Собственноручные показания штурмбанфюрера СС Г. Рихтера «Еврейская военная организация под названием «Иргун» в Палестине и на Ближнем Востоке» 10 апреля 1947 г.
Собственноручные показания штурмбанфюрера СС Г. РИХТЕРА «Еврейская военная организация под названием «Иргун»115 в Палестине и на Ближнем Востоке»
10 апреля 1947 г.
Москва
Члены и приверженцы этой организации исходят из того, что Англия после первой мировой войны не выполнила принятых ею по декларации Бальфура обязательств о создании в Палестине «еврейского национального очага».
Далее, члены организации «Иргун» придерживаются того взгляда, что Англия систематически способствует обострению противоречий между арабами и евреями, чтобы извлечь для себя из этого наибольшие выгоды. Достаточным доказательством тому является так называемый «план Пила»*1. Из сознания этого члены организации «Иргун» отказались от сотрудничества с Англией и взяли ясный курс на борьбу против английской политики в Палестине.
Примерно в 1942 году тогдашний руководитель отдела прессы еврейского центрального комитета в Румынии д-р Вильман (настоящее имя Матей Грюнберг) обратил мое внимание на организацию «Иргун» и сообщил, что он познакомился в Бухаресте с членом или приверженцем этой организации, еврейским адвокатом д-ром Лейдерман (имя Константин или Якоб).
Я попросил Вильмана устроить мне встречу с д-ром Лейдерман. Встреча эта состоялась в здании германского посольства. Д-р Лейдерман изложил мне в общих чертах программу организации «Иргун», которая была направлена, как уже упоминалось, на борьбу против английских интересов в Палестине.
Более того, я увидел возможность использования членов «Иргун» и всей работы организации в интересах германской разведки в Палестине и на Ближнем Востоке, а именно: а) в чисто разведывательном отношении. «Иргун» имела широкий разведывательный аппарат; б) в области диверсии.
В программу «Иргун» входит диверсия на нефтепромыслах, важных железных дорогах, узлах связи, английских общественных зданиях. А также покушения на высокопоставленных чиновников английской администрации в Палестине были осуществлены, по моему мнению, по инициативе организации «Иргун».
Как мне сообщил д-р Лейдерман, «Иргун» обучает своих членов военному делу и имеет множество нелегальных складов оружия, разбросанных по всей стране.
Кроме того, он рассказал мне, что один главный функционер «Иргун» по фамилии Шибер время от времени приезжает в Стамбул и встречается там с членами своей организации. Преимущественно он находится в гор. Мерсин, где один капитан — еврей, совершающий рейсы между Хайфа и Мерсина, и являющийся доверенным лицом и курьером «Иргун», держит его в курсе всех событий.
Я заявил тогда д-ру Лейдерман, что работой «Иргун», вероятно, заинтересуется Германия, предполагая возможность установления личной связи с Шибером в Стамбуле. Лейдерман согласился установить связь с Шибером и через некоторое время сообщил мне, что Шибер об этом информирован и что во время своего приезда в Стамбул, о чем он заранее поставит в известность, с ним можно встретиться. Об этом я написал тогда подробный доклад нач[альнику] полиции безопасности и СД, который поручил, насколько мне стало известно, главному уполномоченному VI Управления РСХА в Турции заняться этим делом.
Шибер сообщил мне заблаговременно через д-ра Лейдерман о дне своего приезда в Стамбул. Я немедленно уведомил нач[альника] полиции безопасности. С этого момента я никакого отношения к данному делу больше не имел.
Я предполагаю, что главный уполномоченный VI Управления в Турции использовал эту связь.
РИХТЕР ГУСТАВ
Показания отобрал: Оперуполномоченный 4 отдела 3 Гл[авного] Управления МГБ капитан СОЛОВОВ
Примечания:
*1 нем. «Peel-Plan».