Сопроводительная записка и доклад о беседе посла Э. Фон Ринтельна с Великим Муфтием Иерусалимским И Р.Али Эль-Гайлани. 15 января 1942 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1942.01.15
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 182-186

 

15 января 1942 г.

Берлин

Копия 

Перевод с немецкого

СЕКРЕТНО

К этому прилагаю записи вчерашней беседы посла г-на фон Ринтелен*1 с Великим муфтием и Гайлани в присутствии мл[адшего] государственного] секретаря Верманна.

Через Дг. Полит. мл[адшего] государственного] секретаря в Бюро г-на министра иностранных] дел для г-на посла фон Ринтелен

Берлин, 15. 1—1942 года

Копия:

Г-ну легационному советнику Мельхерс [LR, Melchers]

Подпись:                                                                                                                                             ГРОББА

Копия                                                                                                                                 Перевод с немецкого

СЕКРЕТНО

э.о. Полит. 7

Содержание: Беседа посла фон Ринтелен с Великим муфтием и Гайлани в присутствии мл[адшего] государственного] секретаря Верманн о вопросах немецкой пропаганды в арабских странах 14. 1-1942 г. - с 18 ч. 30 м[инут] до 19 ч. 30 м[инут].

Посол фон Ринтелен [Gesandter v. Rintelen] сказал, что уполномочен министром иностранных дел [vom Herrn RAM] обсудить вопрос о средствах пропаганды в арабских странах, методах ее проведения и средствах осуществления. Он хорошо знает мнение министра иностранных дел в отношении арабского заявления и может заверить господ, что оно ни в чем не изменилось.

Великий муфтий ответил, что пропаганда в арабских странах необходима из-за английской пропаганды, которая стремится вербовать солдат из числа арабского населения, в связи с чем англичане сделали заявление арабским странам. Только вчера он читал, что Иден обещал Сенусси [Senussi] независимость, потому что он обещает сотрудничать с Англией. Давая такие заявления, англичане действуют следующим методом: как они знают — их словам особенно не верят, и поэтому они вместе с голлистами (сторонниками генерала де-Голля), обещая независимость, как, например, Сирии и Ливану, затем обращаются к Америке, которая признает эту независимость.

Английский король поздравлял нового президента Сирийской республики в честь вновь достигнутой независимости страны. Во всяком случае, такие заявления служат основой этой пропаганды в арабских странах.

Поэтому они также желали бы получить от стран Оси заявление о независимости для пропаганды в арабских странах. Они лично уверены в хороших намерениях германского правительства в отношении арабских стран, но они не хотят, чтобы англичане воспользовались молчанием стран Оси. Заявление о независимости является лучшим предлогом для проведения немецкой пропаганды в арабских странах и граничащих с ними, как, например, в Египте и Саудовской Аравии, и вообще во всех странах, где только проживают арабы. Таким заявлением были бы очень довольны все магометане. Они верили в заветы Магомета, что арабы должны быть всегда свободны. Исходя из этого индонезийцы 10 лет тому назад, на магометанском конгрессе в Мекке, требовали осуществления завета Магомета в отношении свободы арабских стран. Арабы и другие магометане насчитывают около 400 миллионов человек, т.е. 20 % всего человечества. Если их перетянуть на нашу сторону, это было бы для нас очень полезно.

Главная задача сейчас в том, чтобы выиграть войну. Если государствам Оси не удастся одержать победу, то и арабам не останется никаких перспектив в будущем. Английские обещания бесполезны. Магометанские страны, прежде всего, желают победы Германии потому, что Германия добилась больших симпатий, т.к. она не владеет никакими магометанскими территориями. Германия, наверное, хорошо знает значение магометанских стран. Магометанская религия оказывает большое влияние на арабов. Такое заявление о независимости поможет нам перетянуть на нашу строну не только арабские, но и магометанские страны.

Верманн [U.St.S. Voermann] заявил, что вопрос об арабском заявлении не может сразу решиться, но мы уверены, что такое заявление последует.

Муфтий продолжал, что для действенной пропаганды необходимо такое заявление, т.к. оно является основой пропаганды.

Г-н Ран [Herr Rahn] изложил им французскую точку зрения, заявление французов также удовлетворяет. В заявлении не упоминается ни одним словом о Сирии. Между прочим, французы в 1936 году заверили Сирию в ее независимости, это проделали также англичане и де-голлисты. Американцы это признали. Если Германия также признает независимость Сирии, это ни в коем случае не будет противоречить французской политике. В подтверждение доброго расположения к Сирии он предложил г-ну Ран послать несколько выборных сирийских представителей в Виши, чтобы там заключить договор с местным правительством об экономическом и культурном сотрудничестве обеих стран. По словам Рана, это удовлетворит французов и успокоит их.

Он и Гайлани делали все возможное для проведения этой пропаганды — они начали писать статьи для передачи по радио, организовали бы свою контору в Берлине и привлекли бы хороших сотрудников из Парижа и других городов.

Посол спросил, — уверены ли они в успехе своей деятельности. Муфтий ответил, что в Истамбуле они имеют центр с отделениями, расположенными вблизи сирийской границы, особенно в Александретте42. Оттуда они получают постоянно сведения об успехах их работы. Этим центром руководит брат Гайлани*2 и Исак Дервиш [Ishaq Derwisch].

В Берлине они также заготовляют статьи для арабских магометан.

Посол сказал, что вопрос об арабском заявлении пока останется так же, как и был. Министр иностранных дел желал бы, чтобы ввели что-нибудь новое в области пропаганды, и немедленно, чтобы не терять лишнего времени.

Муфтий на это ответил, что время не теряется и они работают. Сначала они не имели секретарей. Сейчас ежедневно замечается нарастание работы, и они просили бы министра иностранных дел передать им арабское заявление, что является основой их пропаганды. Некоторые люди за границей, в которых они нуждаются для проведения работы, не решаются приехать до тех пор, пока не будут уверены в будущем арабских стран.

Посол на это ответил, что по поводу арабского заявления Муфтий уже сказал самое необходимое, он хочет подчеркнуть еще раз, что заявление является самым главным фактором пропаганды. О целях и методах проведения пропаганды он хочет заявить следующее:

1) Укрепление национального чувства арабов.

2) Укрепление дружбы арабов с Германией и

3) Работа против Англии.

Методами проведения пропаганды являются:

1.) Радио.

2.) Печать.

3.) Тайная связь (агенты).

К § 1. После прибытия в Берлин они привели в порядок арабские передачи в Берлине, Риме, Афинах так, что теперь они действуют удовлетворительно. Они поддерживают связь, наблюдают и дают указания берлинскому радиоузлу (арабскому).

К § 2. В последнее время газеты печатали разные интервью с ними, в которых изложены основы дружбы с Германией и вражды с Англией. Эти газеты они посылают в Истамбул, где статьи переводятся на арабский язык и тайными путями перебрасываются в Аравию.

К § 3. Они установили агентурную связь с Сирией и Ираком в Истамбуле. Как Муфтий уже указал, в Истамбуле находятся связисты — Камиль [Bruder Kamel] и Исак Дервиш. Через них они получают все сведения из Аравии и пересылают туда указания.

Результаты их работы здесь для арабских стран уже заметны. В Ираке и Курдистане сейчас неспокойно. В Ираке были совершены акты саботажа, как-то: взрыв железнодорожного моста около Самара с едущим по нему в этот момент поездом (английский воинский) и повреждение железнодорожного моста в Бакубе. В Багдаде состоялись демонстрации, а в Иерусалиме был совершен террористический акт — покушение на генерала Вильсон [General Wilson], Это доказывает, что арабский народ реагирует на их теперешнюю пропагандистскую деятельность. В результате увеличения их здешней деятельности одновременно увеличивается и реакция.

Хорошим, действенным средством пропаганды в арабских странах является также дружеский прием и доверие, оказанное им здесь. Об этом арабские страны хорошо проинформированы. Кроме того, хорошо подействовал ответ фюрера и министра иностранных дел на их поздравления к Новому году.

При таких условиях англичане могут делать все, что хотят, на убежденных арабских националистов это не повлияет. Они больше им не верят, но есть еще большое количество лиц твердого характера, которые с течением времени попадают под влияние английской пропаганды, но так как эти-то лица и нам требуются, то и необходимо сделать заявление. Опубликованное заявление изменит положение в арабских странах. После этого заявления любое английское заявление будет бесполезно.

Ведь указанные телеграммы фюрера, говорил посол, показывают, что мы не совсем молчим.

На это Гайлани ответил, что они готовы выступить по радио к арабскому народу, сообщить об их дружеском приеме Германией, о дружеских отношениях Германии к арабским странам, а также заявить о вражде к Англии, но только после опубликования заявления. Он указал уже все методы распространения пропаганды, а также и результаты пропаганды до сих пор. После опубликования заявления они готовы усилить эту деятельность.

Посол заявил, что он с большим интересом выслушал (узнал), что желания г-на министра иностранных дел в большой своей массе уже претворены в жизнь. Он доложит г-ну министру различные пункты разговора, осведомит его о том, что работа продолжается, и выяснит, какой точки зрения держаться и что принять во внимание.

Гайлани сказал, что если германское правительство требует еще больше работы, то они готовы, например, увеличить число радиоузлов или давать чаще интервью корреспондентам газет для опубликования.

Посол сказал, что их труды в этой области общепризнанны. Назначение г-на Рана для изучения этих вопросов доказывает, что министр также уделяет этому серьезное внимание.

Гайлани повторил, что он чувствует этот долг и, как товарищи, они будут сотрудничать для достижения немецких целей. Арабское заявление ничего общего не имеет с индийским заявлением. Если арабам будет дано заявление, то оно будет иметь значение для всех магометанских стран.

Муфтий к этому прибавил, что индийское заявление также полезно, но арабы находятся ближе к государствам оси, чем Индия.

Гайлани поддержал эту тему, говоря, что арабы ближе к государствам Оси в отношении предстоящих военных операций, чем Индия, поэтому для Германии важнее сперва дать заявление арабам, чтобы подготовить плацдарм к предстоящим операциям.

Г-н Верманн указал, что Индия лежит ближе к Японии. Посол добавил, что эта точка зрения очень важна, и мы наше мнение в отношении арабского заявления пока еще не изменили. Этот вопрос будет разбираться дальше. Мы хотим только определить положение с пропагандой. Он доложит подробно министру о содержании беседы. Министр этим очень интересуется.

Подпись: 

ГРОББА

Берлин, 15. 1—1942 года

Перевод сделал: МЕЛАМЕД

Проверил: мл[адший] лейтенант РУДИН

 

Примечания:

*Вероятно, речь идет о немецком дипломате Эмиле фон Ринтельне.

*2  Речь идет о брате Р. Али эль-Гайлани — Камале Али эль-Гайлани.