Собственноручные показания д-ра К. Клодиуса «Англо-Германские отношения» 16 октября 1947 г.
16 октября 1947 г.
Москва
[Перевод с немецкого]
Лейбористская партия
Отношения между лейбористской партией и германскими социал-демократами были очень тесными. Особенно ясно это стало видно в 1928— [19]30 годы после того, как германские социал-демократы одержали на выборах большую победу и их партия приобрела значительный вес, а вождь партии Герман Мюллер стал рейхсканцлером. Со стороны англичан эти отношения поддерживались и оберегались главным образом Макдональдом и Сноуден, а со стороны немцев — Рудольфом Брейтштейдом, который в то время неоднократно бывал в Англии.
На происходивших в те годы международных конференциях Макдональд и, особенно, Сноуден неоднократно выступали против Франции в защиту германских интересов. Эттли не играл тогда еще никакой значительной роли.
Партия консерваторов и Черчилль
В период, последовавший после первой мировой войны, консервативные правительства Англии часто оказывали Германии политическую поддержку. Но эти правительства никогда не выражали желания установления более тесных отношений между Германией и Англией. Английские консерваторы и, главным образом, Черчилль — это «люди, считавшиеся с фактическим положением дел», которые не интересовались Германией, пока она была настолько слаба в политическом и военном отношении, что не могло быть и речи видеть в ней серьезного соперника.
Лишь приблизительно после 1935 или 1936 года появились симптомы, говорящие о том, что в кругах английских консерваторов желают установить более тесные политические отношения с Германией. Вскоре после этого представители Консервативной партии — английский премьер Болдуин вместе с министром иностранных дел (Иденом) — нанесли официальный визит Берлину. Впоследствии Берлин неофициально посетил постоянный второй секретарь английского министерства иностранных дел Ванситтарт, близко стоявший к партии консерваторов, который прежде был оппозиционно настроен к Германии и являлся сторонником профранцузской ориентации.
Влиятельные члены Консервативной партии стали пытаться установить связь с руководителями германской внешней политики, даже используя для этой цели председателя Англо-германского общества герцога Кобургского, который находился в тесных родственных связях с Английским королевским домом и большую часть своей жизни провел в Англии. В германских дипломатических кругах в то время сложилось впечатление, как будто все эти попытки к сближению делаются с полного одобрения Черчилля.
Резкое изменение настроения в кругах английских консерваторов произошло в связи с назначением Риббентропа на пост министра иностранных дел, который еще до этого, будучи германским послом в Лондоне, был как бы одной из причин, тормозивших установление отношений взаимопонимания между Англией и Германией.
Обстоятельства, сопровождавшие разрешение Судетского вопроса осенью 1938 года, и немецкая манера вести переговоры подобно Мюнхену и, тем более, как они велись в Годесберге, ознаменовались дальнейшим ухудшением отношений с кругами английских консерваторов.
Оккупация Чехословакии весной 1939 года лишила возможности даже просто помышлять об установлении отношений взаимопонимания с Англией. Начиная с этого момента Черчилль даже открыто выступал за войну с Германией. Он был убежден, что Германия стала настолько сильным государством, что уже не могла представлять собой интереса как союзник, а, наоборот, превратилась в угрозу для Англии.
Кроме того, консерваторы были убеждены в том, что какое-либо взаимопонимание с Гитлером невозможно. Так как личное вмешательство Черчилля 2.9.1939 года против сопротивления Чемберлена привело к отклонению посредничества со стороны Муссолини и к объявлению Германии войны со стороны Англии.
О попытках Черчилля в период войны установить контакт с влиятельными германскими кругами каким-либо окольным путем мне ничего неизвестно.
КЛОДИУС
16.10.[19]47 г.
Перевел: Оперативный] уполномоченный] 4 отдела 3 Гл[авного] управления] МГБ СССР ст[арший] лейтенант БУБНОВ