2 октября 1906 г. — Из Всеподданнейшего доклада Морского генерального штаба о состоянии, воссоздании и реорганизации флота

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1906.10.02
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 285-289.
Архив: 
РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1474. Л. 154-165. Типогр. экз.

Балтийский флот

<...> Военные порта и их средства. Имеемые для Балтийского флота порта в настоящее время также находятся в полном неблагоустройстве вследствие плохой административной системы и главным образом потому, что в 10‑летний период усиленного судостроения, предшествующего войне, Морским министерством уделены все средства исключительно на постройку судов, не отчисляя пропорционального кредита на оборудование баз. Такая ошибочная политика особенно ярко сказалась во время войны на Дальнем Востоке, и потому теперь следует планомерно и последовательно приступить к устранению недочетов, которые пагубно отзываются на содержании флота в исправности.

Главнейшие недостатки оборудования наших портов заключаются в нижеследующем:

В Кронштадте, этой главной и единственной снабжающей базе флота, из четырех существующих доков для больших судов типа «Слава» может быть использован всего лишь один док, и тот при условиях мирного времени, ибо глубина Александровского дока такова, что ввод броненосца «Слава» при обычных условиях затруднителен, в военное же время, когда корабли могут иметь пробоину и осадку большую 28‑30 футов, то Александровский, единственный док, будет непригоден. Остальные доки, как Николаевский и Петровский, находятся в неисправном состоянии — стены дока пропускают воду и в Петровский док ввод и установка судна требуют до трех дней. Кронштадтский пароходный завод построен 50 лет тому назад, в полувековой период совершенно не следовал за развитием техники, и теперь — это учреждение с устарелыми тихоходными станками, первобытной трансмиссией и кранами только ручного действия. Мастерские не вмещают половины требуемых работ. Помещения не вентилируются, некоторые опасны для здоровья в смысле случаев отравления вредными газами, некоторые же опасны в пожарном отношении. Научная постановка дела вовсе отсутствует, и нет даже химической лаборатории. Водоснабжение завода в невозможном состоянии, отсутствие же пожарного водопровода для судов, стоящих в доках, является прямо опасным. В отношении погрузки угля Кронштадтский порт удовлетворяется первобытными средствами, подъездных путей частью нет, а частью неисправны, вследствие чего погрузка идет крайне медленно. Вследствие неудовлетворительного освещения порта ночные работы в доках и в некоторых мастерских невозможны или крайне затруднительны. Погрузку же угля в Кронштадте по той же причине можно производить только днем. Ко всем административно-хозяйственным недостаткам Кронштадта следует еще прибавить недостаточную защиту, которую оказывают его крепостные сооружения. Дальность стрельбы современных орудий дает возможность бомбардировать Кронштадт, что представляет для этого последнего величайшую опасность по причине массового скопления взрывчатых материалов, находящихся в черте порта, в лабораториях и порохохранилищах.

Следующим по величине после Кронштадтского является Либавский порт. Заложенный для широких замыслов и расположения здесь наступательной эскадры, порт этот ни по своим тактическим, ни стратегическим данным не может служить укрытием для слабейшего флота, что было признано военными и морскими авторитетами вскоре после начала закладки порта, и хотя это не повело к отказу от дальнейшей постройки порта, тем не менее рвение к созиданию Либавы ослабло, и в настоящее время, т. е. через 18 лет, порт далеко еще не оборудован.

В мастерских порта большинство имеемых станков неисправно и нет самых необходимых инструментов, в распоряжении мастерских нет плавучих средств, грузоподъемные средства порта слабы, береговые средства порта для погрузки угля совершенно примитивны, и погрузка производится медленно, ночная погрузка угля затрудняется по той же причине, как и в Кронштадте. Чтобы охарактеризовать состояние Либавского порта, достаточно указать на то, что даже ремонт минных судов в Либавском порту затруднителен и для этого приходится ставить туда транспорт-мастерскую «Ангара».

Свеаборгский порт является в Балтийском море наиболее благоустроенным и содержится в образцовом порядке, но все его средства рассчитаны всего лишь на помещение здесь 10 миноносцев, между тем как Свеаборг, занимая центральное положение в шхерах, должен быть оборудован в главную минную базу, чему благоприятствуют свойства местности.

Совершенно обособленное положение занимает С.‑Петербургский порт, который является главным строительным центром. Из заводов порта Новое Адмиралтейство по своему состоянию схоже с Кронштадтским пароходным заводом: старые, разбитые станки, отсутствие подъемных и перевозочных средств на эллингах и в мастерских, водоснабжение таково, что ощущается недостаток воды даже для повседневного употребления и полный недостаток противопожарных средств; для погрузки угля в Петербургском порту не имеется никаких приспособлений, нет ни соответствующих пристаней, ни механических приспособлений, ни подъездных путей, тачка и мускульная сила являются единственным средством. При всей своей необорудованности Петербургский порт обращает на себя внимание обилием портовых служащих в администрации, и одних чиновников в порту насчитывается 555 человек. Это несоразмерно большое число служащих в центральных и портовых учреждениях вообще, будучи обременительно для бюджета, есть результат плохой административной системы, с изменением которой сократится непроизводительная потребность во множестве служащих, ибо в то время, как у нас в одном Балтийском море служит 2500 чинов, во Франции обходятся 700, а в Германии 300.

Если оборудование портов Балтийского моря заставляет желать многого, то в отношении запасов дело обстоит не лучше. <...>

Приемлю смелость остановить особенное внимание вашего императорского величества на снабжение флота боевыми артиллерийскими и минными запасами. Война, а также опыты во Владивостоке показали полную непригодность качества наших пироксилиновых снарядов, и тем не менее, несмотря на то, что со времени Цусимского боя прошло более года, в настоящее время мы не только не имеем новых снарядов, но даже самый вопрос о снабжении ими судов еще не затрагивался, а вместо того опять заказаны 6‑дм снаряды с прежним пироксилиновым снаряжением. Полное бездействие по отношению боевого артиллерийского снабжения лучше всего сказалось при бомбардировке 19 июля с. г. Свеаборга, когда снаряды с отряда контр-адмирала Бострема не разрывались. Эта стрельба еще раз подтвердила правильность сведений, полученных от морского агента в Японии, относительно незначительных повреждений, полученных японскими судами в Цусимском бою, и малых потерь в людях вследствие частого неразрыва наших снарядов. При таком положении следует признать, что флот вашего императорского величества не имеет главного боевого средства, необходимого для успешного боя с неприятелем.

В отношении снабжения боевыми минами флот также не обеспечен, и в настоящее время 19 эскадренных миноносцев новейшей постройки не имеют ни одной мины и потому в течение одного года будут разоружены.

Такое состояние боевого снабжения флота нельзя не признать величайшею государственною опасностью.

Из сделанного краткого обзора административно-хозяйственного состояния портов и боевых запасов флота видно, что порта находятся в столь же безотрадном состоянии, как и судовой состав флота. <...>

Черноморский флот

Военные порта и их средства. Единственный порт для Черноморского флота, Севастополь, несмотря на 25‑летнее существование броненосного флота в Черном море, не отвечает скромным требованиям базы. Севастопольский рейд, на котором постоянно находится эскадра, не имеет бонового или иного заграждения и совершенно не защищен от внезапных нападений.

Броненосцы, получив повреждение подводной части, не имеют для исправления надлежащего дока. Оба Севастопольских дока имеют углубление 28 и 30 футов в полную воду, между тем броненосец «Три Святителя» обыкновенно имеет углубление 29 ⅔ фута. Если предположить, что два имеемые дока выстроены для существующих восьми броненосцев, то для новой дивизии, из которой уже имеется два судна типа «Иоанн Златоуст», необходим еще док; вместе с тем с увеличением минного флота необходим док и для минных судов. Кроме того, севастопольские доки так расположены, что они могут быть почти безнаказанно обстреливаемы с моря, это условие вызывает необходимость избрать место для новых доков в более удаленной части Севастопольской бухты от входа, каковым представляется лишь Инкерман. В таком же незащищенном положении от бомбардирования с моря находятся и Севастопольские портовые склады, которые также необходимо переносить в Инкерман.

Снабжение судов Севастопольским портом не соответствует требованиям военного времени. В порту не урегулирован постоянный запас угля. Уголь, несмотря на соседство Донецкого бассейна, обладающего удовлетворительными углями, отпускается обыкновенно на эскадру плохого качества. В одном из прошлых плаваний броненосцы так сильно дымили, что при маневрировании эскадры судам часто приходилось растягивать линии во избежание аварий, могущих произойти вследствие того, что из-за дыма нельзя было часто видеть друг друга. В настоящее время производится в Черном море опыт перехода на брикеты, но изготовление и доставка в порт последних, являясь пока новым для края делом, позволяет иметь в Севастопольском порту лишь их незначительный запас. В снабжении углем Черноморского флота является [недостатком] отсутствие организации скорой доставки угля на эскадру на Севастопольском рейде.

Замена поврежденных частей артиллерийского вооружения Севастопольским портом совершенно невыполнима без содействия Петербурга: в порту нет ни запасных орудий, ни станков или каких-либо их частей, ни достаточно оборудованных мастерских ни, наконец, приспособленного к тому кадра мастеровых. Технические средства порта и по другим отделам не отвечают требованиям боевой обстановки, несмотря на то, что порт строит новые суда, а современная техника предъявляет все более и более новое требование.

На судах Черноморского флота введены водотрубные котлы уже много лет, но мастерской для ремонта их в порту нет.

Севастопольские доки построены в Корабельной бухте рядом с Лазаревским адмиралтейством, заняли значительную портовую территорию, между тем в настоящее время необходимость расширения порта вызывает постройку многих мастерских, для которых в нем не имеется места. Ввиду этого придется новые мастерские строить в других местах побережья Севастопольской бухты, что вызовет разделение порта. Выходом из этого затруднительного положения является перенесение всего порта в Инкерман, где вместе с тем могут быть совершенно укрыто устроены и новые доки.

Севастопольский порт до сих пор не имеет электрического освещения, несмотря на соседство города, в котором устроена давно электрическая дорога и имеется электрическое освещение.

Между тем в Севастополе затрачено много средств на постройку морских казарм, необходимость которых совершенно ничем не вызывается, так как благоприятные климатические условия позволяют эскадре находиться в непрерывном плавании без ущерба здоровью личного состава, между тем казармы более проницаемы для пропаганды.

Недавно в Севастополе устроена пристрелочная станция, но в настоящее время она уже устарела, так как водное пространство впереди нее недостаточно для пристрелки современных мин, действующих на большие расстояния.

Во время ноябрьских беспорядков в южной Севастопольской бухте затоплен минный транспорт «Буг», который до сих пор не поднят за неимением спасательных средств в порту.

Другой порт — это Николаев. Он находится в еще более худших условиях, несмотря на то, что окружен многими хорошо оборудованными частными заводами. Николаевский порт, где 25 лет строят уже боевые суда, не имеет никаких современных технических приспособлений, улучшающих постройку и удешевляющих рабочую силу. Корабли достраиваются в Севастополе только потому, что при полной погрузке они не могут пройти Днепровско-Бугским каналом. Канал этот теперь доведен до 25 футов; на окончание его углубления до 30 футов необходимо еще 2 млн. 800 тыс. руб., после чего Николаев может быть обращен во вторую базу для флота, что будет способствовать усилению последнего, а также и благоприятствовать защите северо-западной части побережья Черного моря. В частности, углубление канала даст укрытие Черноморскому флоту при вторжении в Черное море подавляющих неприятельских сил.

Огромный недостаток Николаевского порта — это отсутствие доков для больших судов и для минных. Мастерские порта совершенно устарели, станки их расшатались, работы на них могут производиться лишь с убытком для казны и то только для удовлетворения грубых требований. Техническая жизнь порта не направляется никакой системой; в настоящее время в минной мастерской порта выделываются мины Уайтхеда обр. 1898 г. для миноносцев, которые потеряли уже боевое значение. Порт производит исправление некоторых транспортов.

Изложенный упадок Черноморского флота объясняется отвлечением внимания нуждами Дальнего Востока, пренебрежением к главному его противнику — турецкому флоту и отсутствием системы в управлении, в особенности последнее наиболее пагубно отозвалось на Черноморском флоте. Главный командир Черноморского флота, как одно лицо, не в силах иметь наблюдение за флотом, его подготовкой, портами и судостроением, что и видно из изложенного состояния флота. Черноморский флот только тогда пойдет по правильному пути развития, когда он будет иметь самостоятельного начальника, ответственного за его готовность и не перегруженного заботами о береговых учреждениях.

Флот в Тихом океане

<...> Военные порта и их средства. Переходя к обзору портов, приходится остановиться на одном лишь Владивостоке, так как в настоящее время это наш единственный военный порт в водах Дальнего Востока. Состояние этого порта представляется в следующем виде.

В порту имеется сухой док Цесаревича Николая, который по размерам своим пригоден для современных эскадренных броненосцев; в общем, док находится в удовлетворительном состоянии и лишь только водоотливные механизмы и котлы требуют капитального ремонта.

Кроме этого дока, еще два сухих дока, по размерам своим пригодных для самых больших современных судов, находятся в постройке. Сооружение этих двух доков подвинуто настолько, что уже закончена кладка стен одного дока и ожидается окончание кладки стен другого, а к осени явится возможность приступить к разработке грунтовой перемычки. Полная готовность обоих доков ожидается в 1907 году.

В течение минувшей войны мы имели в Порт-Артуре 7 эскадренных броненосцев и не имели там для них ни одного дока; как бы в восполнение столь чувствительного тогда недостатка, мы будем иметь в 1907 г. во Владивостоке три сухих дока для современных эскадренных броненосцев, но ни одного броненосца в водах Тихого океана мы теперь уже не имеем.

Для обслуживания же судов, находящихся теперь на Дальнем Востоке, вполне достаточно одного сухого дока Цесаревича Николая.

Наконец, имеются еще два плавучих дока, из коих один состоит из трех частей. Доки эти пригодны для подъема миноносцев, подводных лодок, транспортов и портовых судов. Все эти доки требуют, однако, капитального ремонта.

Из числа заводов и мастерских Владивостокский порт имеет: механический завод, кораблестроительную, артиллерийскую и минную мастерские.

Механический завод не вполне закончен оборудованием, и некоторые его мастерские — чугунолитейная, сталелитейная и железокотельная — оборудованы весьма удовлетворительно и могут отвечать даже строгим требованиям, между тем как другие мастерские — кузница, модельная, станочно-слесарно-сборочная — оборудованы гораздо слабее и даже не вполне достаточно; меднокотельная мастерская и часть слесарного отделения сгорели в 1905 г. и требуют восстановления.

Кораблестроительные мастерские можно считать оборудованными вполне удовлетворительно и способными производить все работы по корпусу для самых больших судов.

В общем, можно считать, что Владивостокский порт обладает вполне достаточным числом мастерских для обслуживания находящихся теперь на Дальнем Востоке судов, что представляется и вполне естественным, если принять во внимание, что порт этот должен был обслуживать большую эскадру, а теперь он обслуживает лишь весьма небольшое число судов.

Что касается оборудования порта по другим статьям, то главнейшие в этом недостатки следующие:

Порт не имеет связи нормальной колеей со станцией Уссурийской железной дороги и набережной коммерческого порта; подъездные пути оборудованы также недостаточно, и перевозка тяжестей производится главным образом на китайских арбах. Угольных пристаней нет, и каких-либо приспособлений для угля, а также для выгрузки его с угольщиков также нет. Водоснабжение порта неудовлетворительно: пожарного водопровода в порту нет, и вообще порт снабжен водой недостаточно богато; это особенно ощутительно зимой, когда приходится для судов, стоящих на рейде, возить воду по льду в бочках, приобретая ее у частных лиц.

<...>

Подлинный подписал: и. д. начальника Морского генерального штаба капитан 1‑го ранга Л. Брусилов.

РГАВМФ. Ф. 418. Оп. 1. Д. 1474. Л. 154-165. Типогр. экз.