20 августа 1910 г. — Письмо морского министра вице-адмирала С. А. Воеводского председателю Совета министров П. А. Столыпину об изменении системы распределения артиллерийских заказов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1910.08.20
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 372-374.
Архив: 
РГИА. Ф. 1276. Оп. 6. Д. 469. Л. 1‑3 об. Подлинник.

Секретно

№ 4351

Милостивый государь, Петр Аркадьевич,

Вследствие представления Военного министерства в Совет министров о передаче заказов на 122 42‑лин. пушки французскому заводу Шнейдера и выяснившихся при обсуждении этого представления подробностей о распределении дальнейших заказов между отечественными заводами, я обратился к военному министру с письмом, в коем, выяснив затруднения, возникающие для Обуховского завода ввиду принятой в военном ведомстве системы передачи заказов заводам, я просил генерала от кавалерии Сухомлинова из числа будущих заказов, намечаемых для отечественных заводов, возможно большее количество передать Обуховскому заводу.

Обращаясь ныне к вашему высокопревосходительству с покорнейшей просьбой оказать к этому возможное с вашей стороны содействие, я вместе с тем считаю необходимым для освещения положения дела привести и те соображения, которые были мною сообщены по данному вопросу военному министру.

Обуховский сталелитейный завод — единственный орудийный завод в России, который в состоянии изготовлять орудия и лафеты всех калибров, включая 12‑дм орудия в 52 калибра, причем последние только и могут изготовляться им одним.

Согласно высочайше утвержденного Положения об управлении заводами, Обуховский завод существует для надобностей морского и сухопутного ведомств и должен служить регулятором цен частных заводов при изготовлении предметов вооружения.

Обуховский завод вооружил весь флот и добрую половину сухопутной артиллерии; разнообразные предметы вооружения, им изготовляемые, отличаются чрезвычайной доброкачественностью.

Будучи прекрасным исполнителем, Обуховский завод не может конкурировать с мировыми артиллерийскими заводами по изготовлению систем новых образцов. Он неоднократно разрабатывал различные системы вооружения, и многие из них приняты как морским, так и сухопутным ведомствами, как наилучшие; на всемирном же конкурсе побить конструктивный рекорд Обуховский завод не в силах, так как мировые заводы: Круппа, Виккерса, Шнейдера, Эргардта имеют широкий рынок в виде массы крупных и мелких государств, которые, ставя разнообразные требования, заставляют эти заводы специально заниматься конструктивной работой. При посещении мировых артиллерийских заводов поражает огромное количество образцов, сделанных ими. В условиях, равных мировым заводам, в этом отношении Обуховский завод стоять не может.

Пока техника артиллерии не ставила таких сложных задач, как она ставит за последнее время, до тех пор значение мировых заграничных заводов не было столь велико. Путиловский завод, также сознавая невозможность конкурировать в конструктивном отношении с мировыми артиллерийскими заводами, как частный завод, имел возможность войти с ними в соглашение и в настоящее время является представителем Круппа и Шнейдера.

При существующей в военном ведомстве системе конкурсов, первый валовой заказ без торгов получает тот завод, который представил на конкурс лучшую систему. Путиловским заводом представляются системы Круппа и Шнейдера. А так как системы Круппа и Шнейдера всегда оказываются лучшими по конкурсу, то Путиловский завод и получает первые валовые заказы, на которых оплачивает премии Круппу и Шнейдеру, а также все оборудование, необходимое для каждой системы (так как размеры премии военному ведомству совершенно неизвестны и, следовательно, сколько-нибудь ориентироваться в цене на первый валовой заказ не представляется возможным, то военное ведомство вынуждено платить столько, сколько пожелает Путиловский завод), а на второй валовой заказ Путиловский завод, имея готовое, уже оплаченное оборудование, может заявить более дешевую цену и более короткий срок изготовления. Таким образом, и все последующие заказы, сдаваемые формально по конкурсу, по существу дела, будут сдаваться без оного, и все эти заказы минуют Обуховский завод.

Несомненно, что создавшееся синдикатом (Путиловский завод, завод Шнейдера, завод Круппа) такое положение дел, т. е. полная зависимость обороны государства от Путиловского завода как в отношении стоимости, так и в отношении сроков, с государственной точки зрения недопустимо; кроме того, такая зависимость от частного завода недопустима еще и потому, что государство не может быть поставлено в зависимость от разного рода случайностей, с которыми связано всякое акционерное предприятие. Тем не менее это положение является не безвыходным и разрушить подобного рода замкнутый синдикат возможно, а именно: изменить условия конкурса таким образом, чтобы премирование наилучшего образца не связывалось с дачей первого валового заказа, т. е. чтобы государство, выбрав на конкурсе наилучший образец, само приобрело единовременной оплатой премией как самый образец и детальные чертежи, так и право изготовления его в России на любом из русских заводов.

При принятии указанной меры государство не будет в зависимости от одного какого-либо завода ни в смысле стоимости, ни в смысле скорости вооружения, так как оно будет иметь возможность дать исполнение заказа на несколько заводов одновременно.

В настоящее время Путиловский завод, ввиду заполнения работой благодаря вышеуказанному синдикату, оказался не в состоянии выполнить в поставленный военным ведомством срок заказ на 122 42‑лин. пушки, что и вызвало передачу заказа для исполнения на заграничный завод Шнейдера (Обуховский завод в те же 15 месяцев, как и завод Шнейдера, мог бы выполнить с успехом этот заказ), а Обуховский завод, имея полное оборудование и все необходимые средства к выполнению больших и срочных заказов на орудия, находится совершенно без работы и в ближайшем будущем принужден будет рассчитывать мастеровых даже в таких отделениях пушечных мастерских, как например: отделение для сверления орудий, т. е. мастеровых узко специальных, которых пушечный завод должен воспитывать с малолетства и без которых работать не может.

Имея в виду значительные ассигнования по военному ведомству (715 млн. руб.) на оборону государства, все вышеизложенное относительно необходимости заполнения Обуховского завода заказами и будучи уверен, что ваше высокопревосходительство вполне разделяете мое мнение о государственном значении Обуховского завода как в смысле производителя средств обороны, так и в смысле регулятора цен частных заводов, я покорнейше прошу ваше высокопревосходительство возбудить вопрос об изменении конкурсных условий при выборе военным ведомством новых образцов вооружения, дабы дать возможность всем русским заводам, в том числе и Обуховскому, работать в равных условиях с Путиловским и дабы избавиться от необходимости передавать заказы за границу.

В ожидании уведомления о последующем, я пользуюсь случаем, чтобы просить ваше высокопревосходительство принять уверение в моем совершенном уважении и таковой же преданности.

С. Воеводский

РГИА. Ф. 1276. Оп. 6. Д. 469. Л. 1‑3 об. Подлинник.