Протокол допроса оберфюрера СС В. Родде 20 апреля 1945 г.
20 апреля 1945 г.
Москва
Родде Вильгельм, 1893 года рождения, урож[енец] гор. Ганау на р. Майн, немец, член национал-социалистической партии с 1933 года, СС-оберфюрер, со средним образованием, из торговцев, с 1939 года был германским генеральным консулом в г. Брашов.
Вопрос. Покажите о своей деятельности до установления в Германии гитлеровского режима?
Ответ: В 1918 году в чине лейтенант я был демобилизован из германской армии и уехал в г. Ганау, где поступил на работу в канцелярию литографической фабрики, принадлежавшей мужу моей сестры. В 1921 году при поддержке зятя я совместно с двумя торговцами организовал в г. Гамбурге небольшую торговую фирму «Канцлер и К°». В 1924 году моя фирма потерпела банкротство, и я уехал в Бразилию, где торговал товарами, привезенными из Германии. После продажи товаров возвратился в 1925 году в Гамбург, поступил на службу в фирму «Ганнинг и Гарбек» в качестве торгового агента и уехал обратно в Бразилию. Будучи в Бразилии, в 1929 году, я перешел работать на более выгодных условиях в германскую*1 фирму «Филиппе». В 1931 году фирма предоставила мне 6-ти месячный отпуск, и я уехал в Дрезден к родителям жены. Обратно в Бразилию я не вернулся, так как в 1932 году при содействии известного деятеля национал-социалистического движения Гесса стал работать руководителем рекламного отдела немецкого журнала в Берлине «Народ, государство, экономика».
Вопрос. Как вы установили связь с Гессом?
Ответ: Будучи сторонником национал-социалистической партии, я поехал в 1932 году в Мюнхен послушать речи Гитлера. Там во время одного из собраний национал-социалистов я встретился с Гессом и Гитлером. Гесс являлся моим товарищем по школе.
Вопрос. О чем вы беседовали с Гитлером и Гессом?
Ответ: После того как Гитлер узнал, что я работаю в Бразилии, он предложил мне пропагандировать национал-социалистические идеи среди немцев, проживающих в Бразилии, и вербовать среди них сторонников Гитлера.
Вопрос: Как вы реагировали на это предложение Гитлера?
Ответ: Я ответил Гитлеру, что меня знают в Бразилии как коммерсанта, производившего торговые операции с евреями, и что поэтому моя партийная работа натолкнется на большие трудности. С моим мнением согласился Гесс, сказав, что в Германии нужны люди, преданные национал-социализму, и порекомендовал мне организовать рекламный отдел журнала «Народ, государство и экономика». Гитлер согласился с этим.
Вопрос: С какой целью?
Ответ: Названный журнал находился целиком под влиянием национал-социалистической партии, но он не имел большого тиража. Организация же рекламного отдела должна была поднять популярность журнала.
Вопрос: Почему Гесс предложил вам сотрудничать в национал-социалистическом журнале, вы же тогда не были членом национал-социалистической партии?
Ответ: Членом национал-социалистической партии я стал позже, в 1933 году. Однако это являлось пустой формальностью, поскольку Гессу было ясно из нашей беседы, что я разделяю политические взгляды национал-социалистической партии.
Вопрос: До прихода к власти Гитлера вы имели другие поручения от руководства национал-социалистической партии?
Ответ: Нет, не имел. До августа 1933 года я работал в рекламном отделе журнала «Народ, государство, экономика».
Вопрос: Где вы работали после августа 1933 года?
Ответ: Я отказался от дальнейшего сотрудничество в названном журнале, так как в процессе реорганизации германских печатных органов ведомством Геббельса мне был предложен низкий оклад содержания, и я в конце 1933 года поступил на службу в бюро Риббентропа.
Вопрос: Покажите, при каких обстоятельствах и по чьей рекомендации вы поступили на работу к Риббентропу?
Ответ: Оставшись без работы, я, по договоренности с германскими промышленными кругами, собирался выехать в Бразилию для организации бюро экономической информации. Однако Гесс, который считал, что я принесу больше пользы в Германии, в конце 1933 года предложил мне поступить на службу в бюро Риббентропа, являвшегося в то время советником Гитлера и Гесса по внешнеполитическим вопросам.
Гесс мне сказал, что бюро Риббентропа организуется по указанию Гитлера для налаживания дружественных связей с торгово-промышленными и журналистскими кругами за границей с целью их использования в интересах Германии.
Вопрос. Вы говорили с Риббентропом о методах выполнения задач, поставленных Гитлером перед бюро Риббентропа?
Ответ: Да, Риббентроп неоднократно обсуждал со мной эти задачи и методы их выполнения. При этом было решено, что для установления связи и общения с влиятельными кругами за границей, сотрудникам бюро Риббентропа лучше всего работать под прикрытием представителей торгово-промышленных обществ Германии. В связи с тем, что я имел связи среди германских торгово-промышленных кругов и знал английский язык, Риббентроп поручил мне работать в качестве представителя германо-английского торгового общества.
Вопрос. Покажите подробно о вашей деятельности по заданию Риббентропа?
Ответ: Согласно полученного мною задания я, в первую очередь, реорганизовал германо-английское торговое общество, включив в его состав представителей германских торгово-промышленных кругов, которые поддерживали национал-социалистическую партию и были заинтересованы в торговле с Англией. За деньги этих промышленников я оборудовал роскошный деловой клуб общества для приема и переговоров с английскими торгово-промышленными кругами Англии. После этого я очень часто в качестве представителя германо-английского общества стал бывать в Лондоне в англо-германском торговом обществе70. При этом я имел возможность встречаться с коммерсантами, промышленниками и журналистами Англии. Общаясь с ними, я старался привлечь их на сторону национал-социалистической партии и убедить в том, что Германия не может существовать без колониальных приобретений.
Вопрос. Разве ваша работа в Англии заключалась только в пропаганде?
Ответ: Нет, не только в пропаганде. Сотрудники бюро Риббентропа, в том числе и я, стремились к тому, чтобы соответствующие английские торгово-промышленные круги, имевшие связи в правительстве, оказывали на последнее благоприятное для Германии влияние. При этом мы старались также установить личный контакт с отдельными членами правительства. Подобную работу бюро Риббентропа проводило также в других странах, и я должен сказать, что эта работа дала неплохие результаты.
Вопрос. Следствие располагает данными, что бюро Риббентропа, в котором вы служили, занималось также разведывательной деятельностью. Почему вы об этом умалчиваете?
Ответ: Я разведывательной работой никогда не занимался. Я считаю, что созданием агентурной сети в Англии по линии бюро Риббентропа руководил граф Дюркгейм, хотя конкретными данными о его работе я не располагаю.
Вопрос: Но вы согласовывали свою работу с ним?
Ответ: Я информировал Риббентропа о тех английских подданных, с которыми имел связь и которые по своему весу в обществе или по своим настроениям представляли для нас интерес. Эту информацию использовал в своей работе граф Дюркгейм.
Вопрос: Каким образом?
Ответ: Те лица, которые представляли интерес, приглашались в Германию, где граф Дюркгейм их подкупал, т.е. вербовал для работы на Германию, или, если вербовка была связана с неудобствами, как, например, в случае с лордами или крупными политическими деятелями, то граф Дюркгейм стремился завоевать их симпатии к политике Германии путем организации роскошных приемов, встреч с Гитлером, Герингом, Розенбергом и другими руководителями Германии. Кроме моих связей в Англии, граф Дюркгейм использовал для этих целей свои связи среди английской интеллигенции, обращая главное внимание на работников английской печати.
Вопрос: Откуда вам известно, что из приглашенных через вас в Германию лиц некоторые были завербованы графом Дюркгейм?
Ответ: Я это заключаю потому, что некоторые англичане приезжали по приглашению в Германию плохо одетыми, почти без денег, а уезжали богатыми людьми. Я наблюдал такой случай с английским писателем по фамилии Бимиш*2. Эти заключения я делал также потому, что мне приходилось за подобную работу выплачивать очень крупные суммы денег.
Вопрос: Откуда вы получали эти деньги?
Ответ: деньги я брал только с ведома Риббентропа из денежного фонда бюро Риббентропа.
Вопрос: Назовите английских подданных, поддерживавших вашу работу в Англии?
Ответ: К числу этих лиц я могу отнести Самуэль Хорь, редактора газеты «Дейли Мейль» — Прайс*3, лорда Ротермир, лорда Хартвуд*4, промышленников — лорда Брэнд*5 (банкир), Райнекс, Фрэнки Холледен, писателя Флеминг, а также лорда Гамильтон*6, с которым я познакомил в 1936 г. в 1936 году Гесса и на помощь которого Гесс рассчитывал, улетая в 1940 году в Англию.
Вопрос: Вы были осведомлены о миссии Гесса в 1940 году в Англии?
Ответ: Мне известно из последних бесед с Гессом в 1939 году на курорте в Карлсбаде, что он продолжал придерживаться проанглийской политики. Он считал, что нужно заключить союз с Англией против Советского Союза. Позже мне говорили сотрудники его канцелярии, что этого мнения он придерживался также после начала войны и считал, что с помощью тех связей, которые приобрел в Англии я и граф Дюркгейм, ему удастся прекратить войну на Западе и начать ее на Востоке. Имел ли он какое-либо задание от Гитлера, не знаю. В момент его перелета я с ним не виделся потому, что я в это время находился в г. Брашов (Румыния) на должности консула.
Вопрос: До отъезда в Румынию вы были на дипломатической работе?
Ответ: В 1937 году Министерство иностранных дел направило меня консулом в Виннипег (Канада). Там я находился до 1939 года, после чего был послан на должность генерального консула — в Брашов.
Вопрос: Кроме обычных обязанностей консула, какие специальные задания вы выполняли в Румынии?
Ответ: По заданию Риббентропа я должен был оплачивать и поддерживать немецкое нацменьшинство в Румынии. Практически мне удалось мало что сделать, так как я находился в очень плохих отношениях с руководителем немецкого национального меньшинства] Шмидт Андреас, который не терпел вмешательства в его дела со стороны МИДа, а ориентировался целиком на Гиммлера и его учреждения71.
Вопрос. Следствие располагает данными, что вы распространяли в Румынии различную клевету о Советском Союзе?
Ответ: Да, я признаю себя в этом виновным.
Вопрос. Покажите подробно?
Ответ: Согласно поступавших из МИДа инструкций, я особое внимание обращал на устную пропаганду. Так, в беседах с румынами я говорил, что русские угонят румынских женщин и детей на Урал; представителям румынского духовенства я рассказывал, что русские вешают попов, а церкви закрывают, перед румынскими немцами я характеризовал русских как варваров и т.д. Что касается пропагандистских брошюр и листовок, то их я получал через культурный отдел посольства и распространял среди румынского населения.
Вопрос: Получается, что в начале своей политической деятельности вы распространяли национал-социалистические идеи в Германии и способствовали приходу к власти Гитлера, затем по поручению руководства национал-социалистической партии вы растили в Англии профашистские элементы и, наконец, использовали должность консула в Румынии для воспитания населения в духе национал-социалистической, фашистской «расовой теории»?
Ответ: Я поступал так, как должен поступать идейный член национал-социалистической партии.
Вопрос. Вы имеете звание «СС оберфюрера». Какие поручения вы выполняли по линии СС?
Ответ: Мне действительно было присвоено Риббентропом звание СС еще при поступлении к нему на службу. Однако никаких поручений по линии СС или СД я не получал. Я не имел также деловых связей с Абвером.
Протокол допроса записан с моих слов верно, зачитан и переведен на немецкий язык.
РОДДЕ
Допросил: оперуполномоченный] 1 отделения 2 отдела Главного упр[авления] контрразведки «Смерш» ст[арший] лейтенант СОЛОВОВ
Примечания:
*1 Так в тексте, правильно — голландскую.
*2 Речь идет о британском общественном деятеле и писателе Генри Гамильтоне Бимише.
*3 Речь идет о британском журналисте Джордже Уорде Прайсе.
*4 Возможно, речь идет об Реджинальде Клиффорде Аллене, 1-м бароне Аллене оф Хартвуде.
*5 Вероятно, речь идет о британском предпринимателе лорде Роберте Генри Бранде.
*6 Речь идет о британском военном и государственном деятеле герцоге Дугласе Дуглас-Гамильтоне.