Письмо Первого секретаря Казахского крайкома ВКП(б) Ф.И.Голощёкина Первому секретарю Западно- Сибирского крайкома ВКП(б) Р.И.Эйхе, о возвращении казахского населения, откочевавшего в Западную Сибирь. 20 марта 1932 г.
Мы организуем сейчас возвращение откочевавшего казахского населения в пределы Вашего края. Само собой понятно, что организация этого дела без серьезной, в том числе и материальной, помощи с вашей стороны, со стороны Ваших местных организаций невозможна.
Как вы знаете, откочевки начались не только в этом году, они имели место и в прошлом году. Очевидно, вы не будете оспаривать, что эти откочевки, за исключением некоторых случаев в этом году, не носили характера голодобеженцев, а являлись одним из методов классовой борьбы, сопротивления байства, которое, не желая выполнять всех государственных заданий, организовало откочевки в пределы края, где нет знающих об их классовой принадлежности. Поэтому понятно, что эти откочевавшие хозяйства в первое время своего пребывания в Вашем крае имели еще значительное количество скота. Сейчас, по имеющимся у нас данным, эти хозяйства в основном лишились скота и орудий производства. Этот скот был частью истреблен, распродан ими же самими, а частью был заготовлен разными методами органами Сибкрая. Сейчас в связи с посевной мы ставим задачу возвращения в первую очередь тех хозяйств, которые имеют еще частичные средства производства и по возвращении в Казахстан смогут включиться в посевную.
В отношении абсолютно разоренных хозяйств мы ставим задачу об оказании им помощи, в первую очередь, местными органами Сибкрая и возвращении их обратно в Казахстан с наступлением тепла для частичного устройства их как в колхозах, так и в промышленности, промыслах, совхозах, при этом понятно, что возвращение этих хозяйств мыслится на строго добровольных началах. Мы не думаем возвращать баев, также и ту часть трудовых хозяйств, которые уже устроены в колхозах, промышленности и совхозах Вашего края.
Мы ставим вопрос об организации возвращения трудовой части хозяйств, еще не устроенных в Вашем крае. Нам кажется, что при такой постановке вопроса у нас нет никаких разногласий с Вами. Между тем, как сообщают наши уполномоченные, побывавшие в Славгородском и Павлоградском районах, Ваши местные организации извращают этот вопрос. Там происходят массовые случаи увольнения казахов, уже работающих в совхозах, и организация административного выселения в Казахстан всех бездомных и нищенствующих граждан, принадлежащих к казахской национальности. Мы считаем это совершенно неверным подходом к вопросу. Вы не будете отрицать, что казахское население в Вашем крае имеется и без всяких прикочевок извне. Кроме того, разве не задача местных органов Западно-Сибирского края — хозяйственное устройство и культурное обслуживание трудящегося казахского населения и прикочевавшего извне, если бы оно желало там остаться? Выходит на самом деле, что пока эти хозяйства имели скот и он заготовлялся, славгородские и павлоградские товарищи не возражали, а теперь считают нужным уже пауперизированных казахов без всякого устройства и помощи административно высылать в Казахстан как каких-то нарушителей границ и голодобеженцев.
По всем этим вопросам мы просим твердых указаний Вашим местным организациям
С товарищеским приветом Ф. Голощекин