19 июня 1902 г. — Журнал № 94 Комиссии по перевооружению полевой артиллерии о распределении заказов на лафеты 3 дм пушек в 1903 году

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1902.06.19
Источник: 
Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2004, стр. 82-85.
Архив: 
РГВИА. Ф. 514. On. 1. Д. 84. Л. 2—5 об. Завер. копия

Секретно

Председатель генерал-лейтенант Костырко.

Члены: генерал-лейтенант Галахов (не присутствовал), генерал-лейтенант Харинский, генерал-майор Забудский, полковники: Якимович, Керн, Петровский, коллежский советник Кузьминский.

Присутствовали: тайный советник Васильев, генерал-майор Рыбалтовский¹*, статский советник Сланский, капитан Барсуков.

Для 900 3‑дм пушек, подлежащих изготовлению в 1903 г., требуется всего 987 лафетов, как указано в расчете стоимости заготовления 3‑дм скорострельной артиллерии для 2‑й очереди перевооружения.

Из этого числа лафетов 400 включены в наряд на 1903 г. местным арсеналам (Петербургскому, Киевскому и Брянскому), а 587 лафетов должны быть заготовлены путем заказа их на других заводах, не принадлежащих артиллерийскому ведомству.

Для выяснения условий заготовления 587 лафетов Комиссия по перевооружению полевой артиллерии обратилась с запросами относительно поставки лафетов к следующим заводам: Обуховскому, Путиловскому, С.-Петербургскому металлическому, заводу Нобеля²*, Александровскому, Франко-Русскому и Брянскому рельсопрокатному и железоделательному заводу.

При выборе заводов приняты были во внимание следующие соображения:

1. Ввиду первенствующего значения срочности выполнения заказа предложения могли быть сделаны только тем заводам, которые уже изготовляли вообще лафеты по заказам артиллерийского ведомства, а следовательно, по предшествующей деятельности вполне знакомы с лафетным делом.

2. Каждый лафет при сдаче должен испытываться стрельбой в размере 6 выстрелов, причем во избежание расстреливания пушек желательно по возможности испытание стрельбой лафета соединять с испытанием стрельбой пушки.

Так как большинство 3‑дм орудий будет изготовляться в 1903 г. на заводах в Петербурге, то и заказы на лафеты необходимо дать заводам Петербургского района, имея в виду, что за неимением заводских полигонов испытания по стрельбе могут производиться на Главном артиллерийском полигоне.

3. Обращение к Брянскому заводу объясняется тем, что, хотя он и не имеет собственного полигона, но испытание лафетов может быть производимо на полигоне Брянского арсенала.

Заводам Обуховскому, Нобеля, С.-Петебургскому металлическому, Франко-Русскому, Александровскому и Брянскому запросы были сделаны в такой форме:

Комиссия по перевооружению полевой артиллерии просит доставить, в запечатанном конверте на имя председателя Комиссии, к 10 июня текущего года следующие сведения:

Может ли завод взять на себя изготовление и по каким ценам в течение 1903 г. лафетов для 3‑дм полевых скорострельных пушек без колес, но с запасными частями и принадлежностью в количествах: 287 или 100 штук.

Лафеты должны быть изготовлены согласно приложенным чертежам и техническим условиям.

Сдача лафетов должна быть начата не позже 1 июня 1903 г. и идти равномерно, приблизительно равными частями с тем, чтобы весь заказ был окончен непременно к 1 января 1904 г.

Так как Путиловский завод представляет собою пока единственный завод, на котором дело изготовления 3‑дм скорострельных лафетов идет вполне успешно, то в запросе этому заводу, кроме 287 и 100 лафетов, была указана цифра в 300 лафетов, а также предложено было уведомить, какое количество из 587 лафетов может быть изготовлено заводом в 1902 г. и по какой цене.

Запросы относительно условий изготовления лафетов были сделаны на один только 1903 год, так как в настоящее время производятся опыты с новым лафетом и в будущем возможно принятие такового для дальнейшего перевооружения, вместо ныне изготовляемых, при каковом условии должна измениться существенно стоимость лафетов.

К назначенному сроку, т. е. к 10 июня текущего года, поступили следующие ответы заводов:

1. Обуховский завод, в отзыве правления от 7 июня за № 753, сообщил, что завод в настоящее время имеет возможность изготовлять до 50 экземпляров лафетов для 3‑дм пушек в месяц.

Ввиду же не исполненного еще заказа на 620 лафетов, завод до 1 января 1904 г. может принять новый заказ на лафеты в количестве лишь до 300 экземпляров, по цене 1200 руб. за экземпляр, на условиях, указанных Главным артиллерийским управлением, т. е. без колес, но с комплектными и запасными частями.

Такая цена назначается ввиду незначительности количества лафетов, которое предполагается заказать заводу.

2. Механический завод Нобеля, заявлением от 10 июня за № 660, уведомил, что он согласен принять изготовление в течение 1903 г. 287 или 100 штук лафетов для 3‑дм полевых скорострельных пушек, без колес, но с запасными частями и принадлежностью, по цене 1075 руб. за экземпляр.

3. Согласно заявления С.-Петербургского металлического завода от 10 июня № 3678, завод может принять изготовление в течение 1903 г. 287 3‑дм лафетов по цене 900 руб. за экземпляр и 100 лафетов по цене 920 руб. за лафет.

4. Правление Брянского завода, отношением от 1 июня за № 397, сообщило, что Брянский завод может изготовить 100 или 287 лафетов для 3‑дм полевых скорострельных пушек без колес, но с запасными частями и принадлежностью, во всем согласно приложенным к запросу чертежам и техническим условиям, по цене 900 руб. за каждый лафет.

5. Правление Общества Путиловских заводов сообщило, что все 587 лафетов для 3‑дм полевых скорострельных пушек могут быть изготовлены заводом общества в срок, потребный для Главного артиллерийского управления, по цене 1180 руб. за каждый лафет, без колес, но с запасными частями и принадлежностью.

Если же Обществу будет предоставлен заказ на меньшее количество лафетов, то, во избежание роспуска рабочих, Общество могло бы в тот же срок принять на себя поставку 300 или 287 лафетов по цене 1225 руб., 200 лафетов по цене 1350 и 100 лафетов по цене 1375 руб. за лафет.

6. Александровский завод отказался (отношение присяжного попечителя от 10 июня 1902 г. за № 256) от изготовления лафетов для 3‑дм скорострельных пушек; что же касается Франко-Русского завода, то от него не получено ответа.

Рассматривая ныне поступившие заявления от различных заводов относительно условия изготовления 3‑дм полевых лафетов с одной только экономической точки зрения, наивыгоднейшим представлялось бы распределение заказа на 587 лафетов на 1902 год³* поровну между двумя заводами: Брянским и С.-Петербургским металлическим.

Однако при таком условии вся поставка скорострельных лафетов на 1903 год была бы передана заводам, не изготовлявшим таких изделий, а заводы, установившие уже валовое производство 3‑дм лафетов и, следовательно, более надежные, были бы исключены от участия в деле снабжения нашей артиллерии в 1903 г. лафетами для скорострельных пушек.

Непосредственный опыт заготовления скорострельных полевых лафетов для первого периода перевооружения полевой артиллерии показывает, что установление валового производства таких лафетов требует весьма продолжительного промежутка времени.

Путиловский завод, разработавший систему лафета для 3‑дм пушек и получивший заказ на эти лафеты, стал сдавать первые экземпляры приблизительно только через девять месяцев.

Обуховский же сталелитейный завод и местные арсеналы приступили к сдаче лафетов более чем через годичный промежуток времени со дня получения заказа.

Так как в деле перевооружения полевой артиллерии срочность операции имеет первенствующее значение, то на основании вышеизложенного нельзя при распределении заказов на лафеты руководствоваться только экономическими условиями, когда, как в рассматриваемом случае, такое распределение связано с весьма большим риском не получить изделий в 1903 г.

Нельзя при этом не заметить, что цена, назначенная за 3‑дм лафеты заводами Брянским, Металлическим, а также и Нобеля, не соответствует действительной стоимости этих предметов.

Обуховским заводом был взят заказ на изготовление в 1901‑1902 гг. 620 лафетов по цене 940 руб. за экземпляр, причем Комиссия при составлении расходов на перевооружение второй очереди указывала, что на основании расценок местных арсеналов означенная цена мала.

Ныне, в предположении второго заказа на лафеты, Обуховский завод увеличил цену за лафет до 1200 руб., причем в ГАУ поступил рапорт генерал-лейтенанта Будкевича, представителя от Военного министерства в правлении Обуховского завода, от 15 июня за № 42, в котором указывается, что цена в 940 руб. была определена Обуховским заводом ошибочно.

Ошибка главным образом заключалась в неправильном определении количества сырых материалов и заработной платы.

В действительности при изготовлении лафетов на материалы и работу расходуется на 426 руб. более на лафет против сделанной Обуховским заводом первоначальной расценки, а потому за лафет следовало бы назначить 1366 руб.

Принимая во внимание, что при дальнейшей валовой работе лафетов следует ожидать понижения заработной платы, а может быть и веса некоторых материалов, а также по причине непредвидения в будущем заказов вообще и желая вновь получить заказ на лафеты, хотя бы и без всякой прибыли, правление Обуховского завода назначило цену в 1200 руб. за лафет, значительно пониженную против расценки бухгалтерии.

Хотя убыточность цен, заявляемых заводами, по существу, не может быть принимаема во внимание заказчиком, но нельзя не остановиться при этом на том соображении, что неосновательные низкие цены заставляют опасаться за возможность срочности исполнения заказов.

Наиболее удовлетворяющим срочности исполнения заказов является Путиловский завод, установивший валовое изготовление лафетов и успешно выполнявший заказ, а затем Обуховский завод, на котором тоже валовое производство в настоящее время установлено, но изготовление лафетов идет с значительным запаздыванием.

Таким образом, с точки зрения обеспеченного получения в срок лафетов, подлежащих заказу на 1903 г., представлялось бы желательным распределение всего заказа между двумя вышеуказанными заводами.

Принимая, однако, во внимание заявленные цены на лафеты и считаясь с ними, приходится остановиться на некотором среднем решении, при котором до некоторой степени будут удовлетворены экономические соображения и в то же время, хотя и условно, можно рассчитывать на получение некоторого количества лафетов в 1903 г.

Таким решением, по мнению Комиссии, представляется нижеследующее распределение заказов на лафеты: по 100 лафетов заводам Брянскому, Металлическому и Нобеля и 287 лафетов Обуховскому заводу.

Дробление трехсот лафетов между тремя частными заводами представит большую гарантию в получении некоторого количества их в 1903 г.; Обуховский завод, судя по ходу работ по исполнению первого заказа, с июня 1903 г. может приступить к сдаче лафетов нового заказа.

Останавливаясь на таком решении, Комиссия признала, однако, необходимым высказать, что сделанное распределение заказов на лафеты не представляет гарантий в срочности их исполнения в той мере, как это является желательным в вопросе о перевооружении полевой артиллерии.

По поводу предположенного выше распределения заказа на лафеты представитель Министерства финансов высказал, что непредоставление заказа на лафеты Путиловскому заводу на будущий год вызовет прекращение на этом заводе лафетного производства, которое на нем установилось довольно уже прочно в течение первой очереди перевооружения полевой артиллерии. Это обстоятельство не могло бы, конечно, иметь существенного значения, если бы в будущем не предстояло дальнейшего экстренного изготовления лафетов. Но, с установлением окончательного образца лафета, в 1903 г. будет дан заказ заводам на изготовление лафетов в течение целого ряда ближайших лет, и при исполнении сего заказа военное ведомство признает, по всей вероятности, необходимым привлечь к изготовлению означенных лафетов Путиловский завод, как изготовлявший уже значительное количество лафетов в первую очередь перевооружения. Между тем временное прекращение в 1903 г. на заводе лафетного производства может повлечь к тому, что заводом будут предъявлены на заказы с 1904 г. повышенные цены, с которыми придется серьезно считаться ввиду особой срочности исполнения заказа. При таком положении дела представитель Министерства финансов признавал бы с своей стороны желательным до окончательной дачи заводу Нобеля заказа на 100 лафетов предложить этот заказ Путиловскому заводу с условием исполнения его по цене, заявленной С.‑Петербургским металлическим заводом, в 920 руб. за лафет, или, в крайнем случае, по цене завода Нобеля, в 1075 руб. за лафет.

На основании всего изложенного в настоящем журнале Комиссия полагает:

1. Сделать представление в Военный совет об утверждении распределения заказов 3‑дм полевых лафетов на 1903 г., а именно:

а. Обуховскому заводу 287 лафетов, по цене 1200 руб. за лафет;

б. Брянскому заводу 100 лафетов, по цене 900 руб. за лафет;

в. С.-Петербургскому металлическому заводу 100 лафетов, по цене 920 руб. за лафет;

г. Заводу Людвиг Нобель 100 лафетов, по цене 1075 руб. за лафет.

2. Общий расход на заказ 587 лафетов в сумме 633 900 руб. отнести на кредит по перевооружению полевой артиллерии в 1903 г.

3. По утверждению Военным советом вышеуказанного распределения заказов на 3‑дм скорострельные лафеты в 1903 г., немедленно приступить ко всем распоряжениям, относящимся к даче заказов⁴*.

4. Тем заводам, которые имеют право на получение денежных выдач при даче заказов, произвести таковые из кредита на перевооружение полевой артиллерии текущего года, а в случае затруднений необходимо будет сделать позаимствования из запасного кредита, с возвратом позаимствований в 1903 г.

Подлинный подписали:

Председатель генерал-лейтенант Костырко. Члены: генерал-лейтенант Харинский, генерал-майор Рыбалтовский, генерал-майор Забудский, полковники: Якимович, Керн, Петровский, коллежский советник Вл. Кузьминский, капитан Барсуков⁵*.

На первой странице помета: «На подлинном написано: Согласен с заключением. Генерал-лейтенант Альтфатер. 4 июля. Верно: полк. Якимович».

Примечания:

¹* Рыбалтовский Ипполит Александрович (1850‑?) — генерал-майор (1901), начальник отделения ГАУ (1894‑1905), помощник начальника артиллерии Кавказского военного округа (1905‑1908). С 22 августа 1908 г. уволен от службы с мундиром и пенсией. (См.: Список генералам по старшинству. Составлен по 1 января 1908 г. Ч. I, II, III. СПб. 1908. С. 436. РГВИА. Ф. 407. Оп. 1. Д. 90. Л. 43 об.).

²* Завод Нобеля — механический, чугунолитейный и котельный завод. Основан в 1862 г. Находился в Выборгском районе Петербурга. Выпускал нефтяные двигатели, арматуру, чугунные и медные отливки. (См.: Список фабрик и заводов России... С. 313).

³* Так в тексте. (Прим. сост.)

⁴* Дабы сами заказы даны были не позже сентября 1902 г. (Прим. док.)

⁵* Барсуков Евгений Захарович (1866‑1958) — генерал-майор, профессор. В 1910 г. полковник, начальник Мобилизационного отделения Главного артиллерийского управления. С 1910 г. до конца Первой мировой войны состоял членом Артиллерийского комитета, комиссии по составлению артиллерийских уставов и наставлений и комиссии по преобразованию армии при ГУГШ. С января 1916 г. по февраль 1918 г. был начальником Управления полевого генерал-инспектора артиллерии при верховном главнокомандующем и председателем комиссии по организации тяжелой артиллерии особого назначения. После революции 1917 г. — на службе в Красной Армии. Автор фундаментального труда «Артиллерия русской армии (1900‑1917 г.)». (М., 1947) и мемуаров.

РГВИА. Ф. 514. On. 1. Д. 84. Л. 2—5 об. Завер. копия.