Глава II. Топливоснабжение Центрального района.

Глава II. Топливоснабжение Центрального района

Положение топливоснабжения в 1916 г.

Общее потребление топлива районом распадается на потребление его промышленностью, транспортом и домовым отоплением с подразделением последней группы потребителей на отопление городское и в сельских поселениях, которые сильно различаются друг от друга по способу их снабжения и степени влияния на народное хозяйство.

В 1916 г. это потребление, приведенное к 7 000‑калорийному топливу, выражалось следующими цифрами:

Потребность
Млн. пуд.
%
1.
Транспорт
350
25,5
2.
Промышленность
360
26,2
 
Домовое отопление
 
 
3.
Городское
125
665
9,1

48,3

4.
Сельское
540
39,2
 
Итого по району
1375
100

Эта общая потребность удовлетворялась следующими родами топлива.

Район покрывал местными топливами лишь около ⅔ своего расхода.

Предполагаемый расход топлива в 1930 году

Чтобы перейти к будущему потреблению топлива, необходимо, с одной стороны, определить рост мощности соответствующих групп потребителей, и с другой — учесть ту экономию, которая явится благодаря улучшению техники (в частности, электрификации района) и в результате принудительного регулирования расхода топлива, вызываемого топливным кризисом.

Первая группа — транспорт — возрастет на 58%. Сокращение удельного расхода топлива на пудо-версту в паровозах выразится в ничтожной величине, которую можно не принимать в расчет. Электрификация железных дорог, как видно из главы X, дает экономию топлива в размере 30 млн. пуд., или сокращает вышеуказанный процент прироста до 50.

Вид топлива
Млн. пуд. 7 000-калорийного топлива
%
Донецкое
215
15,6
Нефтяное
236
17,2
Торф
38
2,8
Подмосковный уголь
11
0,8
Дрова
875
63,6
Всего
1375
100

Вторая группа — промышленность,— включая в нее благоустройство городов и деревень и кустарную промышленность, увеличится на 60%. Экономия топлива в промышленных теплосиловых установках благодаря переустройству устаревших, более современному оборудованию новых и прогрессу тепловой техники сократит прирост потребления топлива с 60 до 30% (экономия 18,5%), а электрификация промышленности с экономией топлива в 103 млн. пуд. (22%) поможет удовлетворить прежние нужды промышленности и благоустройства почти прежним же количеством топлива.

Наконец, домовое отопление должно было бы увеличиться вместе с ростом населения на 19%, но рациональные меры как технического, так и принудительного характера по более экономичному расходованию топлива позволят обойтись прежним количеством.

Окончательно сводим потребность топлива в 1930 г. в следующую таблицу:

 

Потребность
Расход топлива в 1916 г.
в млн. пуд.
Прирост в %
Расход топлива в 1930 г.
в млн. пуд.
1.
Транспорт
350
50
524
2.
Промышленность
360
13
365
3.
Домовое отопление
665
 
665
 
Всего
1375
 
1554

Теперь попытаемся составить топливный баланс на 1930 г., рассмотрев отдельно все виды топлива, начиная с местных, на которых основывается все будущее развитие района.

Торф

Добыча торфа в Центральном районе, где сосредоточены почти все торфяные разработки России, достигала до войны почти 100 млн. пуд., что эквивалентно 50 млн. пуд. условного топлива в 7 тыс. калорий. Почти вся эта добыча производилась так называемым “машинно-формовочным” способом. Главным препятствием к дальнейшему развитию торфодобывания этим способом служит недостаток специалистов-торфяников, число которых уменьшается с каждым годом с одновременным ухудшением их качества и ростом экономических требований. Пополнение кадров торфяников затрудняется тем обстоятельством, что эта работа требует большой физической выносливости и особого навыка, который приобретается годами. Тем не менее некоторые усовершенствования этого способа (транспортер Персона) и электрификация разработок дадут возможность повысить добычу торфа этим способом до 150 млн. пуд. Это количество ничтожно как по сравнению с потребностью в местном топливе, так и по сравнению с залежами торфа в Центральном районе, осторожно оцениваемыми цифрой в 750 млрд. пуд. воздушно-сухого торфа, с ежегодным естественным приростом в 1 850 млн. пуд.

Поэтому неизбежен переход к механизации добычи торфа, намечающейся пока только в виде гидравлического способа, который окончательно испытан в этом сезоне в промышленном масштабе в имении государственной электрической станции “Электропередача”. Механизируя первую половину торфяного производства: экскавацию массы, переработку, транспорт на поле сушки и формовку, этот способ сокращает в несколько раз количество потребного персонала и дает возможность организовать работу непрерывно (24 часа и все праздники), используя полностью короткий летний сезон и притом с любым местным персоналом. Этот способ сможет дать к концу рассматриваемого периода до 350 млн. пуд. в год.

Одновременно должна быть поставлена перед техникой задача чрезвычайной важности — замена естественной сушки торфа в течение короткого периода, который связывает и ограничивает добычу торфа как машиноформовочным, так и гидравлическим способами, искусственным обезвоживанием, намечающимся в виде механического отжатия гидравлического торфа, размытого артезианской водой, быть может, с последующей искусственной досушкой. Такое обезвоживание открывает торфодобыванию совершенно иные перспективы, ставя его вне зависимости от погоды и времени года и превращая его в заводское производство с механизацией всех его стадий. Для решения этой задачи должны быть мобилизованы все наличные силы, не считаясь с затратами, так как в случае ее разрешения можно считать разрешенной задачу топливоснабжения Центрального района, переживающего непрекращающийся топливный кризис.

Для добычи всех 500 млн. пуд. торфа при электрификации 90% торфяных разработок потребуется 150 млн. кВтч при потребной мощности станций около 100 тыс. кВт. Это, однако, мало обременяет электроснабжение, так как торфяной сезон совпадает с временем недогрузки станции, выражающейся в пределах торфяного района цифрой гораздо большей, чем 100 тыс. кВт.

Таким образом, электрификация торфодобывания не потребует увеличения мощности электроцентралей и будет способствовать выравниванию нагрузки, всегда оказывающему благоприятное влияние на экономичность их работы.

Подмосковный уголь

Громадные запасы подмосковного угля, главным образом в Тульской, Рязанской и Калужской губерниях (до 500 млрд. пуд.), совершенно не соответствуют его добыче, которая в лучший год (1917) выразилась цифрой 45 млн. пуд. В то же время нет никаких особых технических затруднений для значительного увеличения производства, и это увеличение определяется только преодолением затруднений организационного характера, т. е. трудностью основывать новые предприятия такого типа, как рудники. Поэтому настоятельно необходимо облегчить эту работу, снабдив район электрической энергией, избавляющей отдельные предприятия от забот по устройству силовых станций и облегчающей подготовительные и строительные работы. Самая добыча угля может быть при применении электрической энергии механизирована в гораздо большей степени с одновременным сокращением применения мускульного труда под землей и на поверхности, что облегчит для угледобывающих предприятий рабочий вопрос.

К концу рассматриваемого периода добыча может быть доведена до 250‑300 млн. пуд., что при правильной постановке дела потребует по аналогии с Донецким районом, где условия добычи в среднем значительно труднее, всего 25‑30 тыс. рабочих.

Для полной электрификации добычи и местного транспорта угля потребуется до 15 тыс. кВт мощности станций.

Дрова

Переходим к дровяному топливу.

Это местное топливо ввиду недостатка других сортов местного топлива получило большое распространение за последние годы за счет сжигания всех его заготовленных ранее запасов и за счет вырубки большей части лесов вблизи путей сообщения. Кроме своего основного назначения —домового отопления — это топливо в большом масштабе использовалось промышленностью и транспортом, чрезмерно загружая последний.

В дальнейшем это нерациональное использование древесного топлива должно прекратиться, и роль древесного топлива постепенно сведется к покрытию домового отопления и надобностей металлургии.

Рассмотрим возможность удовлетворения этих потребностей без обезлесения района и без расходования для сжигания древесины, предназначенной для другого, более целесообразного использования.

За основу расчета принимаем сметные назначения для дровяных разработок с поправкой на возможность вывоза на основании фактического выполнения сметы в прежнее время. Эта смета для 1930 г. дает 5 300 000 куб. сажен дров[1], или около 600 млн. пуд. условного 7 000-калорийного топлива, и является несколько преуменьшенной против естественного прироста, для полного использования которого не хватает путей сообщения и местной рабочей силы.

Оценивая потребность в этом топливе в 90% от домового потребления в городах и селах, получаем как раз 600 млн. пуд. условного топлива, иными словами, эта потребность может быть покрыта древесным топливом за счет нормальной вырубки.

Ввиду необходимости, впредь до замены дров иным топливом, снабжать дровами железные дороги и других потребителей будет продолжаться хищническое сплошное истребление лесов или сжигание строевого и поделочного леса в отдельных районах. Это дополнительное количество, по всей вероятности, будет выражаться цифрой около 200 млн. пуд. условного топлива.

Относительно возможности заготовить 7 млн. куб. сажен дров нет никаких сомнений, так как древесные заготовки, в смысле простоты работы и производительности одного рабочего, превосходят добычу всех других твердых топлив. Необходимо только принять меры к улучшению путей сообщения в лесистых районах.

Привозное топливо

Подсчитывая суммарную добычу местных топлив в 1930 г., получаем 1 200 млн. пуд. условного топлива, что менее потребности на 354 млн. пуд., каковые и должны быть покрыты привозным топливом — донецким или нефтяным. Точного подразделения этой суммы между двумя сортами привозных топлив не стоит делать, так как при этом пришлось бы исходить из чисто гадательных соображений. Достаточно наметить минимальную потребность в этих топливах, ниже которой, по всей вероятности, не будет падать ввоз даже при самой неблагоприятной конъюнктуре для данного топлива.

Для нефтяного топлива этот минимум составляется из потребности нефтяных двигателей, специальных установок центрального домового отопления, специальных печей (мартеновских, сварочных и пр.) и московских станций и выразится цифрой 30‑40 млн. пуд. условного топлива в год.

Для донецкого топлива этот минимум равен 20 млн. пуд. и слагается из коксующихся углей, антрацита для газогенераторов, кузнечного угля и длиннопламенных металлургических углей. Остальное количество привозного топлива (около 300 млн. пуд.) может быть покрыто как углем, так и нефтью.

Баланс топлива в 1930 г.

Пассив
Актив
потребность
млн. пуд. условного топлива 7 000-калорийного
род топлива
млн. пуд. условного топлива 7 000-калорийного
Транспорт
524
Местное топливо
150
Промышленность и благоустройство
365
Торф
 
Домовое отопление
665
Подмосковный уголь
150
 
 
Дрова
800
 
 
Итого
1200
 
 
Привозное
354
Всего
1554
Всего
1554

Рассматривая общий топливный баланс в 1930 г., сведенный в таблицу, необходимо указать на его ненормальный характер как в смысле слишком большого количества привозного топлива, так и по превышению количества древесного топлива над естественным приростом древесины, предназначенной для сжигания. Это указывает, что топливный кризис в Центральном районе не прекратится еще и в 1930 г., что подчеркивает необходимость электрификации, экономящей топливо и способствующей развитию его добычи, и требует дальнейших мероприятий к развитию добычи подмосковных углей и торфа

Примечания:

[1] Считая на дрова 50% отпуска. (прим. документа)