Из спецсводки № 46 секретно политического отдела ОГПУ СССР о ходе уборочной кампании по данным на 8 августа 1932 г.
Из спецсводки № 46 секретно политического отдела ОГПУ СССР о ходе уборочной кампании по данным на 8 августа 1932 г.[1]
11 августа 1932 г.
Совершено секретно
Уборочная кампания в ряде районов проходит явно неудовлетворительными темпами.
Успешный ход уборочных работ упирается в недочеты руководства как со стороны отдельных областных, так и районных организаций, недочеты планирования, крайне слабые темпы и низкое качество ремонта уборочного инвентаря и тракторного парка, недостаток и нерациональное использование имеющейся рабочей и тягловой силы и активное противодействие кулацко-антисоветских элементов.
Районные организации в ряде мест до сих пор вплотную не подошли к оказанию конкретной практической помощи в проведении уборки урожая с учетом специфических особенностей отдельного района, колхоза и села. Решения партии и правительства об уборочной и хлебозаготовительной кампании в ряде мест не проработаны. С другой стороны, регистрируются многочисленные факты бездеятельности со стороны внутриколхозного руководства, что разлагающе действует на массу колхозников.
Плохое качество ремонта обуславливает частые поломки, длительные простои уборочных машин и срыв норм выработки (УССР, СВК, ЦЧО и др.).
Вопрос с рабсилой местами усугубляется неудовлетворительной организацией труда. В связи с недостатком рабочих рук некоторые колхозы прибегают к найму выходцев и единоличников для проведения уборки, учиняя расчет за работу хлебом. В ряде колхозов УССР плата за день работы составляет от 3 до 4 пуд. зерна. Некоторые колхозы Западной обл. по той же причине сдают свои луга исполу единоличному сектору и не препятствуют индивидуальной уборке хлеба вышедшим из колхоза.
Неналаженность общественного питания на полях обуславливает в ряде районов массовые невыходы колхозников на работу, что также тормозит своевременную уборку созревшего хлеба.
Серьезное опасение вызывают крайне низкие качественные показатели уборочных работ в ряде мест (оставление колосьев, плохое качество копнения и скирдования и т.п.).
Особо следует подчеркнуть, что в связи с выходами из колхозов наметившиеся тенденции к индивидуальной уборке урожая заметно расширяются и в ряде районов наблюдается раздел колхозных посевов и уборка урожая единоличным порядком (УССР, БССР, СВК, ЦЧО, СКК, Западная и другие области).
Недочеты организации труда
Немалую роль в замедлении темпов уборочных работ играют существенные дефекты в организации труда.
Формальное отношение в ряде мест к организации производственных бригад обусловило ряд крупных недочетов в работе последних: отсутствие конкретных производственных планов, нет четкости в распределении уборочных работ между отдельными бригадами и внутри каждой бригады, колхозники за определенными производственными участками не закреплены, нерациональное использование с.х. инвентаря, простои тягловой силы и т.п.
Чрезвычайно слаба в ряде районов массово-политическая работа на поле в бригадах. Соцсоревнование и ударничество практического осуществления не получили. Учет труда в целом ряде колхозов остается неудовлетворительным: отсутствуют нормы выработки, фиксируется несвоевременная запись трудодней, местами учет трудодней вовсе не ведется, в оценке труда вместо сдельщины продолжают отмечаться уравнительные тенденции и т.п.
Неудовлетворительная постановка организации труда в бригадах в значительной степени обусловлена неудачным подбором бригадиров. Местами состав бригадиров засорен социально-чуждым элементом, сознательно срывающим нормальный ход уборочных работ. В ряде колхозов, вследствие недочетов в учете труда, авансирование колхозников хлебом за выработанные трудодни производится по уравнительному принципу, что приводит к обезличиванию лучших работников колхозного производства, а местами и к прямому разбазариванию урожая (Украина, СВК, СКК и др.).
Борьба с потерями хлеба
Борьба с потерями урожая в ряде районов явно недостаточна. Почти повсеместно отмечается разрыв между косьбой и скирдованием. В результате оппортунистической недооценки значения скирдования убранный хлеб в целом ряде районов, а на Украине и в нацрайонах СКК почти повсеместно, не скирдуется.
Вследствие несвоевременного покоса отмечен ряд фактов перестаивания созревшего зерна и осыпания его на корню (УССР, СВК, НВК, СКК, Крым и др.). Местами, вследствие дождей, плохо заскирдованная рожь начинает прорастать (НВК, СКК).
Нетщательность уборки, оставление на полях колосьев и снопов и, как система, отсутствие на местах зерноуловителей, значительно увеличивают потери зерна. В нацрайонах СКК вследствие плохой прополки часть посевов, особенно поздних огородных и технических культур, погибла (забита сорняками).
Особого внимания заслуживают выявляющиеся факты небрежного хранения собранного урожая. В Западной обл., например, убранный хлеб складывается местами в неприспособленных помещениях (сараях без крыши) и от дождей подвергается порче — гниет.
Массовое хищение хлеба
Наряду с потерями зерна фиксируются многочисленные факты массового хищения колхозного хлеба (УССР, СКК, СВК, НВК, Казахстан, Западная и другие области). Наиболее распространенными способами хищения колхозного урожая являются: срезание колосьев, организованное хищение единоличниками и отчасти колхозниками снопов и покос нескошенной пшеницы (по ночам целыми подводами), хищение колхозниками зерна из-под молотилки и во время транспортирования с токов в колхозы и элеваторы.
В СКК отмечены многочисленные факты хищения обмолоченного хлеба в узелках, специально пришитых к одежде карманах, мешках и проч.
В некоторых районах УССР срезание колосьев носит групповой характер (до 100 чел. и более). У ряда колхозников количество похищенного хлеба насчитывается пудами. Кражи хлеба с полей происходят не только в ночное время, но и днем.
Руководящий состав колхозов в ряде случаев необходимых мер борьбы с хищением хлеба не принимает, а иногда и сам способствует этому. Следует отметить, что ряд районных организаций, особенно на Украине, также игнорирует мероприятия по охране зерна и предотвращению хищений и самовольных покосов хлеба.
Расхищенный хлеб перемалывается местами на муку на ручных «подпольных» мельницах (установка на дому жерновов), а мука сбывается на частном рынке (УССР, СКК). Спекуляция хлебом и продажа краденого зерна на рынке имеет место не только со стороны некоторых групп колхозников, но и отдельных членов правлений колхозов (УССР, Запобласть и др.).
В НВК и Казахстане хищение хлеба производится местами путем организованных нападений на колхозные поля, доходящих в отдельных случаях до открытых столкновений с охраной...
Настроения вокруг уборочной кампании
В результате деятельности кулачества и АСЭ при слабости массово-разъяснительной работы налицо рост отрицательных настроений среди отдельных групп колхозников и трудящихся единоличников. Отрицательные настроения находят свое выражение в продолжении выходов из колхозов, захвате и индивидуальной уборке урожая и заметном падении трудовой дисциплины: категорические отказы от работы, массовые невыходы на работу, забастовочные тенденции и т.п. Регистрируются факты ухода колхозников в неорганизованное отходничество в самый разгар уборочных работ (БССР).
Заслуживает внимания рост антагонизма между колхозниками и выходцами, доходящий местами до крупных конфликтов: порча выходцами колхозного инвентаря, избиение активистов, колхозников и т.п. (Западная обл., БССР и др.).
Заслуживает внимания также усиление потребительских настроений: суждения отдельных групп о необходимости обеспечения хлебом в первую очередь себя, а затем сдавать государству. На Украине зарегистрирован ряд случаев, когда колхозники с ведома и санкции правлений колхозов производят в первую очередь покос хлеба для собственных нужд.
Зам. начальника СПО ОГПУ Горожанин
Помощник начальника 2 отделения Коркин
[1] По материалам УССР, БССР, СКК, СВК, НВК, ЦЧО, ЛВО, МО, Западной обл., Крыма, Казахстана и Узбекистана.