Протокол (дополнительный) допроса консульского секретаря В. Эйзенгарта 6 января 1946 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1946.01.06
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 553-556
Архив: 
ЦА ФСБ России. К.-512491. В 2-х тг. Т. 1. Л. 48—52. Подлинник. Рукопись на бланке. Автограф.

 

6 января 1946 г.

Берлин

Я, начальник отделения 4 отдела берлинского оперсектора Советской Военной Администрации гвардии майор Дьячков, через переводчика —, который об ответственности за ложный перевод предупрежден по ст. 95 УК РСФСР

подпись

допросил в качестве арестованного Эйзенгарт Виктора Викторовича

Вопрос. Изложите Вашу практическую деятельность на службе в Министерстве иностранных дел Германии, начиная с 1941 года?

Ответ: После возвращения из Советского Союза в августе 1941 года я был зачислен на должность секретаря реферата «Партай» отдела «Дойчланд» Министерства иностранных дел Германии. Функции моей работы в данном отделе заключались в составлении письменных отчетов на отношения управляющих центров партийных фашистских организаций, как-то: «Партай канцелярии в Мюнхене», «Райхсюгендфюрунг», «Райхстудентенфюрунг», «Райхсэрстебунд», «Райхсспортфюрунг», «Бундерауслянддойч», «Райхслеренбунд», «Гауляйтунг».

Прежде чем приступить к подробному изложению сущности моей работы, я должен объяснить, что реферат «Партай» являлся как бы посредником между партийно-фашистскими организациями Германии и их филиалами, так называемый «Ландесгруппамт» за границей. Отсюда исходит, что вся переписка фашистских организаций Германии с «Ландесгруппамт» за границей проходила через реферат «Партай». Характер данной переписки сводился к следующим вопросам:

1. к приглашению в Германию иностранных делегаций от родственных германским партийным фашистским организациям для производства демонстраций их достижений в различных отраслях жизни;

2. к разрешению вопросов выезда за границу отдельных членов или делегаций национал-социалистической партии Германии и подчиненных ей фашистских организаций.

Кроме того, я занимался проверкой и направлением в Мюнхенскую партийную канцелярию агентурных материалов, поступавших из «Зеегауз». Агентурные материалы носили антифашистский характер из выступлений Черчилля, Рузвельта и др. правительственных лиц иностранных государств, а также в них отображались заграничные радиоинформации из последних известий. Данные материалы добывались путем перехвата радиостанций и исходили от «Зеегауз».

Что из себя представлял орган «Зеегауз», я не знаю; находился он где-то в районе Далем. Небезынтересным является и то, что начальник реферата «Партай» — легационерат 1-го класса Бютнер, являлся активным информатором Мюнхенской партийной канцелярии. Насколько мне известно, он передавал туда все, что происходило в целом в Министерстве иностранных дел Германии, это мне приходилось слышать из телефонных переговоров его с Мюнхеном.

Я также занимался проверкой вырезок из иностранных газет и распределением их по рефератам отдела «Дойчланд» для последующей обработки, а наиболее интересные из них направлял непосредственно в Мюнхен[скую] партийную канцелярию.

И последнее, я занимался обработкой частных писем, поступавших на имя Риббентропа. По своему содержанию письма носили различный характер, как жалобы рабочих на действия членов национал-социалистической партии или их руководящего органа; предложения различных изобретений; просьбы об оказании материальной помощи или выдаче виз на выезд за границу.

В зависимости от характера писем я направлял их в соответствующий отдел Министерства иностранных дел, а касавшиеся руководящего состава и членов национал-социалистической партии направлял непосредственно гауляйтерам для сведения и расследования.

Таким образом, я работал при Министерстве иностранных дел Германии с августа 1941 года по октябрь 1944 года, а затем был направлен в Копенгаген (Дания) на должность консульского секретаря при германском посольстве. Там я занимался учетом и подготовкой к призыву на фронт подданных Германии; учетом и мобилизацией через военно-оккупационные власти молодых юношей и девушек, подданных Германии, для различных работ в Германии, а также занимался выдачей пособий иждивенцам военнослужащих, призванных в немецкую армию и направленных на фронт.

После поражения Германии я оставался в Копенгагене и в ночь на 2 июня 1945 года был задержан датской полицией, а затем передан английским военным властям, которыми на автомашине был вывезен в гор. Ной-Мюнстер провинции Шлезвиг-Гольштейн (Германия), где был заключен в лагерь. Через 14 дней своего пребывания в английском лагере я был допрошен и после этого числа 15—18 августа 1945 года освобожден.

Вопрос: Как Вы допрашивались, будучи в английском лагере?

Ответ: По моему понятию, я допрашивался сотрудником «Интеллиндженс Сервис», фамилию его я не знаю. Допрашивавший меня, мне кажется, был бельгийцем, звание он имел сержант.

Вопрос. Сколько раз Вы вызывались на допрос «Интеллиндженс Сервис» и по каким вопросам допрашивались?

Ответ: На допрос в «Интеллиндженс Сервис» я вызывался два раза — 14 и 28—30 июня 1945 года. В первом случае я допрашивался вышестоящим сержантом, который интересовался о прошлом моей службы, партийностью, причастностью к СС, CA, НСКК и практической деятельностью в Копенгагене. Во втором случае я допрашивался двумя офицерами и тремя сержантами, которые интересовались моими автобиографическими данными. После этого я был подвергнут ими дактилоскопии пальцев обеих рук, т.к. я считался временно арестованным.

Вопрос. На каких условиях Вы освобождены из-под стражи английской «Интеллиндженс Сервис»?

Ответ: Сотрудниками «Интеллиндженс Сервис» никаких условий мне не предлагалось. Освобожден я как маловажная личность. Причем англичанами освобождались все сотрудники консульств, начиная от чина «амсрат» и ниже, под категорию которых попадаю я.

Вопрос. Назовите лиц, освобожденных вместе с Вами английской «Интеллиндженс Сервис»?

Ответ: Вместе со мной англичанами был освобожден консульский секретарь Шлих, в возрасте 42 лет, высокого роста, плотного телосложения, блондин, особых примет не имеет, работал в посольствах США, выехал в гор. Фленсбург к своей семье.

Вопрос. Назовите известных Вам сотрудников Министерства иностранных дел, содержащихся под стражей у англичан?

Ответ: Под стражей у англичан в Ной-Голыптайском лагере вместе со мной содержались:

1. Дитман, в возрасте 50 лет, высокого роста, брюнет, плотного телосложения, лицо круглое, носит очки, до 1936—1937 года находился в Москве, являлся помощником заведующего консульским отделом германского посольства, последний чин имел генерального консула, представительствовал в Турции, гор. Александретта.

2. Фон Вальтер, возраст 45 лет, среднего роста, среднего телосложения, лицо овальное, особых примет не имеет, до 22 июня 1941 года находился в Москве, занимал должность секретаря политического отдела германского посольства, находился все время в приемной посла графа фон Шуленбурга, последнее время работал советником посольства в Турции — гор. Анкара.

3. Бернгарт, в возрасте 55 лет, среднего роста, плотного телосложения, шатен, лысый, лицо круглое, носит очки, прихрамывает, работал одно время в генеральном консульстве в гор. Катовицы, последнее время являлся заместителем Беста в Копенгагене (Дания).

4. Бест, в возрасте 40 лет, среднего роста, худой, лицо продолговатое, брюнет, особых примет не имеет, в Министерстве иностранных дел никогда не служил, в Копенгаген был направлен Гитлером, являлся имперским уполномоченным в Дании, возглавлял СС и СД.

5. Мерфельс, в возрасте 45 лет, выше среднего роста, худощавый, лицо продолговатое, блондин, носил очки, особых примет не имеет, последнее время работал консулом в Албании.

6. Полов, по национальности немец, житель Берлина, владелец нескольких домов, в возрасте 69 лет, низкого роста, худой, лицо продолговатое, седой, редкие волосы, шатен, особых примет не имеет, заведующий личным составом германского посольства в Копенгагене, чин имеет консула.

Кроме того, за неделю до моего задержания в Копенгагене были арестованы англичанами:

1. Бетке, в возрасте 56 лет, среднего роста, худощавый, лицо продолговатое, шатен, носит очки, прихрамывает на одну ногу, женат на русской женщине, до 1928 года находился в Москве ассистентом германского посольства, одно время находился в гор. Ковно и последние 10 лет находился в Копенгагене секретарем консульского отдела, имеет титул консульского секретаря.

2. Вернер, в возрасте 63 лет, низкого роста, брюнет, худощавый, лицо продолговатое, носит очки, в царское время находился в Москве консульским секретарем при германском посольстве, последнее время был в Копенгагене, заведовал кадрами посольства, хозяйством и кассой, титул имел канцлера.

Вспомнил еще одного сотрудника, освобожденного вместе со мною из английского лагеря, это Клёкер, в возрасте 51 года, среднего роста, плотного телосложения, блондин, лицо полное, до войны Германии с Польшей находился в гор. Катовицы, работал там в качестве помощника канцлера при германском посольстве, титул его — консульский секретарь, последнее время был в Копенгагене, являлся там же помощником канцлера германского посольства; после освобождения выехал к родственникам в Рейнскую область.

Протокол лично мною прочитан, записи которого правильно и точно соответствуют моим показаниям, в чем расписываюсь.

В. ЭЙЗЕНГАРТ

Допросил: гвардии майор ДЬЯЧКОВ