§ 29. Крестьянство, как арендатор помещичьей земли.

§ 29. Крестьянство, как арендатор помещичьей земли.

Впрочем, в борьбе за свое существование, земледельческое крестьянство делает со своей стороны все возможное, чтобы обеспечить себя землею. Во 1‑хъ — путем распашек, стараясь, таким образом, использовать каждый клочок земли; во 2‑х, путем прикупок земли даже на явно невыгодных и, наконец, явно опасных для себя условиях; в 3‑х — путем аренды земли на столь же невыгодных условиях;. наконец, крестьянство ищет земли и в других краях, даже далеких, будучи готово, ради земли, переселяться хоть на край света. Место не позволяете нам говорить о распашках. Земель, купленных крестьянами, было насчитано уже в 1877 г. 5.753.970 десятин, а в 1905 г. — уже 23.668.975 десятин. Таким способом земледельческое крестьянство увеличило свои владения почти на ⅕ (18,8%). При помощи Крестьянского Банка по 1903 г. им было куплено 6.861.724 десятин. Особенно быстро пошел переход помещичьих земель в крестьянские руки в 1906 г., после аграрных волнений, когда дворяне в 45 губерниях (не считая прибалтийских) предложили Крестьянскому Банку купить у них для продажи крестьянству 7,2 миллиона десятин, из которых крестьяне и купили чрез него около 1 миллиона.¹*

Особенную важность имеет вопрос об арендах. Приарендовывать землю у своих бывших господ, у государства-собственника и у других собственников крестьяне стали вскоре же после 1861 г., особенно те “отрезные земли”, которые при крепостном праве уже находились в их пользовании, но затем, при ”наделении“, были отрезаны, как “превосходившие установленную норму” или “в силу закона об установлении определенного минимума земли за помещиком”. Более или менее полных сведений о размерах вненадельной земли, арендуемой крестьянами, не имеется, но ее, несомненно, очень много. Еще в 1881 г. только в 46 губерниях Европейской России крестьяне арендовали 10.875.881 десятин.²* В конце 90‑х гг. в 47 губерниях было уже арендовано 18.634.500 десятин.³* Но и эта огромная цифра, по исследованию проф. Н. Карышева, гораздо ниже действительности. Проф. Карышев доказывает⁴*, что количество земли, арендуемой крестьянами, составляет около одной трети их надельных и купленных, ими земель (30%). Это значить, что только в 47 губерниях Европейской России находится в аренде 40‑45 миллионов десятин. — Цифра огромная, но для настоящего времени и она ниже действительной. Более ⅔ арендованной земли крестьяне снимают у частных владельцев; кроме того, ими арендуется 3.500.000 десятин земли казенной и 1.737.000 десятин удельной.

Какую же сумму должны ежегодно выплачивать крестьяне-арендаторы за арендованную землю собственникам земли? По приблизительному и самому скромному расчету, эта сумма не менее 100 миллионов руб. ежегодно. Выше было сказано, что огромное большинство частных земель, главным же образом дворянских, обременено долгами и находится в залоге как в банках, так и у частных лиц. В свою очередь, добрая треть этих заложенных имений оказывается в аренде у крестьян, причем и количество арендуемой земли и цены на нее все идут в гору. Так, например, из общего количества заложенной частновладельческой земли в губерниях Европейской России сдавалось в аренду: в 1886‑90 гг. 32% всей заложенной земли, в 1891‑95 гг. 33%, в 1896‑1901 гг. 47%, т. е. почти половина, и в полтора раза больше, чем в 1886‑90 гг. Увеличилось еще быстрее число имений, сдаваемых в аренду: в 1886‑90 гг. таковых было 39%, в 1891‑95 гг. 42%, в 1896‑1901 гг. 51%. Что касается повышения арендных цен, то они почти во всех районах Европейской России быстро идут в гору. В течение первого 25‑летия крестьянской реформы уже происходило крупное возвышение арендных цен,. причем оно усиливалось к центру и достигало большой силы на юге. Но 60‑е годы еще не давали, по-видимому, столь быстрого подъема цен, как 70‑е, а 80‑е оставляют далеко за собой все предыдущие. Неурожаи и падение цен на хлеб временно приостанавливали рост арендных цен, но в дальнейшем они опять поднимались, и остановки в их росте не замечается и до сего дня. “Только исключительно ненормальные отношения между договаривающимися сторонами могут объяснить тот почти невероятный факт, что за 25 лет после освобождения, при полном отсутствии увеличения интенсивности хозяйства, цены упятерились и удесятерились”.⁵* Отсюда уже видно, что сдавать в аренду свои владения — дело более выгодное для землевладельческого класса, чем возиться с собственным хозяйством, и потому дворяне и другие землевладельцы охотно идут навстречу крестьянской земельной нужде — за хорошие арендные цены. Правда, арендуются дворянские имения не только крестьянами, но и кулаками, но и эти последние, в огромном большинстве случаев, переуступают их с большой выгодой для себя тому же малоземельному крестьянству. В результате оказывается, что если земля дает и доход землевладельцу и процент на капитал его кредитору-капиталисту, то лишь потому, что она находится в аренде у земледельческого класса, который работает и на банк, и на владельца, и лишь затем — на себя самого.

__________

¹* Статистика землевладения 1905 г. Цитата у Дена, стр. 91.
²* “Статистический Временник”. Центрального Статистического Комитета М. В. Д. Серия III, вып. 4.
³* Комиссия об оскудении центра.
⁴* Карышев. Крестьянские вненадельные аренды. Дерпт. 1898 г.
⁵* Л. Чермак и А. Дядиченко. Арендные отношения.