7 июня 1905 г. — Доклад Военного министерства в Особое совещание о заказе винтовочных патронов за границей

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1905.06.07
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 221-223.
Архив: 
РГИА. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 102. Л. 2‑3 об. Подлинник.

Секретно

№ 1180

Текущая война с Японией потребовала огромного количества винтовочных патронов, и все части, идущие на Дальний Восток, снабжаются патронами по норме 840 патронов на винтовку.

Вследствие этого ко времени возбуждения вопроса о заказе патронов за границей, т. е. по 15 марта с. г., было увезено с войсками и выслано на Дальний Восток свыше 572 млн. патронов, и вместе с находившимися в наместничестве до начала войны 64 млн. всего свыше 636 миллионов.

Кроме того, оставалось еще не удовлетворенным требование генерала от инфантерии Линевича¹* о высылке 40 млн. патронов в запас, каковые могли быть высланы из числа патронов, изготовленных патронными заводами в течение марта с. г.

В округах империи, за исключением Дальнего Востока, к тому же времени недоставало, включая расход на практику с. г., около 580 млн. патронов.

Для пополнения этого недостатка казенным патронным заводам даны были наряды до полной их производительности: Петербургскому — 190 млн. и Луганскому — 120 млн., и заказано частному Тульскому заводу 125 млн., всего в течение года будет изготовлено 435 миллионов.

Из этого числа все количество изготовленных в январе и феврале, в общем до 40 млн., отправлены уже на Дальний Восток и придется назначить еще вышеупомянутые 40 млн., о которых просит генерал Линевич, следовательно, для пополнения недостатка оставалось бы (435 ‑ 80) = 355 млн. при условии, если бы не было дальнейших требований о высылке патронов на Дальний Восток.

Ввиду такого состояния запаса патронов было признано необходимым заготовить в возможно кратчайший срок еще 500 млн. патронов. Так как в России не представляется возможным изготовить большее количество патронов, то были запрошены заграничные фирмы, из которых на конкуренциях 23 марта и 6 апреля с. г. заявили низшие цены, если не принимать во внимание английских заводов, следующие фирмы: Гиртенбергский завод (Австрия) по 45 руб. 24 коп. за тыс. — на 200 млн., Manfred Weiss (Будапешт) по 45 руб. 45 коп. за тыс. — на 100 млн., Deutsche Waffen und Munitions Fabriken 45 руб. 45 коп. за тыс. — на 200 млн., при условии доставки патронов до пограничных станций наших железных дорог и сдачи всего заказа: первым заводом в течение 15 месяцев, а двумя последними в течение года.

Его императорское высочество инспектор всей артиллерии, приняв во внимание, что средняя цена стоимости изготовления 3‑лин. винтовочных патронов на казенных патронных заводах, выведенная по отчету за 1905 г., но при современной стоимости латуни и мельхиора, составляет около 46 руб., нашел, что заявленные названными фирмами цены следует признать выгодными для казны, а так как эти фирмы известны как поставщики патронов не только своим государствам, но и иностранным, то его императорское высочество полагал распределить между ними заказ на 500 млн. патронов согласно заявленным ими условиям.

Ввиду необходимости возможно скорейшего пополнения запаса патронов как в видах удовлетворения требований, продолжающих поступать от главнокомандующего Маньчжурскими армиями, так и для доведения до нормы боевых комплектов войск европейской России, т. к. в некоторых из них в настоящее время недостает до 60 % от всего положенного к содержанию в запасах количества патронов, выяснившейся невозможности заготовить эти патроны в России и принимая во внимание, что благодаря произведенным Главным артиллерийским управлением конкуренциям удалось достигнуть значительного понижения первоначально заявленных иностранными заводами цен, причем при распределении заказа, предположенном его императорским высочеством инспектором всей артиллерии, все 500 млн. 3‑лин. винтовочных патронов будут заказаны по средней цене в 45 руб. 37 коп. за тысячу, не высшей, чем обходится изготовление таких же патронов на казенных заводах, особенно если принять в расчет стоимость провоза до нашей границы, и что упомянутые фирмы обладают наиболее обширными в Европе заводами, я, согласно с мнением его императорского высочества инспектора всей артиллерии, признал необходимым испросить высочайшее соизволение на заказ за границей 500 млн. 3‑лин. винтовочных патронов, распределив его между вышеупомянутыми заводами по заявленным ими вышеприведенным ценам, и об ассигновании из военного фонда потребной для этого заказа суммы в 22 млн. 800 тыс. руб. на уплату за патроны и содержание приемных комиссий, но без уплаты пошлины; сумму же, потребную на уплату этой последней, ассигновать по выяснении ее по сношению с министром финансов.

В 16-й день апреля его величество, соизволив утвердить предположенное распределение заказа, повелел приступить безотлагательно к его исполнению, с ассигнованием из военного фонда исчисленной суммы и при соблюдении прочих изложенных в докладе условий. Предложения английских фирм высочайше поведено отклонить.

В счет суммы, испрошенной к ассигнованию на заказ 3‑лин. винтовочных патронов за границей, необходимо ассигновать теперь же 7 млн. 800 тыс. руб. на выдачу авансов, обусловленных контрактами, а остальные 15 млн. потребуются к ассигнованию в июне, октябре с. г. и марте 1906 г. по 5 млн. руб. в каждый из указанных сроков для уплаты за поставленные патроны.

Кроме того, вследствие ходатайства французского посла г. Бомпара²*, указывавшего, что, по многим политическим причинам, было бы неудобно совершенно не давать заказы французской промышленности, участвовавшей в конкуренциях вместе с другими государствами, но не получившей заказа вследствие заявления значительно более высоких цен, в 21‑й день мая с. г. последовало высочайшее повеление о заказе фирме «Société Française des Munitions» 36 млн. 3‑лин. боевых винтовочных патронов, сроком на один год, по цене 47 руб. за тысячу, включая и доставку до какого-либо порта или пограничных станций наших железных дорог, и об ассигновании из военного фонда 1 млн. 750 тыс. руб. для уплаты за заказываемые патроны и для содержания приемной комиссии, но без уплаты пошлины.

Ассигнование суммы на этот предмет может быть распределено так: в июле с. г. — 750 тыс., в октябре — 500 тыс. и в апреле 1906 г. — 500 тыс. руб.

Об изложенном имею честь представить на благоусмотрение Особого совещания.

Военный министр генерал-адъютант Сахаров И. д. товарища генерал-фельдцейхмейстера генерал-майор Кузьмин-Караваев³*

Примечания:

¹* Линевич (Леневич) Николай Петрович (1838‑1908) — генерал-адъютант, генерал от инфантерии. Командующий войсками Приамурского военного округа (1903‑1904). В период русско-японской войны 1904‑1905 гг. — командующий 1‑й Маньчжурской армией, с марта 1905 — главнокомандующий сухопутными и морскими силами, действующими против Японии.

²* Бомпар Морис — французский посол в России (1902‑1908), затем в Турции (1909‑1914).

³* Кузьмин-Караваев Дмитрий Дмитриевич (1856‑1950) — генерал от артиллерии (1912). В 1905‑1909 гг. товарищ генерал-фельдцейхмейстера. С 1909 г. по 1915 г. — начальник ГАУ. С 1915 г. — член Военного совета. 20 марта 1916 г. высочайшим приказом отчислен от должности члена Военного совета, а «22 апреля того же года последовало высочайшее соизволение на восстановление в правах по должности члена Военного совета с оставлением в составе этого Совета, но с устранением по случаю наряда следствия от присутствия в таковом». Находился под следствием по делу Сухомлинова. 21 марта 1918 г. распоряжением Народного комиссариата по военным делам за упразднением Военного совета уволен от службы с правом исходатайствовать выслуженную пенсию. (См.: РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. п/с 151‑625. Л. 15; «Семь веков служат Отечеству» Старинный род Кузьминых-Караваевых // Источник. 1995. № 5. С. 24‑30).

РГИА. Ф. 1229. Оп. 1. Д. 102. Л. 2‑3 об. Подлинник.