Собственноручные показания д-ра К. Клодиуса «Турция» 12 июня 1946 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1946.06.12
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 249-253
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-20912. В 4-х тт. Т. 2. Л. 183—189. Подлинник. Машинопись. Автограф. Рукописный подлинник на немецком языке — т. 2, л.д. 190—200.

 

12 июня 1946 г.

Москва

Перевод с немецкого

После окончания первой мировой войны и заключения договора в Лозанне между Германией и Турцией в течение многих лет были дружественные отношения, хотя и не было заключено никаких особых договоров. Эти дружественные отношения особенно укрепились в тот период, когда Турция в политическом отношении примкнула к Советскому Союзу и когда Германия одновременно, на основании договора, заключенного в Рапалло, также имела тесные политические и экономические отношения с Советским Союзом.

В конце [19]20-х годов германо-турецкие отношения несколько ухудшились. Турция ослабила свои связи с Советским Союзом и искала сближения с Англией. В связи с этим Турция начала свои устремления к созданию Балканского союза. Этот союз, в который входили Турция, Румыния, Югославия и Греция, преследовал, по мнению немцев, различные политические цели, так как отдельные партнеры имели различные интересы. Все четыре страны были заинтересованы в удержании Болгарии на своей стороне. Поэтому болгарское правительство встретило это почти как насмешку, когда партнеры Балканского союза в 1931/(19] 32 годах попытались склонить Болгарию к вступлению в союз. Болгарское правительство уже тогда не скрывало того, что главной целью его политики являлось изменение существующего положения на Балканах.

Наряду с этой главной целью Турция и Румыния нашли в Балканском союзе оборонительный блок против Советского Союза, Югославии и Греции, а Турция — против Италии, Румынии и Югославии. Кроме того, Турция и Румыния нашли в союзе новое укрепление их взаимоотношений, в связи с созданием так называемой «Малой Антанты», направленное против Венгрии. Каких-либо целей, направленных против Германии, Балканский союз не имел, однако несмотря на это на Вильгельмштрассе он рассматривался не очень дружелюбно. С одной стороны, причиной этому являлась антиболгарская и антивенгерская тенденция Балканского союза, поскольку как Болгария, так и Венгрия находились в тесных взаимоотношениях с Германией, с другой стороны, тот факт, что Балканский союз, благодаря тому, что Румыния и Югославия были в его составе, а также Малой Антанте, образовывал своего рода продолжение Малой Антанты.

Малая Антанта была направлена не только против Венгрии, а считалась в Берлине политическим и военным мощным инструментом французской политики против Германии. При наличии румыно-польского союза имелась также определенная связь Балканского союза с Польшей. Если даже румыно-польский союз и не был направлен против Германии, то все же присоединение к Балканскому союзу страны, настроенной против Германии, было встречено не особенно охотно.

Принимая во внимание тот факт, что Турция являлась основателем Балканского союза и вдохновителем своей внешней политики, уклончивое поведение Германии по отношению к Балканскому союзу не могло не отразиться на германо-турецких взаимоотношениях.

Это привело к тому, что Тевфик Арас |Tewfik Aras] (до 1936 года Кушды Бей [Kuschdy Веу]), который продолжительное время являлся главой турецкой внешней политики и по личной инициативе которого вершилась политика Балканского союза, всегда считался противником Германии и сторонником тесного присоединения Турции к Англии. В первой половине [19]30-х годов Тевфика Арас, наряду с министром иностранных дел Румынии Титулеску [Titulescu], считали главными представителями антигерманской политики в Юго-Западной Европе.

В дальнейшем сближению Турции с Англией способствовало заключение договора Монтрэ54, согласно которому Турция при поддержке или с согласия Англии добилась изменения существующего в проливах положения, обусловленного договором, заключенным в Лозанне.

Экономические связи между Германией и Турцией оставались очень тесными, несмотря на охлаждение политических отношений. В последние десять или пятнадцать лет перед войной Германия принимала участие свыше чем в 50 % турецкого экспорта.

Германия всегда была одной из тех стран, которые в первую очередь ввозили из Турции важнейшие товары турецкого экспорта — табак и южные фрукты (сухие фрукты). Строительная программа турецкой промышленности и расширение транспортной сети были осуществлены, в первую очередь, с помощью Германии, так что турецкая экономика находилась в зависимости от германских поставок.

В 1936 году бывший имперский министр экономики Шахт сделал официальный визит в Анкару. Попытки Англии интенсивнее включиться в торговлю с Турцией оказались безуспешными. Когда в 1936 году одно из крупнейших заданий по строительству стального комбината Карабюк, стоимостью приблизительно в 50 млн. марок, было передано Англии, то при выполнении поставок английской фирмой возникли такие серьезные разногласия, что турки не захотели больше давать какие-либо задания Англии. Однако, несмотря на это, продолжались попытки к осуществлению политического сближения между Англией и Турцией путем интенсификации экономических связей.

Весной 1938 года был заключен турецко-английский кредитный договор. В этом договоре Англия обязывалась предоставить Турции кредит в сумме 200 млн. марок. Из общего количества этой суммы 80 %, т.е. 160 млн., падало на долю английских товаров, прежде всего на военные материалы. Англия получила возможность при особо благоприятных условиях получить из Турции сырье, прежде всего руду. Несмотря на это, участие Англии в турецком экспорте и в дальнейшем, по сравнению с участием Германии, оставалось незначительным.

Летом 1938 года в Берлин прибыл бывший статс-секретарь турецкого министерства иностранных дел Нуман Менеменджи-Оглы [Numan Menemen-ciogluj (который затем стал министром иностранных дел), где он в течение многих лет принимал лечение. Одновременно во время этого визита он возглавлял турецкую делегацию по заключению торгового соглашения, которое затем было подписано.

Во время своего пребывания в Берлине Менеменджи-Оглы имел очень подробную политическую беседу с Риббентропом, который между тем стал министром иностранных дел. Риббентроп пытался склонить Менеменджи-Оглы к тесному политическому присоединению Турции к Германии. Менеменджи-Оглы в ясно выраженной форме отклонил это предложение и заявил, что все авторитетные круги Турции единодушны в этом вопросе и что Турция не будет менять курс своей внешней политики.

Несмотря на ухудшение политических отношений, имперский министр экономики Функ в ноябре 1938 года сделал официальный визит в Анкару и договорился с турецким правительством о предоставлении кредита в сумме 150 млн. имперских марок. Из общего количества этой суммы 90 млн. марок падало на долю различных промышленных изделий, прежде всего машин и транспортных средств, и 60 млн. марок на долю военных материалов. Дальнейшее развитие политического положения привело к тому, что этот кредитный договор не был выполнен.

Оккупация Италией Албании в конце марта 1939 года вызвала в Турции большое недовольство. Постоянно догмой турецкой внешней политики являлось то, что упрочение крупной державы на Балканском полуострове будет противоречить турецким интересам и создаст угрозу существующему положению в проливах. Это соображение являлось одним из моментов политики Балканского союза, которая была продолжена до 1939 года.

Турецко-итальянские отношения со времени ливийской войны 1911/1912 гг. не изменились и были плохими. Турция простила итальянцам отторжение Ливии, которая и без того не могла в течение продолжительного времени оставаться турецкой, но не могла простить потери турецких Додеканозских островов, находящихся в 3-х мильной зоне Турции непосредственно перед побережьем Малой Азии*1.

Эти острова, которые населены исключительно греками и не должны были принадлежать ни Турции, ни Италии, являлись объектом споров между этими государствами. При таком положении вещей турки были особенно чувствительны к проникновению Италии на Балканский полуостров и предприняли под впечатлением этого события дальнейшие энергичные шаги к сближению с Англией, между тем как еще в апреле 1939 года они заключили формальный союз с Англией.

Подобного союзного договора между обоими государствами еще ранее не существовало. Заключение этого союзного договора привело в Берлине к обострению уже имеющегося недовольства, на основании вышеизложенных причин направленного против Турции. Германское правительство прервало выполнение кредитного соглашения, заключенного в ноябре 1938 года, и, кроме того, не продлило торговое соглашение, заключенное летом 1938 года, хотя 31 августа 1939 года срок его истек. Такая позиция Германии привела к дальнейшему сближению Турции с врагами Германии также на базе экономических отношений.

8 января 1940 года Турция заключила с Англией и Францией тайный договор, согласно которому она обязывалась посылать в течение 3-х лет исключительно в Англию и Францию весь экспорт хромовой руды в количестве около 200 тыс. тонн ежегодно. Ранее, в мирное время, весь этот экспорт большей частью направлялся в Германию. С точки зрения немцев этот договор означал отклонение от нейтралитета, потому что он фактически передал экономические связи Турции воюющим в то время государствам (по сравнению с довоенным временем), что было неблагоприятно для Германии.

С другой стороны, германское правительство, не выполнив кредитный договор и не продлив торговое соглашение, дало турецкому правительству не только повод, но и правовые предпосылки к такому образу действий. Во всяком случае, германо-турецкое отчуждение с заключением этого договора достигло такой степени, как никогда ранее в годы после первой мировой войны.

Новый этап в германо-турецких отношениях начался с заключения в июне 1941 года германо-турецкого дружественного договора. С момента заключения этого договора Турция возвратилась к своей традиционной политике довоенного времени: стремление к политическому сближению с Англией при одновременном поддержании дружественных отношений с Германией, однако без какой-либо политической связи и обязательств.

В соответствии с этим договор, который был заключен в июне 1941 года, кроме обещания о ненападении не содержал в себе никаких конкретных политических обязательств. Готовность Германии к заключению договора возникла в связи с запоздалым признанием того факта, что политика «озлобления» ни к чему не приведет и Турция все больше будет попадать в руки Англии.

В ходе договора, заключенного в июне 1941 года, снова были восстановлены экономические связи между обоими государствами. Хотя эти связи с августа 1939 года не полностью отсутствовали, все же они были недостаточны для полного оборота дела. В октябре 1941 года было заключено новое соглашение, действительное до 31 марта 1943 года, согласно которому был снова восстановлен объем товаров, по общей стоимости приблизительно равный ранее существовавшему, а по количеству в меньшем объеме. Хромовой руды до 15 января 1943 года не было в числе поставок, так как вышеназванный договор о хромовой руде, заключенный в январе 1940 года, в состав которого после перемирия между Германией и Францией на место последней вступили Соединенные Штаты Америки, оставался в силе до названной выше даты (15.1.[19]43). Начиная с 15 января 1943 года были также возобновлены поставки хрома в Германию, приблизительно в объеме довоенного времени.

С этого времени Германия и Англия получали приблизительно одинаковое количество хромовой руды, что все же являлось предпочтением для Англии. Перед войной Англия почти не получала хромовую руду из Турции, в то время как основные поставки шли в Германию.

В мае 1942 года Германия договорилась с Турцией о реализации кредитного договора, который был заключен в ноябре 1938 года и не был выполнен (так называемый кредит Функа), однако первое время только до суммы 100 млн. марок вместо 150 млн. марок и только для получения военных материалов. Возвратный платеж в счет кредита должен был пойти на оплату хромовой руды.

Совещания по техническим вопросам, касающиеся выполнения этого кредитного договора, длились продолжительное время и закончились только в декабре 1942 года. Поставки военных материалов продолжались до осени 1943 года.

В апреле 1943 года соглашение об обмене товаров, заключенное в октябре 19412 года, срок которого истек 31 марта, почти без изменений было продлено до 31 мая 1944 года. Договоренность о поставках хромовой руды осталась в силе до конца 1944 года.

В конце апреля 1944 года турецкое правительство заявило о прекращении поставок хромовой руды и об отказе продления торгового соглашения, срок которого кончался в конце мая. За разрывом экономических отношений в начале августа 1944 года последовал разрыв дипломатических отношений.

КЛОДИУС

Перевел: переводчик 3 отд[еле]ния 4 отдела 3 Главного управления контрразведки МГБ СССР гв[ардии] мл[адший] лейтенант СМИРНИЦКИЙ

 

Примечания:

* По Лозаннскому договору в 1923 г. Италия получила острова Додеканес, откуда ее войска так и не выводились после войны с Турцией из-за Ливии.