11 ноября 1903 г. — Общий план работы комиссии по улучшению быта рабочих военного ведомства
Различие в отношениях к военному ведомству рабочих разных категорий (указанных в приложении № 1)²* естественно обусловливает и разницу влияния, которое это ведомство может оказывать на их положение и быт. Объем и характер такого влияния зависят при этом и от того, в каких заведениях и учреждениях рабочие состоят: в одних заведениях их тысячи, в других десятки и даже единицы. Очевидно, что в последних не могут быть принимаемы многие из полезных для рабочих мер, осуществление которых возможно в первых. Ввиду этого, а также того обстоятельства, что огромное большинство рабочих 1‑й категории работает в больших технических заведениях артиллерийского ведомства, заводах и арсеналах, в заводе врачебных заготовлений военно-медицинского ведомства, ясно, что улучшение положения рабочих наиболее достижимо в этих именно заведениях, где мер к такому улучшению может быть больше и осуществление их полнее. За заводами и арсеналами, в порядке применимости к рабочим большинства мер, следуют более мелкие технические и ремесленные мастерские; за ними административные, хозяйственные и т. п. учреждения, в которых имеются рабочие 1‑й категории; затем строительные учреждения, производящие значительные работы вольнонаемными рабочими 2‑й категории, и, наконец, строительные же учреждения, производящие работы через подрядчиков, т. е. рабочими 4‑й и 5‑й категорий.
Принимая во внимание указанную последовательность, Комиссия признала наиболее целесообразным и свои работы вести в том же порядке, а именно:
1) Прежде всего, заняться положением постоянных рабочих (1‑й категории), работающих в больших технических заведениях — заводах и арсеналах.
2) По мере выработки мер к улучшению положения постоянных рабочих заводов и арсеналов, выяснять, насколько такие меры могут быть распространены на постоянных рабочих технических и ремесленных мастерских, а также административных, хозяйственных и т. п. учреждений.
3) Окончивши свою задачу по отношению к постоянным рабочим (1‑й категории), обсудить те же вопросы относительно рабочих 2‑й категории — срочных, нанимаемых непосредственно военным ведомством.
4) Обсудить, насколько меры, выработанные для рабочих 2‑й категории, могут быть распространены на рабочих 4‑й и 5‑й категорий, нанимаемых подрядчиками.
5) Обсудить, что можно сделать для рабочих валовых (3‑й категории) во время нахождения их на работах военного ведомства.
При этом признано необходимым постановления, утверждаемые окончательно военным министром или Военным советом, не соединять с такими, которые должны быть представляемы на высочайшее утверждение или внесены в Государственный совет.
Приступив к выполнению этого плана, Комиссия из намеченных в высочайше утвержденном перечне вопросов на 1‑ю очередь поставила вопросы о продолжительности рабочего дня и о мерах к тому, чтобы заботы о рабочих не имели случайного и разнообразного характера. Рассмотрение второго вопроса раньше других вызвано частью значением его в смысле правильного применения вырабатываемых мер, главным же образом потому, что этот же по существу вопрос, именно, о распространении на технические заведения военного ведомства существующих правил общей фабричной инспекции, уже рассматривается в Особой комиссии при Министерстве финансов.
Ввиду сего Комиссии по улучшению быта рабочих военного ведомства представлялось существенно важным высказываться по этому вопросу своевременно.
Генерал-майор Попов³*.
Примечания:
¹* Датируется по докладу Я. К. Попова А. Н. Куропаткину от 11 ноября 1903 г. (Прим. сост.)
²* Не публикуется. (Прим. сост.)
³* Попов Яков Кузьмич (1844‑?) — генерал-лейтенант (1905). С 1890 г. состоял в распоряжении военного министра. 23 сентября 1905 г. уволен от службы с мундиром и пенсией. (См.: Список генералам по старшинству. Составлен по 1 сентября 1905 г. СПб., 1905; РГВИА/Ф. 407. On. 1. Д. 48. Л. 98 об.‑99).
РГВИА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 62611. Л. 6‑6 об. Типогр. экз.