Протокол допроса советника посольства А. Морманна 26 февраля 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.02.26
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 379-384
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-20805. Л. 16—25. Заверенная машинописная копия.

 

26 февраля 1945 г.

Москва

Морман А., 1897 года рождения, уроженец Ииенбюрена (провинция Вестфалия), сын торговца, немец, германский подданный, член национал-социалистической партии с 1943 года, с высшим юридическим образованием, бывший поверенный в делах германского посольства в Болгарии.

Вопрос. С какого времени вы являетесь дипломатическим работником?

Ответ: С 1925 года.

Вопрос. Какие служебные посты вы занимали за этот период времени?

Ответ: В 1925 году я работал в качестве атташе в германском Министерстве иностранных дел. В 1926 году я окончил дипломатические курсы, в начале 1927 года являлся атташе в Бухаресте, а в конце того же года был выдвинут на должность секретаря германского посольства при Ватикане и уехал в Италию, где пробыл до 1930 года. С 1930 по 1933 года работал секретарем германского посольства в Мадриде, а с 1933 по 1936 год — первым секретарем германского посольства в Каунасе.

С 1937 по 1940 года я вновь работал в Министерстве иностранных дел в Берлине в качестве советника Политического отдела министерства по вопросам Италии, Венгрии, Греции, Болгарии и Румынии. С февраля-марта 1940 года и до последнего времени я был заместителем германского посла в Софии.

Вопрос: Кто вас назначил на эту должность?

Ответ: Начальник отдела кадров Министерства иностранных дел Шредер.

Вопрос: Какие задачи поставил перед вами Шредер при назначении вас в Софию?

Ответ: Никаких конкретных задач Шредер передо мной не поставил. Он сказал, что установку и указания о моей конкретной практической работе я получу в Софии от германского посла в Болгарии фон Рихтгофена.

Я заходил перед отъездом к начальнику Политического отдела министерства Верману, а затем к начальнику реферата «Италия и Юго-Восток» Хайнбургу*1 и беседовал с ними. Однако как первый, так и второй никаких конкретных указаний мне не дали, а лишь заявили, что политическая обстановка в Болгарии для Германии благоприятная и я не буду иметь особых трудностей в работе.

Вопрос: По приезде в Софию посол Рихтгофен информировал вас о политической обстановке в Болгарии?

Ответ: Информировал. Однако его информация, вопреки моим ожиданиям, почти не отличалась от той информации, которая была мне известна по работе в Берлине.

Рихтгофен в беседе сообщил мне, что политическая обстановка в Болгарии благоприятная для Германии. С Болгарией заключен ряд торговых и хозяйственных соглашений. Между посольством и болгарским Министерством иностранных дел налажены неплохие отношения.

Основным недостатком в работе посольства, как заявил мне тогда Рихтгофен, является то обстоятельство, что болгарская пресса не совсем доброжелательно относится к немцам. В своих печатных изданиях и радиопередачах болгары помещают много французского и английского информационного и пропагандистского материла, но мало германского.

Такое положение, сказал Рихтгофен, не выгодно для нас, ибо почти все политические и военные события в Европе болгарскому народу преподносятся не в угодном для нас, немцев, духе, в результате чего влияние германской пропаганды на болгарский народ недостаточно.

Кроме того, болгарские власти, в частности Министерство внутренних дел и Министерство торговли, сильно препятствуют немцам, проживающим в Болгарии, заниматься торговлей, организовывать свои предприятия и работать на болгарских предприятиях.

Вопрос: Какие задачи поставил перед вами Рихтгофен?

Ответ: Никаких конкретных задач Рихтгофен передо мной не поставил. Он предложил лишь мне в процессе работы добиться устранения тех препятствий, которые болгарские власти учиняют по отношению к немцам, проживающим в Болгарии.

Вопрос: Что же в таком случае входило в ваши обязанности как заместителя германского посла в Болгарии?

Ответ: Прежде всего, я замещал посла во время его отсутствия. В то время как посол поддерживал сношения с членами болгарского правительства, а позднее с Регентским советом, я поддерживал сношения с руководителями отделов болгарского Министерства иностранных дел, с которыми по указанию посла вел те или иные переговоры. Я поддерживал также отношения с посольствами других государств.

Я составлял политические донесения в Министерство иностранных дел о заседаниях болгарского правительства, тронных речах, выступлении болгарских министров и депутатах, сменах в правительстве, изменениях в составе дипломатического корпуса и другим подобным вопросам.

Я занимался также паспортными делами и визами, а также вопросами оформления актов гражданского состояния немцев, проживающих в Болгарии (венчание, смерть, распределение наследства, суды), устройством и организацией солдатских кладбищ.

Осуществлял контроль за работой чиновников посольства (административные и персональные дела, заключение договоров при найме работников).

Кроме того, мне приходилось много заниматься разрешением вопросов, связанных с финансированием болгарским правительством германских войск, находящихся в Болгарии, и македонских рудников, а также контролем за ходом выселения греков из Фракии в Грецию и сербов из Болгарии в Македонию. Эти мероприятия проводились болгарскими властями.

Вопрос: Известно, что германское правительство с целью осуществления своих захватнических планов использовало Болгарию в интересах войны. Рассказывайте об этом.

Ответ: Я не отрицаю, что германское правительство оказывало огромное влияние на болгарское правительство, в результате которого вся внешняя и подчас внутренняя политика Болгарии проводилась в угодном для немцев направлении.

Все это было достигнуто еще задолго до начала военных действий против Советского Союза, так как Гитлером была поставлена задача укрепить германские позиции на Балканах, где, в частности, была поставлена задача достигнуть тесного сотрудничества с Болгарией.

Вопрос. Почему было необходимо это сотрудничество с Болгарией?

Ответ: Болгария для Германии имела большое значение в стратегическом отношении. Германское Верховное командование имело в виду создать на территории Болгарии опорный пункт на Балканах. Кроме того, Болгария была поставщиком важного стратегического сырья и сельскохозяйственных продуктов.

Далее, сотрудничество с болгарами было особенно необходимо в целях использования территории Болгарии для прохода германских вооруженных сил в Грецию и Югославию.

Во время войны с Советским Союзом Болгария представила собой чрезвычайно важный фактор к моменту боев на Крымском полуострове, и позднее в ходе отступления германских войск к болгарской границе. В этот период времени болгарское правительство предоставило в распоряжение германского командования свои железные дороги, порты, корабли.

Вопрос. Каким конкретно путем Германии удалось добиться сотрудничества с болгарским правительством и использовать территорию Болгарии в интересах осуществления своих захватнических планов?

Ответ: Насколько мне известно, особых трудов склонить болгарское правительство на сотрудничество с немцами не было. Болгарский царь Борис и его министры, как из правительства Филова, так и из правительства Божилова, сами были все настроены профашистски и являлись сторонниками сотрудничества с немцами.

Поворотным моментом в деле упрочения дружеских отношений между Болгарией и Германией являлось, конечно, присоединение Болгарии к Тройственному пакту.

Вопрос. Какие мероприятия были проведены германским правительством для удержания Болгарии на стороне Германии?

Ответ: Вскоре после присоединения Болгарии к Тройственному пакту германским правительством был заключен ряд секретных договоров с Болгарией, по которым Германия дала возможность Болгарии приобрести ряд территорий, а Германия, в свою очередь, получила в результате этих договоров ряд преимуществ для осуществления своих военных планов.

Вопрос. Подробно расскажите об этом.

Ответ: Германия передала Болгарии Македонию и Фракию, оккупированные в то время германскими войсками. За это болгарское правительство предоставило Германии право беспрепятственного прохода германских войск через Болгарию, что нашему Верховному командованию было необходимо для ведения военных действий против Греции и Югославии.

Не имея возможности провести свои войска через территорию Болгарии к границам Греции и Югославии, германское командование не смогло бы так быстро сломить сопротивление югославского и греческого народов и осуществить свои военные планы.

К тому же впоследствии германские войска, находящиеся в Македонии и Фракии, были заменены болгарскими частями, что дало возможность нашему военному командованию несколько освободившихся немецких дивизий послать на Восточный фронт.

Болгария предоставила также в распоряжение немцев все свои порты, железнодорожный транспорт, аэродромы, суда и оборонительные сооружения на границах с Грецией и Югославией.

На основании других секретных договоров Болгария передала в эксплуатацию немцам все хромовые рудники в Македонии; оплачивала полностью все расходы на содержание находившихся германских войск в Македонии и Фракии, в то время как содержание германских войск на остальной части Болгарии оплачивалось германским правительством на основе клиринга. Кроме того, был заключен договор о судопроизводстве, в результате которого германские войска, находившиеся в Болгарии, получили экстерриториальность.

Впоследствии был заключен ряд выгодных для Германии торговых договоров. Согласно этим договорам почти 75 % болгарского экспорта направлялось в Германию. Имелся также договор об отправке в Германию из Болгарии рабочей силы.

Должен сказать, что в переговорах по заключению всех указанных договоров, за исключением последнего, я участия не принимал. Заключением секретных договоров занимались специальные комиссии, а торговых соглашений — торговые представители обоих сторон.

Что касается переговоров об отправке в Германию болгарской рабочей силы, то в них я принимал непосредственное участие совместно с болгарским министром торговли Загоровым (а позднее Захарьевым), в функции которого входило разрешение подобных вопросов, и договаривался с ним о необходимом количестве рабочих для отправки в Германию.

Всего таким путем по моей договоренности с болгарскими министрами в Германию было отправлено несколько тысяч болгарских граждан.

Вопрос. Что было предпринято германским правительством для укрепления своего влияния на Балканах, и в частности в Болгарии, в период войны с Советским Союзом?

Ответ\ Перед началом военных действий с Советским Союзом почти во всех балканских странах германское правительство заменило своих послов, поставив на их место отъявленных фашистов, пользовавшихся большим доверием Гитлера и Риббентропа.

В Румынию был направлен Киллингер, в Венгрию — фон Ягов, в Словакию — Людин, в Хорватию — Каше. В Болгарию прибыл Беккерле, старый член национал-социалистической партии, СА-обергруппенфюрер, являвшийся до этого президентом полиции во Франкфурте-на-Майне.

Болгарии было предоставлено большое количество всевозможного вооружения. Поставки вооружения начались еще перед войной с Советским Союзом, но, главным образом, оно доставлялось в период войны. Усиленные поставки вооружения производились с целью максимального укрепления болгарской армии для борьбы с противниками Германии, в том числе, если это окажется возможным, против Советского Союза.

Германское правительство стало усиленно принимать меры к тому, чтобы Болгария порвала всякие отношения с Советским Союзом. Меры эти принимались как самим Министерством иностранных дел, в частности, Гитлер и Риббентроп неоднократно говорили об этом царю Борису и его министрам во время их посещения Берлина, так и по линии посольства.

Например, когда Советский Союз прислал Болгарии ноту протеста против нарушения болгарами нейтралитета, Риббентроп прислал Беккерле телеграмму с предложением пойти в болгарское правительство и потребовать от него использовать этот момент, на ноту не отвечать и порвать отношения с СССР. Однако болгарское правительство на предложение немцев не согласилось и продолжало поддерживать отношения с Советским Союзом.

Следует заметить, что еще ранее МИД потребовало от посольства добиться закрытия советского консульства в Варне. Следуя этому указанию, Беккерле неоднократно вступал в переговоры с членами болгарского правительства и предлагал им закрыть указанное консульство.

В переговорах о закрытии консульства участвовал также и я. Для этой цели я посещал генерального секретаря болгарского МИД Жисманова и доказывал ему необходимость закрытия консульства в Варне. В результате консульство было закрыто, а в дальнейшем, когда Советский Союз потребовал вновь открыть указанное консульство, Беккерле настаивал перед болгарами не давать разрешения на это.

Определенная работа в Болгарии во время войны Германии с СССР была проделана посольством также в области пропаганды. Как я уже показал в начале допроса, болгарская пресса и радио не совсем доброжелательно относилась к распространению немецкого пропагандистского материала, и, несмотря на усилия посольства, желаемых результатов мы все же не достигли. Поэтому посольство для распространения пропагандистского материала использовало болгарские профашистски настроенные партии и организации.

В частности Гарбен распространял свои листовки и брошюры через болгарских «ратников» и «легионеров», кроме того, подчинявшийся МИД «Антикоминтерн»*2 организовал в Софии свой филиал, который самостоятельно, независимо от посольства, распространял в Болгарии антисоветский материал.

В 1943 году, с целью подорвать авторитет Советского Союза, по распоряжению руководителя «Антикоминтерна» в Берлине Тауберта*2, в Софии была организована антисоветская выставка. От посольства всей работой по организации выставки занимался атташе прессы доктор Берге и атташе культуры доктор Гарбен.

Вопрос: Но не малую роль в организации этой выставки играли и вы?

Ответ: Нет, я к выставке никакого отношения не имел. К выставке имел отношение посол Беккерле. Он вел переговоры с болгарским правительством, чтобы последнее дало разрешение на организацию выставки. От болгарского правительства отвечал министр внутренних дел Габровский.

Должен сказать, что желаемых результатов от антисоветской выставки мы не достигли. Выставка в болгарском народе успеха не имела, и поколебать авторитет Советского Союза в болгарском народе нам не удалось.

Вопрос: Выше вы показали, что вам приходилось много заниматься разрешением вопросов, связанных с финансированием болгарским правительством германских войск, находившихся в Болгарии. Расскажите об этом подробнее.

Ответ: Согласно имевшемуся между германским и болгарским правительствами договору, Болгария оплачивала все расходы за содержание германских оккупационных войск в Македонии и Фракии.

В связи с этим главный интендант указанной группы войск периодически представлял в посольство бюджет. На основании его отчета я составлял ноту с требованием оплатить указанную сумму и передавал ее болгарскому Министерству иностранных дел. При этом моей обязанностью также было урегулировать все возникавшие в связи с оплатой между германским и болгарским правительствами споры.

Вопрос. На какой почве возникали эти споры?

Ответ: В договоре об оплате болгарским правительством всех расходов на содержание германских войск в Македонии и Фракии не была установлена конкретная сумма, которую болгары будут выплачивать.

В связи с этим каждый раз, когда я представлял болгарам ноту об оплате, болгары высказывали недовольство тем, что суммы, которые мы требовали оплатить, были слишком большими. Старались проверить, действительно ли такая сумма нами истрачена, и постоянно затягивали оплату. Поэтому по поручению посла мне приходилось вступать в переговоры с Жисмановым и совместно с интендантом доказывать, что сумма, израсходованная на содержание немецких войск, правильная и ее надо оплатить.

Вопрос. Вы не рассказали о тех насилиях над населением Болгарии, которые учиняли немцы с целью осуществления своих захватнических военных планов?

Ответ: По этому вопросу мне известны только действия наших властей по отношению к болгарским евреям. Посольством было получено указание из Берлина добиться от болгарского правительства согласия на выселение из Македонии и, кажется, из Фракии, всех евреев. Беккерле договорился с болгарским Министерством иностранных дел, заручился согласием болгарского правительства, и все евреи, примерно тысяч 10, были выселены.

Вопрос. Насильственным порядком?

Ответ: Да, выселение происходило насильственным путем.

Вопрос. Куда были выселены все эти люди?

Ответ: В Польшу.

Вопрос: Какая цель преследовалась при этом?

Ответ: Выселение евреев проводилось под видом отправки их на работу в Польшу, однако какова была их дальнейшая судьба, мне неизвестно.

Вопрос: Кто руководил выселением?

Ответ: Для производства выселения из Берлина из Главного управления СС в Софию приезжал специальный уполномоченный СС — Даннекер, который и руководил всей этой операцией.

Вопрос: Еще какие акты насилия были учинены немцами над мирными гражданами Болгарии?

Ответ: Других фактов насилия я не знаю.

Вопрос: Вы не все рассказали о своей практической деятельности как заместителя германского посла в Болгарии.

Ответ: Я рассказал все. Больше добавить к своим показаниям ничего не имею.

Протокол допроса с моих слов написан верно, мне переведен на немецкий язык*4.

МОРМАН

Перевел: оперуполномоченный] 2 отдела Гл[авного] управления «Смерш» [НКО СССР] капитан КОПЕЛЯНСКИЙ

 

Примечания:

*1 Речь идет о немецком дипломате Курте Хайнбурге.

* Морманн ошибается, «Антикоминтерн», ранее входивший в Министерство просвещения и пропаганды, перешел в подчинение внешнеполитического управления НСДАП, т.е. стал не государственной, а партийной структурой.

*3 Речь идет о немецком чиновнике Эберхарде Тауберте.

*4 Фраза написана от руки фиолетовыми чернилами.