Протокол допроса полковника А. Дитля. 12 января 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.01.12
Период: 
1943-1944
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 596-601
Архив: 
ЦА ФСБ России. Р-45116. Л. 15—24. Подлинник. Машинопись. Автограф. Подлинник показаний на немецком языке — л.д. 25—34.

 

12 января 1945 г.

Москва

Дитль Альберт, 1902 года рождения, уроженец Верхней Баварии, немец, беспартийный, кадровый офицер германской армии. В 1937 году окончил академию Генерального штаба. С 15 июня 1944 года начальник штаба германской военной миссии в Румынии

Вопрос. С какой целью и как долго вы находились в Румынии?

Ответ: В Румынии я был с 15 июня по 22 августа 1944 года в качестве начальника штаба германской военной миссии.

Вопрос: Каковы были задачи германской военной миссии в Румынии?

Ответ: Основной задачей военной миссии была организация и контроль обучения румынских войск, предназначенных к посылке на фронт. Кроме этого, военная миссия выполняла еще и такие задачи:

Организация в Румынии базы снабжения германских войск группы «Южная Украина».

Посредничество между румынским Генштабом и германским Верховным командованием в целях координации совместных усилий в войне против Советского Союза.

Наблюдение за содержанием германских войск, находившихся на румынской территории.

Наблюдение за работой германских офицеров в румынских войсковых штабах.

Возглавлял германскую военную миссию в Румынии генерал Ганзен.

Вопрос: Разведывательная деятельность входила в задачи военной миссии?

Ответ: Военная миссия информировала германское Верховное командование о состоянии румынских вооруженных сил. Информация добывалась путем личных наблюдений сотрудников миссии, через общение с представителями румынской армии, а также через Абверштелле-Бухарест, руководимое полковником Баур. Агентурной разведки военная миссия не проводила.

Вопрос: Вы говорите неправду, заявляя, что военная миссия не занималась агентурной разведкой?

Ответ: Я утверждаю, что за время моей работы начальником штаба военной миссии никто из сотрудников штаба миссии агентурной работой не занимался. Никаких указаний на этот счет штаб миссии также не получал.

Вопрос: В каких взаимоотношениях находилась военная миссия с Абверштелле, руководимым полковником Баур?

Ответ: Полковник Баур информировал меня как начальника штаба военной миссии о положении на фронтах и о внутреннем положении в Румынии. Это нужно было нам для общей ориентировки и использования этой информации в работе миссии. Никуда за пределы военной миссии информация, полученная от Баур, не передавалась.

Вопрос: Что вам известно о деятельности и методах работы Абверштелле в Бухаресте?

Ответ: Из информаций, получаемых от Баур и из частных бесед с ним, мне известно, что Абверштелле в Бухаресте вело разведку на Турцию и Советский Союз.

В Турции и в тылу советских войск Баур имел агентов. Конкретное местонахождение агентов и их фамилий Баур мне не сообщал. Абверштелле совместно с румынской контрразведкой, руководимой Кристеску, обслуживало также румынские предприятия и учреждения гор. Бухареста.

Вопрос. Какую информацию, в свою очередь, давала полковнику Баур военная миссия?

Ответ: Военная миссия не информировала Баур ни о чем, так как не располагала материалами, могущими его интересовать.

Вопрос. Чем была вызвана необходимость посылки в Румынию германской военной миссии?

Ответ: Как я показал выше, основной задачей военной миссии была организация и контроль обучения румынских войск с целью повышения их боеспособности. По существу же германская военная миссия в Румынии была одним из орудий, с помощью которого Германия давила на румынское правительство, заставляя его продолжать дальше войну на стороне Германии.

Вопрос. Таким образом, военная миссия была орудием, с помощью которого германское правительство принуждало Румынию продолжать преступную войну против Советского Союза?

Ответ: Так точно.

Вопрос: А сотрудники миссии, и вы в том числе как один из ее руководителей, были конкретными лицами, осуществлявшими это принуждение?

Ответ: Да, это так.

Вопрос. Как же практически выполняла военная миссия поставленные перед нею задачи?

Ответ: В соответствующие румынские учреждения направлялись инструкции и предписания, составленные военной миссией, а затем, путем уговоров, а чаще всего путем угроз, требовали проведения их в жизнь.

Вопрос: Какова же ваша личная роль в этом деле?

Ответ: Я как начальник штаба миссии принимал в этом деле самое активное участие.

Вопрос. Какую роль играла военная миссия в части ограбления сырьевых ресурсов Румынии?

Ответ: Хозяйственные вопросы не входили в компетенцию военной миссии, и ее роль в этом деле ограничивалась охраной полученного от Румынии сырья и обеспечением транспортных средств для отправки его на фронт или в Германию.

Вопрос. Что еще известно вам в работе военной миссии, направленной к удержанию Румынии от выхода из войны против СССР?

Ответ: За время моего краткого пребывания в должности начальника штаба военной миссии я не успел даже войти в курс ее дел, в силу чего более подробных сведений о работе миссии сообщить не могу.

Вопрос. Где вы работали до назначения вас начальником штаба германской военной миссии в Румынии?

Ответ: После окончания в 1937 году Академии Генерального штаба я был направлен в г. Алленштейн на должность квартирмейстера 11-й пехотной дивизии98.

В 1938 году был переведен на должность начальника штаба строительства укреплений в г. Алленштейне. На этой должности оставался до сентября 1939 года, а затем был переведен в штаб XXVI армейского корпуса на должность начальника оперативного отдела.

С января 1940 года по декабрь 1942 года был начальником оперативного отдела штаба 183-й пехотной дивизии99. Участвовал в войнах с Францией, Югославией и СССР.

Вопрос. На каком участке Восточного фронта действовала 183-я пехотная дивизия?

Ответ: Дивизия действовала на Центральном участке. Принимала участие в боях под Вязьмой и Наро-Фоминском.

Вопрос. Показывайте дальше о своей деятельности?

Ответ. В декабре 1942 года я заболел сахарной болезнью и до июня 1943 года лечился в госпитале. С июня до сентября 1943 года был начальником штаба группы германских оккупационных войск «Южная Греция» в гор. Афины. В сентябре 1943 года был переведен на должность начальника штаба вновь сформированного XXII горного корпуса100 в Северной Греции. В январе 1944 года заболел вторично сахарной болезнью и лечился до июня 1944 года. В июне 1944 года был назначен на должность начальника штаба германской военной миссии в Румынии.

Вопрос. Что входило в задачи группы германских оккупационных войск «Южная Греция»?

Ответ: В задачи группы входила охрана порта Пирей и побережья по обеим сторонам порта. Кроме этого, войска группы охраняли 3 германских аэродрома близ Афин и участок территории севернее Афин, на котором размещались немецкие войск.

Штаб группы выполнял также следующие задачи:

а) поддерживал связь с итальянской оккупационной армией, в тактическом подчинении которой находились 3—4 германских дивизии, снабжавшихся через группу «Южная Греция».

б) поддерживал связь с германским послом в Греции Альтенбургом и особо уполномоченным Гитлера по хозяйственно-политическим вопросам Нейбахером;

в) осуществлял снабжение германских войск, находившихся на Крите, Родосе и других греческих островах.

Вопрос. Чем был вызван перевод вас на должность начальника штаба XXII горного корпуса?

Ответ: Это был вновь сформированный корпус, присланный в Грецию вместо находившихся там ранее итальянских войск, которые в результате выхода Италии из войны не могли больше быть использованы. Как имеющий опыт штабной работы, я был назначен начальником штаба этого корпуса.

Вопрос: Какие задачи выполнял XXII горный корпус?

Ответ: В задачи корпуса входила охрана Западного побережья Греции, а также дорог и крупных населенных пунктов в Северной Греции.

Вопрос. Борьба с партизанами также входила в задачи корпуса?

Ответ. Так точно.

Вопрос. Как это выглядело на практике?

Ответ: За время моего пребывания в Греции крупных военных действий между партизанами и оккупационными войсками не было. Партизаны, как правило, избегали открытых столкновений, ограничиваясь диверсиями и нападением на отдельные автомашины и небольшие колонны. Подобные случаи имели место довольно часто.

Вопрос. Какие же меры принимались в таких случаях оккупационными войсками?

Ответ: На место происшествия высылались войска, которые оцепляли все населенные пункты, находящиеся в этом районе, сжигались все дома, а жителей убивали или прогоняли в горы.

Вопрос: Приведите конкретные случаи таких операций, совершенных войсками XXII горного корпуса, где вы были начальником штаба.

Ответ: В октябре 1943 года на дороге между Арта и Янина был убит партизанами командир 98-го горно-стрелкового полка101 [1-й горной дивизии]102 XXII горного корпуса полковник Зальмингер*1, жестоко расправлявшийся с партизанами и мирным населением. Командование корпуса приказало прочесать местность в районе убийства и поручило это выполнить преемнику Зальмингера — майору фон Гиршфельд*2. В результате этой операции масса населенных пунктов на дороге Арта—Янина была уничтожена, а жители, в большинстве женщины и дети, расстреляны или погибли в огне.

Во второй половине ноября 1943 года проводилась операция по очищению от партизан Метцовонского перевала. От XXII горного корпуса в этой операции участвовал горный батальон, который двигался из района Янина на запад. Навстречу ему из района Ларисса двигались части 3-й полицейской дивизии СС.

На своем пути войска уничтожали все встречавшиеся населенные пункты, а жителей, не успевших уйти в горы, убивали. В числе прочих населенных пунктов был разрушен частями 3-й полицейской дивизии город Калабака, причем настолько сильно, что он стал совершенно необитаем. Все его жители, за исключением небольшого количества, успевшего уйти в горы, были убиты.

Аналогичная операция по очищению местности от партизан проводилась также в конце ноября и начале декабря 1943 года.

От XXII горного корпуса в ней участвовала 104-я горно-стрелковая дивизия103, которой было приказано пересечь Пиндусский хребет в направлении от Агриниона на восток и встретиться с частями корпуса генерала Фельми104, двигавшимся ей навстречу из района Ламиа. Цель, преследовавшаяся этой операцией, заключалась в уничтожении попавшихся на пути следования партизанских отрядов и разрушение их зимних квартир.

Как и следовало ожидать, войска не встретили на своем пути ни одного партизана, так как они успевали заблаговременно уходить в горы, однако, несмотря на это, все деревушки, расположенные по дороге Агринион—Ламиа, были сожжены, а жители уничтожены.

Приведенные мною выше случаи относятся к наиболее крупным. Кроме них имелся целый ряд мелких, которых я уже не помню. Очень часто операции проводились отдельными подразделениями корпуса по собственной инициативе. О таких операциях я узнавал уже после их проведения из очередных сводок.

Вопрос: Это все, что вам конкретно известно в части борьбы XXII горного корпуса с греческими партизанами?

Ответ: Да, это все, что мне конкретно известно по этому вопросу. Должен заметить, что борьбу с партизанами вели все германские и итальянские оккупационные части в Греции. В период времени июль-август 1943 года проводились крупные операции по очистке местности от партизан в Аттике, Тессалонии и на Пелопоннесе. Все эти операции сопровождались сожжением населенных пунктов и уничтожением местных жителей.

Вопрос. Чем вы можете объяснить такое беспощадное уничтожение греческого населения?

Ответ: Такова была политика германского правительства по отношению к побежденным народам, не желавшим подчиниться его воле.

Вопрос. И вы являлись лицом, проводившим на деле эту преступную политику?

Ответ: Да, это так. Однако я прошу учесть, что я являлся только исполнителем отдаваемых мне приказов.

Вопрос. Но ведь вы понимали, что эти выполняемые вами приказы были преступными?

Ответ: Я, как и все другие германские офицеры, получил воспитание в духе полнейшего повиновения и выполнения получаемых приказов. Я считал, что если отдан такой приказ, то, следовательно, он необходим, и, не задумываясь о сути приказа, выполнял его, стараясь сделать это как можно лучше.

Вопрос. Какие имелись приказы относительно уничтожения греческого населения и сожжения населенных пунктов?

Ответ: Каждая прибывающая в Грецию новая воинская часть получала сборник приказов о том, как должны вести себя оккупационные войска в Греции. Приказы эти были изданы командованием армейской группировки «Солоники» совместно с итальянской 6-й армией.

В этих приказах говорилось о беспощадной борьбе со всякими попытками со стороны греков вредить оккупационным войскам.

Один из таких приказов, касающийся охраны дорог, рекомендовал, в целях обеспечения охраны, делать по обеим сторонам дорог на ширину 5—10 км зоны пустыни, сжигая все населенные пункты, а жителей угоняя в горы или уничтожая.

Аналогичного содержания были и другие приказы.

Вопрос. Такое беспощадное уничтожение ни в чем не повинного гражданского населения проводилось только в Греции или имело место и в других государствах?

Ответ: Как я показал выше, так обращались со всеми народами, не желавшими подчиниться воле немцев.

Вопрос: Откуда вам это известно?

Ответ: За время моей службы в армии мне приходилось бывать на оккупированных территориях Польши, Франции, Югославии и СССР. Везде политика Германии по отношению к населению этих государств была одинакова, она ничем не отличалась от той, которая проводилась в Греции. Даже по отношению к своим бывшим союзникам Германия ни в чем не меняла своей политики.

Вопрос: Приведите конкретные случаи?

Ответ: Сейчас я могу вспомнить только один случай, произошедший в Греции с итальянской дивизией «Акви»105. Этот случай особенно запомнился мне, так как выделялся по своей жестокости из всех остальных.

Вопрос: Покажите о нем подробно?

Ответ: После выхода Италии в сентябре 1943 года из войны все итальянские войска, находившиеся в Греции, подлежали разоружению и отправке на север. В основном разоружение произошло без инцидентов, за исключением дивизии «Акви», находившейся на острове Кефалония, войска которой отказались сложить оружие106. Тогда XXII горный корпус через армейскую группировку дивизией «Салоники» получил приказ Гитлера овладеть островом. В приказе специально указывалось, чтобы пленных не брать.

По целому ряду объективных причин войска, принимавшие участие в занятии острова, взяли около 6000 пленных, о чем было доложено в ставку.

Из ставки был получен приказ за подписью Гитлера — всех пленных расстрелять.

На протесты корпуса ставка в конце концов изменила приказ в таком смысле, что приказала сохранить жизнь солдатам и расстрелять всех офицеров, что и было выполнено. При этом было расстреляно свыше 120 офицеров дивизии «Акви».

Вопрос. Какие конкретно факты зверств, проводимых германскими войсками и, в частности, соединениями, где вы занимали руководящие должности, известны вам еще?

Ответ: Все, что мне конкретно известно по данному вопросу, я показал, ничего не скрыв. Больше к моим показаниям мне добавить нечего.

Протокол с моих слов записан верно, мною прочитан на немецком языке.

ДИТЛЬ АЛЬБЕРТ

Допросил: ст[арший] оперуполномоченный] 2 отдела Гл[авного] управления «Смерш» майор КУЗЬМИШИН

 

Примечания:

*1 Речь идет о полковнике Йозефе Зальмингере; убит 1 октября 1943 г. греческими партизанами недалеко от Клиссоура на острове Эпир.

*2 Так в документе, речь идет о немецком военном деятеле, майоре (позднее — генерал-лейтенанте) Харальде фон Хиршфельде.