Глава IX. Современная одежда жителей Вирятина

 

Одежда вирятинских крестьян в первые годы советской власти.— Изменения в одежде после коллективизации.— Современный мужской и женский костюм.— Одежда домашняя, праздничная, производственная.— Приданое невесты и кладка для жениха.— Хранение одежды.— Влияние социалистического города на вкусы жителей села

Современная одежда крестьян села Вирятина значительно отличается  от одежды дореволюционного прошлого. За годы советской власти была полностью перестроена экономика села и поднята культура трудящегося  крестьянства. С каждым годом неуклонно растет благосостояние колхозников, расширяется круг их потребностей. Все это не могло не отразиться на одежде вирятинцев как одной из сторон их материальной культуры и  быта. Основной чертой, отличающей костюм вирятинцев в настоящее время от костюма в прошлом, является уничтожение различий, связанных с социальным неравенством отдельных групп крестьянства. Как уже говорилось, различия эти были особенно ощутимы в 900-х годах, когда расширилось употребление покупных фабричных тканей для изготовления одежды. Одежда вирятинских колхозников представляет собой единый  комплекс, в котором выделяются не экономические и социальные, а половозрастные различия.  Характерные черты одежды советского периода выявились не сразу.  В первые десятилетия после Октябрьской революции продолжали преобладать особенности, свойственные предыдущей эпохе. В связи с общим недостатком в стране промышленных товаров в Вирятине наблюдалось не только сохранение домашнего прядения и ткачества, но даже частичное расширение их по сравнению с предреволюционными годами. Пряли и ткали вплоть до организации колхоза в 1930 г. в большинстве вирятинских семей. Вирятинские женщины вспоминают, как в 20-х годах им снова пришлось носить платья из домотканины. В эти годы каждое приобретение материала на одежду выглядело как крупное событие в семье. Лишь небольшая часть крестьян, разбогатевших в период нэпа, имела возможность шить одежду из покупных фабричных тканей.  Те же причины, которые привели к частичному возрождению прядения и ткачества, способствовали сохранению в одежде 20-х годов многих старых черт и традиций, свойственных костюму дореволюционного времени. Бытовали женские рубахи с поликами, поневы, сарафаны и даже кички и коты, атласные мужские рубахи, плисовые штаны, поддевки, зипуны халаты, лаковые сапоги и пр.

Однако распространение в селе домотканины не всегда вело к повторению старых традиционных покроев. Из холста шили теперь не только рубахи с поликами, но и рубахи без рукавов, а также кофты, юбки и даже цельные платья, особенно для девушек, подростков и детей. Старую одежду, сшитую из фабричных тканей, стали переделывать и перешивать на новый лад. Из сарафанов шили кофты и юбки, «коротай» и «холодники» переделывали на жакетки; у рубах выпарывали полики, отрезали рукава и т. д. В. И. Колесникова помнит, как она еще подростком переделывала старые рубахи с поликами на «вырезные» безрукавные, а Т. М. Калмыкова рассказывает, что с 1921 г. свекровь ее начала перешивать свои сарафаны на юбки.

Вирятинские мужчины в 20-х годах носили сатиновые рубашки-косоворотки под ремень, хлопчатобумажные или шерстяные брюки, сапоги или ботинки со шнурками, пиджаки, полушубки, пальто или полупальто. Многие одевались в оставшееся от времен войны обмундирование. Широко распространенными были «буденовки», папахи.

С середины 20-х годов широко распространился женский костюм, известный под названием «одиначка». Одиначка представляла собой кофту и юбку из одной и той же ткани. Подражая городским модам того времени, кофты шили на низком пояске. Рукава делали длинные. Юбки были прямые в сборку или же клеш. Надевали этот костюм независимо от окраски (темной или светлой, одноцветной или пестрой) во все времена года. Одиначка считалась нарядной, праздничной одеждой. Под одиначку надевали «подрубашницу» (нижнюю рубаху с короткими рукавами) или «вырезную» рубаху (с низким круглым вырезом ворота и без рукавов), а также нижнюю юбку из тонкой шерсти или миткаля. Считалось красивым, когда нижняя юбка (цветная или белая с кружевами) немного выглядывала из-под платья. Другого белья почти никто не носил, за исключением девушек, которые в особо торжественных случаях надевали плоский лифчик. Спать ложились в рубахе и нижней суконной юбке: оставаться на ночь в одной рубашке стыдились.

Головным убором женщин всех возрастов служил головной платок. Обувь продолжали донашивать ту, что имелась: сапоги, коты, башмаки.

На всем облике крестьянской одежды 20-х годов продолжал оставаться заметный отпечаток мещанских вкусов, от которого не была свободна городская мода того времени. Особенно заметен он был в женском костюме и выражался в пристрастии к аляповатым украшениям в виде, например, пояса из пуговиц, грубом сочетании цветов (черные кружева на розовой или бледно-зеленой нижней юбке) и пр. Проводником мещанских влияний на селе оставалась зажиточная верхушка, воспрянувшая с введением нэпа.

Дальнейший этап в развитии крестьянской одежды в селе Вирятине начался с 1930 г., т. е. со времени проведения сплошной коллективизации. Именно эту дату называют вирятинцы для обозначения рубежа, с которого начались коренные изменения в жизни села. Однако особенно ярко стали вырисовываться черты нового в одежде примерно со второй половины 30-х годов, когда положение колхоза «Путь Ленина», упрочилось, значительно выросло материальное благосостояние колхозников, расширились их культурные горизонты.

Изменения в одежде прежде всего коснулись материалов, из которых она изготовляется. Растущие доходы колхозников и развитие в стране легкой промышленности дали возможность сократить до минимума обработку текстильного сырья домашним способом. На ткацких станах, которые доныне сохраняются в некоторых домах Вирятина, ткут теперь только постилки, половики и мешковину (рис. 39). Значительно сократилось, но не утратило своего значения прядение шерсти для вязаных изделий. Из шерсти вяжут, как и прежде, чулки, носки, варежки. Со времени Великой Отечественной войны, когда в стране ощущался недостаток товаров народного потребления, вошло в обычай вязание головных платков и шарфов. Из шерсти, кроме того, валяют валенки, отдавая ее для этого в валяльные мастерские. Валенки также заказывают специальной колхозной бригаде вальщиков.

Старой традицией, живущей до настоящего времени, является плетение лаптей из липового лыка, которые теперь превратились в своего рода специальную производственную обувь, хотя употребление их очень ограничено: раньше лапти плели в каждой семье, а теперь этим занимаются лишь два-три старика на все село.

На смену старым материалам пришли новые, общие для всех наших городов и сел изделия советской легкой промышленности.

Верхнюю и выходную одежду для взрослых вирятинцы редко шьют сами. Усложнившиеся фасоны и стремление быть красиво и хорошо одетым делают необходимым обращение к специалистам портным. От старинного костюма в настоящее время осталось очень мало. Поневу, сарафан, женскую рубаху с поликами, запон, зипун, халат, кичку с трудом можно разыскать в селе в одном-двух экземплярах. Одна 65-летняя крестьянка сохраняет на смерть рубаху с «подставкой» и поликами, и кичку: у другой сохраняется на память понева ее матери; многие молодые девушки берегут подаренные матерями рубахи, сарафаны и запоны, для традиционного ряжения на Новый год и на свадьбу. Некоторые старухи продолжают донашивать старые овчинные шубы со сборами, передники из пестряди и суконные клетчатые юбки в качестве нижних. Только тулуп нашел широкое применение в настоящее время как одежда для поездок на лошади или на грузовике в холодное зимнее время.

Вместо старого традиционного костюма в Вирятине теперь преобладает одежда городского типа. Наиболее распространен среди мужского населения Вирятина костюм из традиционной рубашки-косоворотки, которая, как и прежде, иногда украшается вышивкой: брюк шерстяных или бумажных; ремня, которым подпоясана рубаха. Старшее поколение носит рубахи темных цветов, молодежь — светлых. Среди молодежи широко бытует также рубаха с отложным воротничком. В праздничные дни многие из молодежи надевают рубашки с галстуком. Общераспространенными являются мужские костюмы из шерстяных тканей. Со времени Великой Отечественной воины многие носят полувоенный костюм. В качестве дополнительной комнатной одежды у некоторых имеются джемперы и свитеры. Головным убором служат фуражки, а зимой шапки-ушанки, обувь же составляют сапоги, а также ботинки и полуботинки на шнурках, зимой — валенки. На ботинки и на валенки, в случае необходимости, надевают галоши.

Женскую комнатную одежду составляет юбка с кофтой. В пристрастии к такому костюму, вероятно, сказывается старая русская традиция носить одежду, состоящую из двух частей (рубахи и поневы, рубахи и юбки, рубахи и сарафана). Юбки и кофты в настоящее время имеют разнообразные фасоны. Характерно, однако, что наиболее устойчивым и, пожалуй, наиболее распространенным является костюм, состоящий из прямой в сборку или клешевой юбки и недлинной, скрывающей талию кофты навыпуск; общий контур этого костюма напоминает старую традиционную одежду с поневой и особенно с сарафаном. Этот костюм пользуется любовью среди старшего поколения, где довольно стойко сохраняются старые вкусы. Цельное платье стали носить в Вирятине недавно, только в 40-х годах, и сейчас его очень любит молодежь. Платье считается более нарядной и праздничной одеждой, чем юбка с  кофтой. Как дополнительную комнатную одежду носят шерстяные и хлопчатобумажные вязаные кофточки и жакеты.

Для работы со скотиной и для paботы по дому надевают ситцевый передник, закрывающий всю переднюю  часть платья от пояса до подола (рис.  40).1

Новое в женской одежде составляет ношение белья: рубашки, лифчика, штанов. Носить белье, как здесь говорят, стали только «при колхозах». Ткани для белья берут хлопчатобумажные — белые и цветные. Для работы рубашки шьют из более плотных материалов, чтобы рубашка» не затрудняя движений, свободно спадала вниз. Белье украшают вышивкой, а также кружевами.

Замужние женщины по-прежнему заплетают волосы в две косы и укладывают их на затылке пучком. Девушки заплетают волосы также в косы, но чаще подкалывают их сзади, считая, что так удобнее. Стригут волосы и завиваются немногие девушки и молодые женщины.

Женским головным убором, как и прежде, служит головной платок, летом — тонкий ситцевый или шелковый, зимой — теплый, часто вязаный шерстяной. Пожилых женщин никогда не увидишь без платка ни зимой, ни летом (рис. 41); дома и на улице, в праздник и в будни они не расстаются с тонким «подшальником», а зимой, выходя из дома, сверху покрываются еще теплым платком. Девушки обязательно повязывают голову платком на работе, а иногда и дома, но летом в часы досуга предпочитают быть с непокрытой головой. Шапок и шляп вирятинские колхозницы почти не носят. В дорогу зимой и осенью голову и плечи окутывают большой теплой шалью.

Преобладание платка, как головного убора, объясняется, с одной стороны, многовековой традицией, с другой же — удобством его в условиях сельской жизни, когда длительное пребывание на воздухе вызывает необходимость постоянно закрывать голову — зимой от холода, летом от солнца (рис. 42).

Обувью для женщин служат различного рода ботинки, тапочки, туфли, сапоги, галоши, боты. Очень быстро завоевали себе признание в Вирятине высокие резиновые боты. Они оказались удобной обувью в сельских условиях, заменив собой сапоги. Их носят чаще всего как сапоги, без туфель, положив в каблуки выструганные из дерева чурки. Широко распространены также тапочки. Зимой все вирятинцы, как женщины, так и мужчины, обуваются в валенки, большей частью с галошами.

Чулки теперь решительно преобладают покупные. Шерстяные чулки и носки своей вязки носят зимой, а летом надевают на работу в поле только в особых случаях.

Верхняя одежда вирятинцев разграничивается по сезонам, хотя и не всегда достаточно четко. Очень определенно выделяется зимняя одежда в виде овчинных полушубков, чаще всего черных нагольных, а также пальто и полупальто на вате, таких же пиджаков и жакеток, стеганых ватников. Комплект осенне-весенней одежды уже не столь определенен. В основном же весной и осенью носят зимнюю ватную одежду облегченного типа, т. е. жакетки, пиджаки и в особенности стеганые ватники. Последние из-за своих удобных качеств (легкие, теплые и дешевые) нашли себе особенно широкое применение в быту вирятинских колхозников. Занятия основной массы населения села требуют постоянного пребывания на воздухе или в мало отапливаемых и совсем не отапливаемых помещениях (различные мастерские, животноводческие фермы). Часто эти работы не ограничиваются определенным временем и длятся целый день с перерывами. Почти весь день на колхознике должна быть одежда, которая является для него как рабочей, так и нерабочей; она должна быть легкой, теплой и притом обязательно дешевой, так как быстро изнашивается. Естественно, что при таких условиях костюм должен быть универсальным. С этими обстоятельствами связано преобладание коротких форм одежды (жакетки, пиджаки, полушубки, куртки) над длинными (пальто), что чрезвычайно характерно для Вирятина, как и для многих других русских сел Советского  Союза. Короткая одежда более удобна для работы, она легче пальто и не стесняет движений. Поэтому у сельских жителей пальто является только праздничной одеждой. Употребление коротких форм в повседневной одежде, а также отсутствие резких разграничений между одеждой праздничной и обыденной ведет к проникновению различных жакетов, пиджаков и полупальто в праздничный костюм. Эти формы верхней одежды становятся привычными, обязательными, модными, способствуют сохранению специфических черт в костюме современной деревни.

Кроме основной верхней одежды, у вирятинских колхозников употребляется дополнительная, надеваемая в особых случаях поверх основной (рис. 43). К ней относится традиционный овчинный тулуп (для длительных поездок и как рабочая одежда для сторожей зимой) и различного рода плащи-дождевики (из брезента, прорезиненных тканей, пластиката и др.) которые в последнее время все более входят в быт села.

 

Таким образом, одежда вирятинских колхозников, мужская и женская летняя и зимняя делится на одежду повседневную и праздничную. Повседневная одежда включает в себя одежду и рабочую, и домашнюю. Исключение составляет специальная производственная одежда, которая в Вирятине развита слабо и применяется только в особых случаях, когда без нее трудно обойтись. Работа на животноводческих фермах (например, доярок, свинарок и др.) требует специальной одежды. Правда, здесь имеются уже некоторые ее элементы; резиновые сапоги, традиционный передник. Недостаточное внимание к спецодежде со стороны правления колхоза вынуждает колхозников-животноводов использовать на работе собственную старую одежду. Так, например, доярки, придя в стадо в хорошей одежде, снимают новые платки и надевают старые, подтыкают верхние юбки, специально надетые для улицы поверх домашних. Необходимость специальной производственной одежды уже ощущается вирятинцами, которые понимают значение элементарных правил санитарии и гигиены. Так, доярки давно требуют пошивки специальных халатов, чтобы доить в них коров.

Некоторые части производственной одежды можно видеть в одежде для полевых работ. Общепризнано в Вирятине, что лапти представляют наиболее удобный вид обуви для работы на жнивье; они легки, ноги в них не потеют, и в то же время они хорошо защищают от колкой стерни. Под лапти надевают не онучи, как раньше, а шерстяные чулки и носки, которые употребляются также во время полевых работ ранней весной для защиты ног от укусов мошкары, слепней, комаров (рис. 44). Лапти часто заменяют фабричной обувью, галошами, тапочками. Работать на молотилке, например, женщины выходят в лаптях с оборами или в тапочках и в шерстяных чулках, на другие уборочные работы часто вместо лаптей надевают галоши поверх шерстяных чулок и носков. Однако ни галоши, ни тапочки не могут, как говорят, сравняться по своим качествам с лаптями. Других видов рабочей обуви, достаточно удобной, легкой и дешевой, промышленность пока не вырабатывает. Этим и объясняется живучесть в быту вирятинцев лаптей — старинной традиционной рабочей обуви русского крестьянства.

Другие части рабочего костюма представляют собой обыденную одежду, приспособленную к тем или иным видам работ. Так, на уборочные работы женщины выходят, надев на себя, кроме описанной уже специальной обуви, кофточку (обязательно с длинными рукавами), широкую юбку, головной платок (рис. 45); на силосовании кормов — этот процесс в Вирятине механизирован — удобнее работать в кофточке с короткими рукавами или засучив рукава. Почти всегда обязательную часть женского производственного костюма составляет передник.

Трактористы в качестве производственной одежды надевают брезентовые брюки, гимнастерку, ватную стеганую фуфайку, сапоги, а в зимнее время под брезентовые надевают еще бумажные брюки, а на фуфайку — теплый пиджак или полушубок. Специальных комбинезонов у них нет.

Большинство вирятинских колхозников на работу выходит хорошо и опрятно одетыми, особенно молодежь. Если работа грязная, то придя с работы, колхозники переодеваются в чистую обыденную одежду. Резкого различия между праздничной и будничной одеждой нет. Если раньше праздничная и будничная одежда представляла собой два различных комплекса (например, поневный и сарафанный, костюм с сарафаном и костюм с юбкой), то теперь праздничная и будничная одежда представляет собой единый по своему типу костюм. Очень часто различие в ней сводится лишь к новизне вещи. Если праздничное платье устарело или стало поношенным, то его начинают носить в будни. В старину в сундуках у женщин нередко насчитывалось до тридцати сарафанов, которые все считались праздничными. Теперь одежда в сундуках не залеживается.

Особенно нарядна одежда жениха и невесты на свадьбе. К свадьбе специально шьют хорошие костюмы, платья, покупают красивые туфли. В современной свадебной одежде продолжает сохраняться только традиционное покрывание головы молодой. Любопытно заметить, что на одной из свадеб, на которой невеста была с открытой головой, во время обряда золочения на невесту накинули платок. Вообще же обрядовая одежда, которая и в дореволюционное время была в Вирятине развита слабо, почти совершенно утратила свою специфику. Для покойников, например, теперь редко шьют специальную одежду, даже саван для положения в гроб употребляется не всегда. Покойников хоронят в том костюме, который они носили при жизни, и выбирают для этого вещи по возможности ненарядные, белые или темных цветов.

 

По-иному, чем прежде, распределяется одежда в вирятинской колхозной семье. В отличие от прошлого, большое внимание уделяется теперь детскому костюму, который и сам по себе претерпел значительные изменения. Вместо обносков и случайных вещей, как это было раньше, дети носят специально для них сшитую одежду. Для самых маленьких шьют распашонки, теплые кофточки, ползунки. Как только ребенок начинает ходить, для него приобретают штанишки, платьица, ботинки, чулки и пр. У детей всегда имеется по три-четыре смены комнатной одежды, и даже в многодетных семьях школьницы имеют по два хороших ситцевых платья. В большинстве случаев на детскую одежду идут дешевые хлопчатобумажные ткани, но в семьях с большим достатком стараются покупать и шить добротные шерстяные вещи, в особенности трикотажные свитеры, костюмчики, рейтузы. Большую заботу проявляют родители в обеспечении детей обувью и верхним платьем. На улицах Вирятина зимой, например, всегда можно видеть детей тепло и по росту одетых в добротные пальто на вате, в валенках с галошами, в шапки-ушанки и платки (рис. 46). Особенно хорошо и опрятно одеты школьники.

Для девушек, кроме обычной, шьют еще одежду для приданого. Традиционная заготовка приданого девушками-невестами соблюдается и теперь, хотя и в менее значительных, по сравнению с прошлым, размерах. Приданое обычно состоит из нескольких платьев, белья, туфель и чулок, что не идет ни в какое сравнение с набиванием сундуков дюжинами сарафанов, как это было раньше. Сохранился также обычай готовить для жениха «узел», или «кладку», содержание которого, однако, значительно изменилось. Теперь в него входит рубашка, носки, полотенце, носовой платок, туалетное мыло.

Чтобы собрать приданое и вообще хорошо одеться, девушки иногда уезжают из колхоза на сезонные работы, например на торфяные разработки, откуда снова возвращаются в село. Но в большинстве случаев приданое приобретается на общесемейные средства.

Следует отметить, что вообще расходы на одежду производятся в настоящее время с общего согласия взрослых членов семьи, и в первую очередь с учетом потребностей молодежи.

Сохраняют одежду в большинстве случаев, как и прежде, в сундуках. Сундуки имеются в каждом доме и обязательны для жилых комнат, но в некоторых семьях теперь имеются платяные шкафы. Нужда в них ощущается в настоящее время очень остро. Отсутствие резкой границы между праздничной одеждой и повседневной приводит к естественному желанию, чтобы платья всегда были хорошо отглажены и чтобы их можно было надеть в любое время. Если раньше сундук был удобным хранилищем одежды, потому что хорошие наряды надевались лишь по праздничным дням, то теперь он мало отвечает своему назначению. Поэтому во многих домах вирятинских колхозников, где нет платяного шкафа, можно видеть развешанные на стенах платья, укрытые бумагой и куском ткани.

Костюм вирятинских колхозников является в настоящее время костюмом городского типа. Из современной крестьянской одежды окончательно вытеснена домотканина. Одежда сделалась более разнообразной, ее стало больше в каждой семье, она более равномерно распределяется между людьми разных возрастов. Это результат тесного содружества села с городом, результат широких экономических и культурных связей между ними. Не менее важно в этом отношении также и то, что изменился сам характер влияния города, потому что и город стал другим. Если раньше вирятинцы, уходившие в промышленные центры, возвращаясь в село, зачастую приносили вкусы городского мещанства, то теперь они являются передатчиками вкусов передового рабочего класса, советской интеллигенции.