Доклад начальника германской военной разведки о переговорах германо-итальянской делегации с Великим Муфтием в Риме. 15 сентября 1942 г.
15 сентября 1942 г.
Берлин
ЛО-21/ІХ-[19]46 г.
Перевод с немецкого
Секретный документ командования
Копия к Пол I М 2596, секр[етный] имп[ерский] док[умент]
Нач[алъник] Управления] Иностранный] Абв[ер]*2
№ 2398/42 согласовано] Ком[андованием] Абв[ер]-ІІ
Примечание к делу
О разговоре с Великим Муфти в Риме 15.9. [19]42.
Присутствовали:
Немцы:
Начальник Управления] Аусланд/Абвер [Chef Amt Ausland/Abwehr]
Генерал авиации Фельми
Полковник генштаба Лахоузен
Подполковник генштаба Мейер-Рикс
Итальянцы:
Генерал Амэ [Arne]
Капитан 2-го ранга Зимен [Simen]
Командующий итало-арабским легионом [der Kommander der Italienisch-arabischen Legion]
Великий Муфти сначала заявил, что он договорился с итальянцами относительно организации Центра в Северной Африке для сотрудничества с державами Оси в духе прилагаемого при этом предложения (См. Приложение).
В более обстоятельной беседе Великий Муфти высказался против предполагаемого немцами использования на Кавказе его сторонников, числящихся в «Германо-арабском учебном отделе»44, и предложил использовать этих людей также в Северной Африке в рамках «регулярной арабской воинской части».
В противовес этому я заявляю, что DAL подчиняется ОКВ и вследствие этого должно исключительно оставаться в ведении последнего там, где следует использовать соответственно общему военному положению. Далее, по-моему, необходимо, чтобы DAL, являясь немецкой воинской частью, оставался неприкосновенным, т.е. держась в стороне от всех политических и прочих влияний.
Генерал Фельми подчеркнул это, по-моему, основное требование также заявлением, что ни одна часть людей, в особенности 15 арабских офицеров, не должны изыматься из состава DAL потому, что тем самым это особое объединение будет расстроено и вся проделанная до сего времени учебная работа пойдет прахом. Кроме того, нет никакого, по его словам, смысла использовать от 80 до 100 человек без оснащения и поддержки их тяжелым вооружением, которым DAL соответственно снабжен. К этому мнению, которое генерал Фельми и я считаем основным пунктом разговоров, присоединился и генерал Амэ.
После довольно длительной беседы Великий Муфти также признал необходимость исключительно военного руководства и влияния на DAL, заявив, однако, что он не хочет в кратком письменном заявлении давать свое согласие на все мероприятия и распоряжения генерала Фельми потому, что предполагаемое сейчас использование DAL не соответствует его убеждениям.
Он (Великий Муфти) пообещал мне, однако, не предпринимать лично ничего, что могло бы нарушить покой и внутренний распорядок DAL, и послать уполномоченное лицо в войска, находящиеся в ведении генерала Фельми, для разъяснения там, что и ему (Великому Муфти) желательно, чтобы его сторонники безусловно подчинялись всем приказам и мероприятиям Особого штаба «Ф».
В отношении представленного мне проекта итальянского Верховного командования я заявил, что принципиально не могу занять никакой позиции потому, что проект создания Центра управления Великого Муфти в Северной Африке, являясь политическим вопросом, прежде всего требует согласия обоих министерств иностранных дел.
С чисто военной точки зрения, я бы не имел ничего против централизации контрразведывательной работы Великого Муфти в Северной Африке (разведка, расслоение, диверсия, образование нерегулярных отрядов), ибо DÄL не может быть подчинен Великому Муфти.
Подписал КАНАРИС
1 приложение.
Разослано:
Нач[альни]ку ОКВ;
W.F. Stb
Особому штабу «Ф»
Управлению] Загр[аница]/Абв[ер]
Заграничный] Отд[ел] (fpr ѴАА)
Абв[ер]-ІІ
Копия. Перевод П.М., 10 сент[ября] 1942 II
Верх[овное] Команд[ование] Его Величества Короля Италии
О центре Великого Муфти в Северной Африке
На основании имевших место между Итальянским Верховным Командованием и Великим Муфти переговоров, на которые имелось принципиальное согласие Мин[истерст]ва Иностранных] дел, с общего согласия было установлено, что характер и задачи миссии в Северной Африке должны заключаться в следующем:
1) Муфти создаст в Северной Африке Центр для сотрудничества с державами Оси. Этот Центр может быть перенесен в другое место в арабских странах в случае, если того будут требовать операции и военное положение. Этот Центр будет действовать согласно нижеследующим важнейшим директивам:
а) Развитие пропагандистской деятельности посредством радиопередач. Распространение известий и листовок в Египте и других арабских странах, засылка пропагандистов и агентов в тыл врага и т.д.
б) Агенты, засылаемые в арабские страны, будут устанавливать связи и всячески сотрудничать с разведками для ознакомления с положением в названных странах и проживания в них
с) Будут совершенствоваться и далее уже подготовленные в Италии арабские воинские части (возможно, также и части из лагеря Сунион) и другие арабские войска, которые, по возможности, должны составляться из чисто египтян и из жителей других арабских стран, для создания «Регулярной арабской армии», которая будет находиться в распоряжении Муфти и использоваться на стороне войск держав Оси под арабскими знаменами.
д) Будет облегчать образование нерегулярных отрядов из лиц, которые, с согласия военных командований держав Оси, будут вербоваться из вражеских рядов или из других источников для выполнения особых заданий.
е) Будет тщательно использоваться каждая возможность для совершения диверсионных актов с целью нанесения вреда врагу и с целью сотрудничества в отношении посылки вооружения и взрывчатых материалов в арабские страны.
2) Муфти будет признанным главой этого Центра и фактически командующим, как «Регулярной арабской армией», так и нерегулярных отрядов. Для сформирования этих войск он будет сотрудничать с военными и техническими специалистами и с офицерами держав Оси.
Арабские войска будут, во всяком случае, носить чисто арабский характер и будут сражаться под арабскими знаменами, олицетворяя участие арабского народа на стороне держав Оси против общего врага. Этих технических специалистов и офицеров следует рассматривать как прикомандированных к Муфти и как добровольцев арабской армии, отличительные знаки которой они имеют на своей одежде. Несмотря на национально-арабский характер этих войск, их формирования должны до конца войны придерживаться в своих действиях инструкций и директив военных советников Оси.
3) Великий Муфти будет сотрудничать с военной комиссией держав Оси, начальником которой будет командир Зимен (Simen). В эту комиссию будут входить итальянские и немецкие офицеры и представители итальянского и германского министерства иностранных дел.
4) Вооружение и другие материалы, необходимые для осуществления этого предприятия, будут поставляться Великому Муфти сообразно численности войск и их вооружения, имеющихся в его распоряжении.
* * *
Секретный имперский документ
Копия 7046
Реф.: Советнику] миссии фон Гроте e.o. Пол. VII секр[етно]
[Ref.: LR von Grote] Секретно
О переговорах адмирала Канариса и генерала Фельми с Гайлани и Великим Муфти
ОКВ пересылает для сведения прилагаемое при этом примечание к делу о переговорах между Великим Муфти и адмиралом Канарисом.
Из Примечания следует, как самое важное, что:
1) Итальянцы признают Великого Муфти единственным арабским вождем;
2) Итальянцы заключили с Великим Муфти соглашение о том, чтобы арабы вели свою работу из Северной Африки (создание Центра для сотрудничества с державами Оси и создания регулярной арабской армии).
Адмирал Канарис отказался занять какую-либо позицию в отношении этого соглашения, заметив, что это вопрос политический, требующий, поэтому, согласия мин[истерст]ва иностранных] дел.
3) Великий Муфти не особенно доволен предполагаемым немцами использованием германо-арабского Учебного отделения, но в конце концов все же заявил о своей готовности послать уполномоченное лицо, которое разъяснит его сторонникам, находящимся при Учебном отделении, что безусловное подчинение всем приказам Особого штаба «Ф» (ныне Главн[ое] Команд[ование] для особ[ого] использования]) соответствует воле Великого Муфти.
В отношении создания Центра для сотрудничества между Великим Муфти и державами Оси следует, конечно, ожидать обращения Великого Муфти, или же итальянцев, к мин[истерст]ву иностранных] дел.
(В начале документа надпись карандашом: «В этой форме не сходится. См[отри] телегр[амму] из Рима. В.»)*3
Настоящее передано:
Сначала, через г-на посланника Шнурре,
г-ну статс-секретарю,
Затем:
Г-ну пом[ощнику] статс-секр[етаря] по политическим] делам,
—"— посланнику Эттель,
—'"— посланнику Гробба,
—"— статс-секретарю Кепплер.
Берлин, 2-го октября 1942 г.
Настоящее представлено через политического] рук[оводителя] помощнику] статс-секр[етаря] по Политическим] делам Г-ну Статс-секретарю.
Берлин, 14 сентября 1942 г.
Подп[исал] ГРОББА
* * *
Копия 1.12.1943
Нач[альник] Абв[ер] II № 003/12. [19]42.
Примечание к делу:
о результатах переговоров Нач[альника] II и Великого Муфти
23-го ноября 1942 г. в Риме.
1) Великий Муфти заявил о своей готовности, согласно сделанному им 15-го сентября 1942 г. г-ну нач[альни]ку Управления заявления, как можно скорее (к началу декабря) послать уполномоченное лицо в DAL.
2) В отношении болтовни своего двоюр[одного] брата Муса Хуссейни Великий Муфти ссылается на свои высказывания мин[истерст]ву иностранных] дел, когда он указывал, что о содержании переданного ему генералом Фельми документа ни он (Великий Муфти), ни Муса Хуссейни никому ничего не говорили.
3) Во время этой беседы Великий Муфти высказывал пожелание поселить арабов из DAL в Тунисе.
ЛO-23/IX-[19]46 г. Перевод с немецкого
Копия 7046
Посланник д-р Ф. Гробба е.о. Пол. VII секр[етно]
О ПЕРЕГОВОРАХ АДМИРАЛА КАНАРИСА И ГЕНЕРАЛА ФЕЛЬМИ С ГАИЛАНИ И ВЕЛИКИМ МУФТИ
Адмирал Канарис и генерал Фельми 10-го с/мес[сяца] имели беседу с Гайлани о военном сотрудничестве Гайлани с германскими военными властями и договорились по некоторым принципиальным вопросам.
Адмирал Канарис и генерал Фельми будут завтра разговаривать в Риме с Великим Муфти. Они хотят:
1) объяснить ему, что его требование об отделении 40—50 палестинцев от Германо-Арабского Учебного отдела в целях посылки их в Египет по военным причинам является неприемлемым и поэтому должно быть отклонено, и
2) постараться склонить его на то, чтобы он примкнул к соглашению, достигнутому 10-го с[его]/мес[яца] между ними и Гайлани.
Чтобы итальянцы не подумали, что адмирал и генерал за их спиной хотят заключить какие-то сделки с Великим Муфти, а также чтобы итальянцы не получили сведений о переговорах между обоими офицерами и Великим Муфти в первую очередь до этого последнего, оба офицера, по-моему совету, перед своей беседой с Великим Муфти ознакомят в общих чертах начальника итальянской контрразведки Амэ с содержанием переговоров с Великим Муфти.
Если Великий Муфти, как можно предвидеть, не согласится примкнуть к достигнутому здесь с Гайлани соглашению, то оба офицера не станут продолжать переговоры в Риме и предложат Великому Муфти продолжить их в Берлине.
Настоящее представлено через политического] руководителя] помощника] статс-секр[етаря] по политическим] делам г-ну Статс-секретарю.
Берлин, 14 сентября 1942 г.
Подп [исано]: ГРОББА
Копии направлены:
Г-ну послу Риттер
—"— посланнику Эттель
—"— советнику миссии Мельхерс
Перевела: Л. ОРЛОВА
Примечания:
*1 На документе в верхнем правом углу штамп: «Секретный имперский документ» [нем. Geheime Reichssahe].
*2 Так в документе, речь идет об Управлении «Абвер/Заграница» [нем. Amt Ausland Abwehrf
*3 Так в документе. Примечание переводчика относится к пункту 1 (прим. сост.).