Собственноручные показания штурмбанфюрера СС Г. Рихтера «Решение еврейского вопроса в Германии» 10 октября 1944 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1944.10.10
Период: 
1938-1943
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 654-658
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-21099. В 4-х тг. Т. 1. Л. 99—105. Заверенная машинописная копия. Подлинник на немецком языке — т. 1, л.д. 106—11 Іоб.

 

10 октября 1944 г.

Москва

Перевод с немецкого

В начале 1933 года в Германии проживало около 450 000 евреев. Время, в течение которого был решен еврейский вопрос в Германии, можно разделить на два периода:

1. Период исключения евреев из политической, культурной и хозяйственной жизни страны (1933—1938 гг.).

2. Период выселения евреев из Германии (1938—1943 гг.).

После прихода к власти национал-социалистической партии в 1933 году евреи были исключены, в первую очередь, из различных министерств и государственных управлений. Затем последовало такое же мероприятие в отношении евреев, работавших в различных культурно-просветительных учреждениях, как, например, печать, издательство, театр, кино, радио и т.п.

Евреям-врачам и адвокатам первоначально было дозволено заниматься практикой, однако, затем их деятельность была сильно ограничена, и они получили право обслуживать только евреев. В то время как все эти мероприятия не вызывали особенных трудностей в государственной и культурной жизни страны, проведение подобных мероприятий в хозяйственном секторе вызвало серьезные трудности, с которыми приходилось считаться. Поэтому из этого сектора евреи исключались по мере того, как находились лица, которые были в состоянии без ущерба для производства продолжать работы.

Процесс исключения евреев из хозяйственной, политической и культурной жизни страны, известный под названием «аризация»*1, продолжался до конца 1938 года.

Однако еврейско-политическая жизнь не была подвергнута каким-либо мероприятиям государственного или политического порядка. Как и прежде, существовали различные еврейские организации ционистов, ассимилянтов, а также культурно-просветительные объединения. Лишь только в 1937 или 1938 году вместо различных еврейских политических направлений было основано в Берлине «Имперское объединение евреев в Германии». Оно имело задачу представлять интересы евреев по отношению к правительству.

Вместо культурно-просветительных еврейских объединений был организован в Берлине «Еврейский культурный союз» с задачей обслуживания евреев Германии в культурном отношении.

Особым порядком был распущен в 1937 году еврейский масонский союз «Бнай Брис»*2 («союзные братья» и его состояние перешло в распоряжение государтва).

Первые антиеврейские законы были изданы в сентябре 1935 г. на «имперском партийном съезде» в Нюрнберге. Речь шла о следующем: а) о законе для защиты немецкой крови и немецкой чести (закон об охране расы); б) о законе имперского гражданства или так называемом «расовом законе». Первый закон запрещал под угрозой строгого тюремного наказания интимную жизнь (обесчестив расы) между евреями и лицами немецкой или родственной немцам крови. Второй закон устанавливал понятие «еврей». Этим законом точно определялось, кого нужно считать за еврея, так, например, полным евреем считался тот, у кого родители являются евреями, полуевреем тот, у которого часть родителей евреи и при вступлении в силу закона принадлежали к мозаическому вероисповеданию*3.

Законы, которые вели к исключению евреев из хозяйственной жизни и, следовательно, сильно понижали их жизненный уровень, появились в 1938 году. В апреле 1938 года был издан закон, согласно которому все евреи Германии должны были зарегистрировать свое состояние, превышающее 5000 марок (включая ценные бумаги, имущество за границей и банковские вклады). Это состояние было блокировано. Евреям разрешалось располагать ежемесячно только строго установленной суммой.

Осенью 1938 года после покушения еврея Гриншпан на секретаря германского посольства в Париже фон Рат*4, Геринг, как уполномоченный по четырехлетнему плану, своим указом наложил на евреев Германии штраф в размере 2 миллиарда имперских марок. (Все еврейское состояние в Германии, согласно статистическим данным, определялось в 8 миллиардов марок). Кроме того, одним из последующих законов предусматривалось, что в течение самого ближайшего времени все еврейские торговые предприятия, которые до сих пор не были аризированы, будут взяты в надежные руки и частично ликвидированы, или же переданы в собственность государства.

Когда в Германии стало известно об убийстве секретаря посольства Рата, то партия, на основании одной из речей Геббельса, провела почти по всей стране так называемую «Кампанию возмездия» по отношению к евреям и их собственности. Это привело к бессмысленной порче немецкого народного имущества и к самым безмерным бесчинствам над евреями в различных областях империи.

Например, в Штутгарте население разбило витрины еврейских магазинов и выкрало оттуда товары. В Мангейме один еврей был вытащен из своей квартиры, и буйствующая толпа разорвала на его глазах взятый им с собой оригинал одной из партитур Вагнера, несмотря на его увещевания, что оригинал надо спасти. В Гейдельберге были выброшены на улицу с 3-го или 4-го этажа пишущие машинки еврейских бюро, а комнатная обстановка еврейских квартир бессмысленно поломана.

Убыток от разбитых стекол, причиненный в результате этих действий только в юго-западной Германии (Саарская область, Пфальц, Баден и Вюртмеберг) составлял около 6 млн. марок. На следующий день, благодаря вмешательству полиции, дальнейшие выходки были прекращены. Вскоре после этого появилось предписание Гейдриха для полиции безопасности, в котором он запрещал одиночные выступления, и такое же предписание для партии.

После того как масса еврейского населения в Германии в связи с устранением от хозяйственной жизни оказалась почти без всякой работы, а частично и без средств к существованию, евреи использовались на работах по строительству и расчистке дорог и т.д., а позже, с началом войны, даже на важных военных предприятиях. Так, например, в 1942 году в Берлине и окрестностях работало на различных предприятиях подобного рода около 15 тыс. евреев.

В связи с различными ограничениями, установленными для евреев (определенное время для покупок, определенное время для хождения по улицам, запрещение пользоваться трамваем и тому подобными общественными средствами сообщения) в Германии, в сентябре 1941 года был введен опознавательный знак для евреев. Все признанные по «Нюрнбергским законам» евреями были обязаны носить желтую шестиугольную звезду, в центре которой стояло слово «еврей». Исключение составляли те евреи, которые отличились в последнюю мировую войну на фронте и награждены железным крестом 1-й степени.

25 ноября 1941 года появилось дальнейшее распоряжение, которое гласило, что евреи, живущие за границей, а также и те, которые будут там жить в дальнейшем, теряют германское подданство. В обоих случаях закон определял, что с потерей подданства имущество переходит во владение германского государства. Это распоряжение в ноябре 1942 года было распространено на протекторат Богемию и Моравию.

18.12.1942 года министерство иностранных дел с согласия начальника полиции безопасности и СД было отдано распоряжение заграничным представительствам, содержавшее указания об обращении с евреями 1-й и 2-й группы (50 % и 25 % евреи), а также с лицами, находящимися в смешанном браке. Распоряжение гласило, что евреям 1-й группы, пребывающим за границей, надлежит вернуться обратно, в противном случае они теряют германское подданство. В отношении евреев 2-й группы в распоряжении говорилось, что при выяснении тех случаев, когда евреи 2-й группы не придерживались законов государства, они будут лишены гражданства, т.е. могут потерять германское подданство. В отношении лиц, находящихся в смешанном браке, от немецкого партнера требовалось, чтобы он развелся с еврейкой (евреем) или же оставил ее (его), в противном случае он теряет германское подданство.

По вопросу заключения в гетто евреев говорилось, что изоляция евреев от остального населения в Германии не применима. Лишь в Праге и Вене еврейское население концентрировали в различных районах города, не изолируя, однако, эти районы от остальной части города. Посредством этого объединения хотели освободить жилую площадь евреев для немецкого населения и тем самым разрешить царящий повсюду жилищный кризис. Только позднее, в 1942 г., в гор. Терезин под Прагой было создано гетто для 35 000 человек.

Особенно успешно протекала эвакуация евреев из Германии с 1933 г. по конец 1941 года. Правительство в это время не только не препятствовало переселению евреев, а, наоборот, всячески способствовало этому. В то время придерживались мнения, что для Германии еврейский вопрос будет разрешен только тогда, когда последний еврей покинет страну.

Правда, переселение евреев было связано с различными формальностями. Так, например, каждый еврей, намеревавшийся эвакуироваться, должен был уплатить так называемый переселенческий налог, который в процентном отношении устанавливался соответственно его состоянию. Часть своей мебели, одежды, белья и т.д. он мог взять с собой, кроме того, ему разрешалось брать до 1000 марок. Когда же в империи вопрос с валютой обострился, то уже не разрешалось брать с собой марки. Переселенческий налог поступал в эвакуационный фонд, из которого финансировалась эвакуация таких евреев, которые из-за недостатка финансов были не в состоянии выехать (оплата за проезд на пароходах).

После присоединения Австрии к империи (март 1938 г.) из общего числа проживающих в Вене евреев (330 000) в течение одного года было эвакуировано 120 000 человек. Эвакуация продолжалась также и после возникновения этой войны. Геринг, как уполномоченный по проведению четырехлетнего плана, приказал продолжать эвакуацию даже и во время войны. В конце же 1941 года эвакуацию евреев прекратили.

Причиной, приведшей к изменению существовавших до этого времени установок, были пропагандистские и военные соображения. По политическим мотивам эвакуация была прекращена потому, так как с переселением евреев в Палестину на стороне последних проявлялся людской перевес, что затрагивало интересы арабов, к которым немцы питали симпатии.

В связи с этим важно отметить, что в инструкциях германской пропаганды к государственным и партийным органам было объявлено, чтобы по отношению к арабам не употреблять слово «антисемитизм», а впредь употреблять слово «антиеврейский» (разъяснение: арабов причисляли к семитической расе).

Для прекращения эвакуации по пропагандистским мотивам мерилом служил тот факт, что каждый еврей, покидающий Германию, становится за границей агитатором против нее и, кроме того, вывозит из Германии всевозможные сведения. Военные причины, которые приводились в пользу прекращения переселения, заключались в сознании того, что переехавшие в Палестину евреи, по преимуществу, работали в промышленности, а также призывались для несения воинской службы на стороне союзников. Было также известно, что вся еврейская промышленность и экономика в Палестине работали для союзников и что с еврейской стороны делались попытки вывести из Европы, в первую очередь, тех евреев, которые являлись специалистами.

Чтобы освободить от евреев непосредственно германские области, с конца 1941 года началась высылка евреев из империи в различные лагеря на Восток (Польша), где они, якобы, должны были отбывать трудовую повинность.

Эвакуацией евреев занималось исключительно ІѴ-е Управление, а именно отделение IV Б (46) под руководством оберштурмбанфюрера СС Эйхман. К концу 1943 года Германия была полностью освобождена от евреев. Число же евреев, вывезенных в лагеря в Польшу, мне неизвестно.

РИХТЕР ГУСТАВ

Показания отобрал: 0[пер]/уполномоченный 2 отдела Главн[ого] управления] контрразведки «Смерш» ст[арший] лейтенант соловов

 

Примечания:

*1 Так в тексте; в подлиннике на немецком языке — «Arisierung».

*2 Так в тексте; в подлиннике на немецком языке — «Bnei Brith».

*3 Так в тексте; в подлиннике на немецком языке — «zur mosaiischen Konfession gehörte».

*4 Речь идет о немецком дипломате Эрнсте фон Рате, который был застрелен 7 ноября 1938 г. в Париже польским евреем Гершелем Гриншпаном.