19 февраля 1906 г. — Представление ГАУ в Военный совет о продлении сроков сдачи снарядов Брянскому заводу

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1906.02.19
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 270-271.
Архив: 
РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 67659. Л. 240‑242. Подлинник.

№ 7852

Военный совет, рассмотрев представление Главного артиллерийского управления от 8 декабря 1905 г. по вопросу о расторжении контракта, заключенного с Брянским заводом на изготовление и поставку легких мелинитовых гранат, журналом от 15 декабря положил: предоставить Брянскому заводу закончить выполнение вышеупомянутого подряда к 5 января 1906 г., но при том условии, что если и к новому сроку все заказанные снаряды окончательно сданы не будут, то самый контракт будет расторгнут и дальнейшая поставка снарядов может быть допущена лишь с особого на то разрешения Военного совета и притом по цене меньшей, чем контрактная, так как цена в 26 руб. 75 коп. была признана допустительной для казны только ввиду короткого срока поставки.

Вышеприведенное постановление Военного совета было сообщено правлению Общества Брянских заводов отзывом Главного артиллерийского управления от 22 декабря прошлого года, на что названное правление прошением от 30 того же декабря уведомило, что вследствие забастовки рабочих на Брянском заводе работы с 23 февраля по 28 марта прошлого года совсем не производились, а с 20 марта по 4 апреля работы производились лишь при половинном числе рабочих и шли крайне ненормально. Что же касается сталелитейного отдела, то выпуск стали мог начаться спустя около трех недель от начала работ на заводе. Дальнейший ход работ на заводах Общества также продолжал быть ненормальным.

Такому напряженному положению способствует общее не прекращающееся брожение среди рабочих в связи с беспрестанными забастовками на других заводах.

Подтверждением этому могут служить такие факты, как убийство 17 августа мастера снарядной мастерской В. М. Брянчугина, погибшего у себя на квартире от 4 попавших в него пуль из револьвера Браунинга, и стоявший в связи с рабочими беспорядками уход с 1 сентября со службы на Брянском заводе заведующего мастерской Б. П. Ушакова.

Далее, вследствие забастовок же рабочих, Брянским заводом не могли быть получены своевременно заказанные на стороне станки и части станков для изготовления гранат. Затем, до выяснения результатов испытания опытных гранат завод затруднялся приступить к валовому производству гранат, так как не имел уверенности в том, что чертеж гранаты не подвергнется изменению ввиду неоднократных испытаний опытных партий Брянского и других заводов, результаты которых давали возможность предполагать причину неудовлетворительности в самой конструкции гранаты. Опоздание в изготовлении опытной партии явилось следствием остановки завода.

Первая контрольная партия выслана заводом 3 декабря, но еще находится в пути вследствие железнодорожной забастовки. Вторая контрольная партия, несмотря на принятые меры, будет выслана заводом, по всей вероятности, не ранее марта 1906 года.

Причиной задержки, кроме всех вышепоименованных обстоятельств, служит также неполучение до сего времени 10 станков от Вредэ, которые завод должен был получить к 1 октября 1905 года.

Ввиду всего вышеизложенного правление, выражая надежду, что все вышеозначенные причины, устранение которых от правления и заводоуправления не зависело, будут приняты во внимание, ходатайствует о разрешении Брянскому заводу окончить поставку мелинитовых гранат по контракту от 5 марта 1905 г. на обусловленных контрактом условиях, но лишь с продлением срока изготовления до 15 марта 1906 года.

Обусловленная контрактом цена не является высокой ввиду весьма значительно повышенной зарабочей платы и крайне ненормального хода работ за все время контрактного срока и до сих пор.

Принимая во внимание постановление Военного совета по журналу от 15 декабря 1905 г. и отсутствие в вышеприведенном прошении категорических указаний со стороны правления Общества Брянских заводов о том, согласно ли правление понизить цену на заказанные снаряды, ГАУ отзывом от 16 января с. г. вновь запросило правление Брянских заводов, по какой пониженной цене, против указанной в контракте, согласно было бы правление производить дальнейшую поставку заказанных легких мелинитовых гранат, так как в противном случае не представляется возможным возбуждать какое-либо ходатайство перед Военным советом по изложенному в упомянутом выше прошении.

В ответе на это отношение правление Общества Брянских заводов прошением от 19 января с. г. просит ГАУ, при обсуждении вопроса об отдалении до 15 марта с. г. срока изготовления легких мелинитовых гранат по контракту от 5 марта 1905 г., согласно ходатайства правления от 30 декабря прошлого года, принять во внимание то обстоятельство, что причины, вызвавшие опоздание в изготовлении означенных гранат, являются общими, подходящими под понятие «force majeure», то есть совершенно не зависящими от правления и заводоуправления.

События, переживаемые Россией, выдвинули непреодолимые затруднения не только для администрации Брянского завода, но и для всей торгово-промышленной жизни страны, выразившиеся в заводской жизни в волнениях среди рабочих, продолжающихся до настоящего времени, которые хотя и не всегда влекли за собою закрытие завода, но, тем не менее, оказывали громадные влияния на интенсивность работы.

Мастерские хотя и не всегда закрывались, но работа почти вперед не подвигалась, так как большая часть времени проходила в разных сходках и собраниях рабочих, предъявлявших заводоуправлению невозможные требования, удовлетворение которых могло бы привести к прекращению самого существования завода, а с другой стороны, отказы в требованиях вызывали дальнейшие волнения и беспорядки.

Значительную задержку в исполнении заказа вызвало также ненормальное движение на железных дорогах и даже полная его приостановка в октябре и декабре 1905 года.

Последствием такого положения было замедление в получении материалов для производства, и топлива, и заказанных на стороне машин.

Особенно долго стояла Екатерининская железная дорога, при станции которой «Горяиново» расположен Екатеринославский металлургический завод Общества (Александровский Южно-Российский), снабжающий Брянский завод сырыми материалами (чугун, сталь и т. д.).

Считаясь с фактом существования «force majeure», правление просит Главное артиллерийское управление не отказать представить все вышеизложенное вместе с ходатайством правления от 30 декабря прошлого года на благоусмотрение Военного совета, так как правление не теряет надежды на то, что Военный совет, рассмотрев все обстоятельства «непреодолимой силы», вследствие которых произошло опоздание в изготовлении заказанных гранат, отнесется снисходительно к Брянскому заводу в такое крайне тяжелое переживаемое заводом время и разрешит исполнить заказ к 16 марта текущего года по обусловленной контрактом цене.

Понижение контрактной цены нанесло бы заводу серьезный ущерб, так как переживаемые события повлекли за собою увеличение стоимости заводских изделий в такой степени, как не могло быть никаким образом предусмотрено заранее.

ЗАКОН: Свод военных постановлений 1869 г. (изд. 2-е). Кн. 1. Ч. I. Ст. 82.

МНЕНИЕ: Принимая во внимание все изложенное, а также указания, данные в постановлении Военного совета от 5 ноября 1905 г. и в приказе по военному ведомству № 34 1906 г., я полагал бы: разрешить правлению Общества Брянского завода продлить срок сдачи легких мелинитовых гранат, заказанных по контракту от 5 марта 1905 г., до 15 марта с. г., но взыскав с правления неустойку, назначенную за несвоевременную поставку заказанных снарядов, как это было указано в положении Военного совета от 16 декабря прошлого года.

И. д. товарища генерал-фельдцейхмейстера генерал-майор Кузьмин-Караваев

Помета: «Доложено Военному совету 23 февраля 1906 г. Утверждено».

РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 67659. Л. 240‑242. Подлинник.