зрения (Ксенофонтов пробовал через Съезд Советов, но не был избран), и потому приступивших к тактике захвата власти. Вообще, ксенофонтовщина очень напоминает марш чёрнорубашичников на Рим в 1922г (настолько похоже, что создаётся впечатление, что Ксенофонтов изучал это событие) или на бесчинства лапуасцев в Финляндии (которые, правда, были позднее). Следует отметить, что никакой поддержки среди якутов "младоякуты" не получили. ЯЦИК, состоящий и возглавляемый якутами, сам принял непосредственные действия по пресечению бесчинств.
Кто-нибудь может подкинуть дополнительной литературки по данной теме?
Бунт якутских шовинистов (Ксенофонтовщина)
ср, 28 ноя 2012 - 23:13
#1
Бунт якутских шовинистов (Ксенофонтовщина)
Обзор политического состояния СССР за декабрь 1927 г. http://istmat.info/node/25715
январь 1928 http://istmat.info/node/25758
Вроде все. Больше ничего под очи не попалось))) Да, и следует отметить, что ОГПУ это классифицирует как банальный бандитизм, а не как антисоветские выступления.
Самое смешное, что Прокуратура Якутии реабилитровала Ксенофонтова и его банду. Даже не отрицая факта бандитизма...
Во дают. Вот вроде кажется, что уже нечему удивляться в наше время, а ведь все равно получается, при таком то творческом подходе. Интересно почитать, чем они руководствовались при реабилитации.
Скорее всего, нашли какие-нибудь "нарушения социалистической законности".
Насколько я понимаю, при реабилитации, в первую очередь, стараются на такие моменты напирать.
В только что помещённом на Истмате документе: «Сводка важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР за 14 февраля 1938 г.: http://istmat.info/node/26106
приводятся признания Барахова И.Н., бывшего 2-го секретаря Якутского обкома ВКП(б).
Если в документах будут другие показания в развитие этой темы, сообщу дополнительно.
С уважением,
Дмитрий Александрович.
Нашёл на форуме сайта http://mozohin.ru/ упоминание о книге об истории спецслужб Якутии (Саха):
ПРИЗНАЮ ВИНОВНЫМ... Служба безопасности Республики Саха (Якутия). Исторический очерк.
Е.Е. Алексеев. Москва. Концерн "ЛР". 1996 г., 3000 экз.
В книге освещена история ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ бывшей Якутской АССР.
Адрес заметки: http://forum.mozohin.ru/index.php/topic,128.msg4302.html#msg4302
Возможно, в книге есть сведения о борьбе с "ксенофонтовщиной"?
Ещё пара выдержек из ранее опубликованных на ИстМате сводок важнейших показаний арестованных по ГУГБ НКВД СССР, направляемых СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. СТАЛИНУ.
Из сводки за 3 апреля 1938 г.:
Из сводки за 23-24 апреля 1938 г.:
Отсюда: http://istmat.info/node/26008
В НКВД с арестованными обращались зверски, у М.К.Аммосова были переломаны все кости, его с трудом узнал знакомый в Иркутской тюрьме. Весь этот отчет мясников с НКВД сплошная ложь, в те времена заплечных дел мастера НКВД, многих людей объявляли врагами народа, приписывая арестованным всякую несусветную чушь и небылицы. Под пытками заставляли признаваться людям в делах, которые они никогда не совершали, многие стали "шпионами" зарубежных разведок, кто то оговаривал себя, близких и знакомых...
Михаил! В своих заметках на форуме сайта «Исторические Материалы» лично я высказываю своё мнение, подкрепляя его документами. Если же приходится ссылаться на литературные источники, и особенно – на публицистику, помещаю текст в кавычки, обычно со ссылкой на источник. При исследовании исторических событий стараюсь избегать эмоциональных высказываний, вроде: «мясники с НКВД», «весь (?!) отчёт – сплошная ложь», «заплечных дел мастера НКВД». Ведь публикующего подобные словесные обороты тоже можно обвинить в преднамеренном, даже без пыток и угроз, оговаривании сотрудников правоохранительных органов и в приписывании им «всякой несусветной чуши и небылиц». Например, о переломах у арестованных «всех (?) костей». Кстати, откуда появилась информация о встрече в Иркутской тюрьме с М.К. Амосовым его знакомого? Не могли бы Вы опубликовать документ об этой встрече? О том, что сотрудники НКВД, включая руководство, в те годы не только нарушали закон, но и совершали преступления, на нашем сайте много материалов, - например, о Ягоде, о Ежове.
В следующей, нижерасположенной, заметке Вы упоминаете:
Если это – цитата, например, из упомянутой Вами статьи из «Сибирской заимки», обозначьте её кавычками. Если это – Ваше личное мнение, и Вы всерьёз интересуетесь событиями того времени, пытаясь понять, что же происходило в те, действительно трудные для нашей Родины, для всех советских людей, годы, предлагаю посмотреть этот материал: http://istmat.info/node/22523
«Куда смотрит обком?» - возмущался Сталин при получении известий о Вичугском бунте. Да, на местах проявления Гражданской войны имели место и через 10-15 лет после 1917 г. И не всегда местные власти оказывались на высоте. Увы, революция – не одномоментное событие, а длительный, порой мучительный процесс построения нового общества. Обращаю внимание, что ивановские (вичугские) ткачи не были вооружены, хотя жертвы среди сотрудников НКВД были, их просто растерзала, насмерть забила доведённая до отчаяния голодная толпа. Упоминаемые же в «Сибирской заимке» ксенофонтовцы с оружием в руках воевали аж с подростками-пионерами. А такие действия однозначно попадают под определение «бандитизм». Неужели они воевали с детьми от отчаяния, что невозможно перейти из РСФСР в СССР?
Подобные восстания происходили и в центральной России, но все они, крестьянские и другие, были жестоко подавлены советской властью. Советы объявили всех восставших против советской системы бандитами, мятежниками и т.д., нисколько не разбираясь, не прислушаясь к требованиям восставших. Большевики разговаривали с простым народом только с помощью оружия...
Вы говорите как те болшевики, которые утопили в крови восстание кроншдатских матросов, тамбовских крестьян и т.д...
О восстании якутских конфедералистов с другого сайта, сибиряки пишут http://zaimka.ru/antonov-rebel/
"модель «социализма» конфедералистов имела явные социал-демократические черты. Конфедералисты являлись идейными продолжателями инициатив сибирских областников-федералистов, которые отстаивали региональные интересы. П. В. Ксенофонтов и члены партии конфедералистов были продуктом трех российских революций, разбудивших и вызвавших к жизни после 300-летней спячки под колониальным игом Российской империи силы национального возрождения, которые восприняли результаты революций как импульс к социально-экономическому и культурному развитию."
"Якутские «конфедералисты» не были сепаратистами, т.к. их модель государственного устройства не имела ничего общего со структурами Швейцарской Конфедерации (1291–1798 и 1815–1848), Соединенных Штатов Америки (1781–1787], Германской Конфедерации (1815–1866), Конфедеративных штатов Америки (1861–1865). «Конфедералисты» являлись скорее конституционными федералистами, противниками унитарного имперского государства, созданного по сталинскому варианту «автономизации». Их лидер — П. В. Ксенофонтов постоянно акцентировал внимание на несостоятельности мнений об отделении Якутии от СССР. Но в условиях формирования тоталитаризма попытка предложить альтернативный путь развития своей родины оказалась обреченной и только создала повод для расправы со всем поколением национальной беспартийной интеллигенции Якутии."