12 августа 1904 г. — Письмо начальника отдела сооружений А. Р. Родионова начальнику Счетного отдела Главного управления кораблестроения и снабжений Н. А. Симакину¹* о невозможности сокращения сметы на строительство и ремонт судов

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1904.08.12
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 166-168.
Архив: 
РГАВМФ Ф. 427. Оп. 1. Д. 1290. Л.24-26 об. Копия.

Прочитав письмо министра финансов от 4 августа за № 853, сообщенное мне для сведения вашим превосходительством, я пришел к горестному заключению, что Министерство финансов, настаивая на сокращении сметы, совершенно не сознает того серьезного положения, какое создалось для флота событиями последнего времени. Конечно, очень трудно рассеять это заблуждение, но тем не менее позволяю себе представить вашему превосходительству некоторые соображения относительно большого вреда, который может быть для флота от тех ложных воззрений, которые диктовали письмо.

Министр финансов предлагает, ввиду настоятельной необходимости соблюдения возможной бережливости, согласиться на ограничение кредитов на постройку и ремонт судов до 51 млн. 302 тыс. руб.

По параграфам смета эта распределяется следующим образом:

 
Испрашивалось:
 
Ассигнуется:
§ 14
6 322 280 руб.
§ 14
5 082 222 руб.
§ 15
8 862 975 руб.
§ 15
6 950 052 руб.
§ 16
32 500 000 руб.
§ 16
29 276 451 руб.
§ 17
9 486 966 руб.
§ 17
10 000 000 руб.
ИТОГО:
57 172 221 руб.
ИТОГО:
51 308 745 руб.

Сокращение: 5 863 476 руб.

Морское министерство испрашивает ассигнование на 1905 г. в общем итоге 120 849 000 руб.

Министерство финансов назначает 113 349 000 руб.

Разница — 7 500 000 руб.

В числе упомянутых кредитов заключается:

На достройку судов — 23 787 500 руб.

На закладку новых судов — 12 780 000 руб.

Остановить постройку уже нельзя, а потому все сокращение должно пасть на кредиты для новых судов, т. е. оно должно быть сокращено наполовину.

Из этих цифр видно, что главным образом сокращение сметы делается за счет строения и ремонта судов, т. е. от Морского министерства отнимаются именно те средства, от которых непосредственно зависит боевая сила флота.

Короче сказать, постройка судов задерживается, и это делается даже сознательно, так как в письме говорится: «Конечно, такое сокращение, может быть, задержит несколько постройку судов, предусмотренных высочайше утвержденною 12 января с. г. судостроительною программою, но такая задержка вполне может быть допущена ввиду предпринятого Морским министерством капитального ремонта и перевооружения некоторых старых судов».

Я не стану объяснять несостоятельности идеи превращать старые суда в новые боевые. Идея эта давно оставлена, и если она явилась теперь на страницах письма министра финансов, то, конечно, только вследствие совершенно понятного незнакомства со специальными вопросами людей гражданского образа мыслей.

Морское министерство ремонтирует старые суда для учебных целей, чтобы заменить ими в учебных отрядах уже окончательно отжившие свой век и уже негодные суда очень отдаленного времени постройки.

Затем министр финансов указывает, что ввиду значительного сверхсметного ассигнования на судостроение вопрос о предоставлении судостроительным заводам работы, достаточной для поддержания их деятельности, отпадает. Против этого, конечно, нельзя возражать, но вопрос о поддержании заводской деятельности и благосостояния рабочих имеет течение экономическое и не может руководить соображениями при создании морской силы государства.

В настоящее время забота о поддержании заводской деятельности должна отойти на задний план перед лицом грозных событий на Востоке.

Наш флот уничтожается, и его нужно поскорее усиливать — вот основная задача, которая должна теперь ясно сознаваться всеми.

Наш флот на театре войны понес очень тяжелые потери; погибло уже восемь боевых судов, из них четыре представляют собою крупные боевые единицы, а именно: «Петропавловск», «Рюрик», «Варяг» и «Боярин». Из числа миноносцев уничтожено более половины.

Неудачное сражение артурской эскадры у Шантунга²* еще более ухудшило положение. Эскадра разделилась, некоторые суда нашли временное убежище в нейтральных портах, и что ожидает их в будущем — сказать нельзя. Часть эскадры, вернувшаяся в Порт-Артур, состоит из судов, уже имевших ранее значительные повреждения и только наскоро исправленных, теперь [она] не представляет собой значительной силы ни по числу судов, ни по их качеству.

Вторая эскадра состоит наполовину из новых и старых судов, и с уходом ее в Балтийских портах не будет годных судов для сформирования нового резерва, а война может продолжаться и потребовать новых усилий со стороны нашего флота.

При таких обстоятельствах нельзя колебаться относительно необходимости спешить постройкою новых судов и говорить о сравнительно ничтожной экономии.

Чрезвычайный кредит в 23 115 750 руб., о котором упоминается в письме министра финансов, испрашивается исключительно на пополнение убыли в составе минной флотилии на Востоке. Мера эта крайне неотложна, так как без минных судов нельзя вести войну на море в равной степени, как нельзя в сухопутных действиях обойтись без кавалерии.

Тем не менее Морское министерство, сознавая свой долг заботиться о сбережениях денежных средств государства, нашло возможным сократить в смете кредит на постройку миноносцев, приняв во внимание их постройку на особый кредит.

Что касается до постройки боевых судов, то откладывать ее невозможно без очевидного риска причинить пагубные последствия.

Я позволю себе утруждать внимание вашего превосходительства короткою ссылкою на примеры истории, уроки которой следует ценить и уважать.

Англия и Голландия в течение двух столетий вели почти непрерывную борьбу за господство на море. Во времена Кромвеля Англия не щадила расходов и сильный британский флот из линейных кораблей долгое время блокировал берега Голландии, не выпуская из ее портов коммерческие суда. Обширная торговая деятельность прекратилась, и, как говорит историк, «на улицах Амстердама стала расти трава».

Карл II изменил систему Кромвеля и ради экономии оставил в портах линейные корабли невооруженными, а обратился к способу крейсерской войны, имея для блокады берегов Голландии только легкие фрегаты, и от этого способа действия ради экономии произошли весьма бедственные результаты для Англии.

Воспользовавшись тем, что у Англии не было вооруженного флота, голландский адмирал Рюйтер с 60 кораблями вошел в Темзу и 14 июля 1667 г. поднялся до Гревзенда, утопив английские суда в Чатаме и Медвее, и, овладев Ширнессом, остался в обладании устьем реки Темзы. Через месяц после этого нападения Карл II должен был согласиться на мир, который был подписан 31 июля 1667 г. и известен под именем мира Бреда.

Сорок лет спустя Людовик XIV по случаю истощения средств страны должен был сократить расходы на флот, и это дало возможность Англии получить первенство морской силы. При Людовике XV назначение морским министром недостойного Беррие, отставного полицейского сержанта и куртизана маркизы Помпадур, привело флот еще к большему падению, так как расходы по бюджету Морского министерства были сокращены до последней возможности, чтобы поддерживать роскошь расточительного двора. В результате было то, что Франция лишилась самых ценных своих колоний, а следовательно, значительной доли своих богатств.

В противоположность этому можно указать на пример справедливой оценки морской силы великим основателем русского флота, который понял значение этой силы и, не жалея расходов на флот, положил основание величию России.

Напрасно думает Министерство финансов, что, сохранив несколько миллионов золота в кладовых казначейства, оно окажет услугу Родине. Пусть примеры истории скажут поборникам экономии, что рудники Бразилии погубили Португалию, а золото и серебро Мексики и Перу уничтожили могущество Испании, и все оттого, что при огромном богатстве потерялось сознание необходимости его охраны морскою силою.

Конечно, в Петербурге не случится того, что было в Старом Амстердаме, но наши побережья Восточного океана могут очень пострадать и, по всей вероятности, вашему превосходительству будет очень неприятно узнать, что Владивосток по-прежнему станет называться «Синь-Сувея».

А это случится наверное, если не будет у нас внушительной морской силы.

Ваше превосходительство, вероятно, не откажете представить эти соображения его превосходительству начальнику Главного управления в том смысле, чтобы отклонить предложение Министерства финансов о сокращении бюджета, а также не найдете ли возможным каким-нибудь образом повлиять на Министерство финансов, чтобы прояснить воззрение на настоящее положение флота.

Подписал: контр-адмирал Родионов.

Примечания:

¹* Симакин Николай Андреевич — в 1906 г. тайный советник, действительный статский советник с 1897 г. Начальник Счетного отдела Главного управления кораблестроения Морского министерства (1897). В апреле 1906 г. уволен от службы по болезни.

²* Шантунгское морское сражение — бой 28 июля (10 августа) 1904 г. у мыса Шантунг в Желтом море между японским флотом и 1‑й Тихоокеанской эскадрой, пытавшейся прорваться из осажденного Порт-Артура во Владивосток. Потерпев неудачу, российская эскадра утром 29 июля (11 августа) 1904 г. вернулась в Порт-Артур.

РГАВМФ Ф. 427. Оп. 1. Д. 1290. Л.24-26 об. Копия.