54. Основы авторского права

 

54. ОСНОВЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

Пост. ЦИК и СНК СССР 16 мая 1928 г. (СЗ СССР 1928 г. № 27, ст. 246)

1. Авторское право на произведение, как появившееся в свет (ст. 14) на территории Союза ССР, так и находящееся на территории Союза ССР в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме, признается за автором и его правопреемниками, независимо от их гражданства.

2. На произведение, появившееся в свет за границей или находящееся за границей в виде рукописи, эскиза, либо в иной объективной форме, авторское право признается лишь при наличии специального соглашения Союза ССР с соответствующим государством и лишь в пределах, установленных таким соглашением.

3. Автор, состоящий гражданином Союза ССР, и его наследники в отношении произведения, появившегося в свет в иностранном государстве, или находящегося в виде рукописи. эскиза или в иной объективной форме на территории иностранного государства, независимо от наличия между Союзом ССР и этим государством соглашения, предусмотренного ст. 2, пользуются защитой авторского права на территории Союза ССР.

Правопреемники автора, за исключением наследников, не пользуются защитой авторского права на произведения, указанные в настоящей статье, на территории Союза ССР.

4. Авторское право распространяется на всякое произведение литературы, науки и искусства, каковы бы ни были способ и форма его воспроизведения, а равно его достоинство и назначение, как-то: устные произведения (речи, лекции, доклады и т. п.); письменные произведения (книги, статьи, сборники и др.); произведения драматические и музыкально-драматические; переводы; произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановки которых имеются указания, изложенные на письме или иным способом; кинематографические сценарии; музыкальные произведения с текстом или без текста; рисунки, произведения живописи, скульптуры, архитектуры, и графических искусств, иллюстрации; географические карты; планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к наукам, технике или к постановке на сцене драматического или музыкально-драматического произведения; киноленты; фотографические произведения или произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией, и т. п.

5. Авторское право на произведение, составленное трудом двух или нескольких соавторов, принадлежит всем соавторам независимо от того, образует ли такое коллективное произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, сохраняющих самостоятельное научное, литературное или художественное значение. Взаимоотношения соавторов в этом случае определяются их соглашениями.

Каждый соавтор коллективного произведения сохраняет авторское право на свою часть произведения в том случае, если эта часть имеет самостоятельное научное, литературное или художественное значение и если иное не предусмотрено соглашением с другими соавторами.

6. Составителям сборников произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права (произведений, в отношении которых сроки авторского права истекли; всякого рода официальных документов, как-то: законов, судебных решений и т. п.; произведений народного творчества и т. д.) — принадлежит, при условии самостоятельной обработки этих произведений, авторское право на указанные сборники. Такое же право принадлежит редакторам отдельных произведений указанных выше категорий.

Право это не препятствует однако другим лицам издавать те же произведения в самостоятельной обработке.

Составителю сборника произведений, являющихся предметом чьего-либо авторского права, принадлежит авторское право на такой сборник, при условии составления сборника с соблюдением прав авторов. За авторами включенных в означенный сборник произведений сохраняется право выпускать эти произведения в других изданиях, поскольку иное не установлено в договоре с составителем сборника.

7. Автор имеет исключительное право под своим именем или под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно) выпустить в свет свое произведение и в течение установленного в законе срока всеми дозволенными законом способами воспроизводить и распространять его, а равно извлекать всеми законными способами имущественные выгоды из названного исключительного права.

8. Автору неизданного драматического, музыкального, музыкально-драматического, пантомимного, хореографического и кинематографического произведения принадлежит исключительное право на публичное исполнение его произведения.

В отношении неизданных, но хотя бы однажды публично исполненных произведений перечисленных категорий, народным комиссариатам просвещения соответствующих республик принадлежит право разрешать публичное их исполнение и без согласия автора, с уплатой авторского гонорара в порядке, установленном законодательством союзных республик.

Автор изданного произведения одной из указанных категорий не в праве воспрещать его публичное исполнение, но имеет право, за исключением случая, предусмотренного в п. “и” ст. 9, на получение авторского гонорара.

9. Не считается нарушением авторского права:

а) перевод чужого произведения на другой язык;

б) пользование чужим произведением для создания нового произведения, существенно от него отличающегося, с тем, однако, что переделка повествовательных произведений в драматические и киносценарии и наоборот, а равно драматических произведений в киносценарии и наоборот допускается лишь с согласия автора или его правопреемников;

в) помещение небольших отдельных отрывков и даже полная перепечатка незначительных по размеру литературных и иных произведений, а также незначительных по количеству снимков, рентгенограмм и т. д. в научных, политико-просветительных, учебных сборниках и других научных произведениях, с обязательным указанием автора и источника заимствования;

г) помещение о выпущенных в свет произведениях, устных и письменных, в области литературы, науки и искусства отчетов, передающих существо произведения в самостоятельной форме или с воспроизведением оригинала в меру надобности;

д) помещение в отчетах повременных изданий речей, произнесенных в публичных заседаниях;

е) перепечатка повременными изданиями появившихся в газетах сообщений, а равно статей, не имеющих беллетристического характера, не ранее, чем на другой день, причем в отношении перепечатываемых статей обязательно указание источника заимствования и имени автора;

ж) перепечатка повременными изданиями репродукций с произведений изобразительных искусств, рисунков, иллюстраций, фотографий, чертежей и т. п. с соблюдением тех же условий и порядка, которые установлены для перепечатки статей (п. “е” настоящей статьи);

з) использование композитором для своего музыкального произведения текста, заимствованного из чужого литературного произведения, при отсутствии на это запрещения, объявленного автором последнего на каждом экземпляре своего произведения;

и) публичное исполнение чужих произведений, указанных в ст. 8, в учреждениях культурно-просветительного характера, при условии невзимания платы с посетителей;

к) изображение произведений живописи средствами ваяния и, наоборот, произведений ваяния средствами живописи;

л) воспроизведение художественных произведений, находящихся на улицах и площадях, за исключением случаев копирования скульптурных произведений механически-контактным способом;

м) помещение всякого рода произведений на публичной выставке, за исключением тех произведений, публичное выставление которых запрещено автором;

н) производство построек и сооружений по опубликованным автором архитектурным, инженерным и иным техническим планам, чертежам и рисункам, если автор при самом опубликовании не оговорил, что он такое право сохраняет исключительно за собой;

о) снятие копий с чужого произведения исключительно для личного потребления и без помещения на копии художественного или фотографического произведения подписи или монограммы, автора подлинника, причем снятие таких копий с произведений скульптуры средствами механически-контактного копирования не допускается;

п) использование художественных и фотографических произведений в изделиях фабрично-заводской, кустарной и ремесленной промышленности при условии уплаты автору гонорара в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством союзных республик.

Примечание 1. В исключительных случаях, когда согласие автора на переделку повествовательного произведения в драматическое или в киносценарий и наоборот, либо драматического произведения в киносценарий и наоборот (п. “б” настоящей статьи) не будет получено, разрешение на переделку может быть дано народным комиссариатом просвещения республики, на территории которой предполагается выпустить в свет переделку. Порядок уплаты гонорара в этих случаях определяется законодательством союзных республик.

Примечание 2. Законодательством союзных республик определяются предельные размеры отрывков и произведений, перепечатка которых допускается в порядке п. “в” настоящей статьи.

10. Авторское право, за изъятиями, установленными в ст.ст. 11, 12 и 13, принадлежит автору пожизненно, а наследникам его — в пределах сроков, предусмотренных ст. 15.

11. Срок пользования авторским правом на произведения хореографические, пантомимы, кинематографические сценарии и киноленты устанавливается в десять лет.

12. Срок пользования авторским правом на фотографические произведения и на произведения, полученные способами, аналогичными с фотографией, устанавливается для отдельных снимков в пять лет, для собраний снимков — в десять лет.

Для сохранения за фотографом авторского права на фотографические изображения требуется означение на каждом экземпляре: фирмы или имени, фамилии и места жительства фотографа, а также года выпуска в свет фотографического произведения.

13. За издателями журналов и других повременных изданий, а также энциклопедических словарей, признается авторское право на эти издания в целом в течение десяти лет со времени появления их в свет.

Сотрудники означенных изданий сохраняют авторское право на свои отдельные произведения, если иное не установлено в договоре.

14. Всякое произведение считается появившимся в свет 1 января того года, в течение которого оно было впервые правомерно издано соответствующим техническим способом.

К изданию в отношении исчисления сроков приравниваются: публичное представление драматического и музыкально-драматического произведения, публичное исполнение музыкального произведения, публичное выставление произведений изобразительных искусств, фотографий, а также произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, постройка произведений архитектуры.

Примечание. Время появления в свет произведения может быть автором зарегистрировано в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик.

15. После смерти автора авторское право переходит к его наследникам на пятнадцать лет, считая с 1 января года смерти автора, за исключением случаев, предусмотренных в ст.ст. 11, 12 и 13, когда авторское право переходит к наследникам лишь на неистекший ко дню смерти автора остаток установленного в законе срока.

Денежная оценка авторского права, переходящего к наследникам автора, не включается в общую оценку наследственного имущества при исчислении налога с наследства.

16. Авторское право в части или в целом может быть отчуждаемо по издательскому договору, завещанию или иным законным способом.

Договор об уступке авторского права должен быть совершен в письменной форме и содержать точное указание характера и условий использования авторского права.

Несоблюдение письменной формы, установленной для договора, лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства.

Примечание. Письменная форма не обязательна для договора об отчуждении авторского права на произведения, подлежащие напечатанию в повременных изданиях и энциклопедических словарях.

17. Законодательством союзных республик устанавливаются:

а) нормы, регулирующие издательский договор на литературные произведения, в частности: обязательное содержание договора, предельный срок его действия, минимальный размер гонорара при определенном тираже, а также предельный срок, и течение которого должно быть выпущено все обусловленное договором издание (единовременно или частями);

б) обязательное содержание издательского договора на музыкальные произведения, а также на произведения изобразительных искусств, фотографии и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

в) нормы, регулирующие договор об уступке прав на публичное исполнение произведений, в частности обязательное содержание договора, предельный срок действия договора об уступке прав на публичное исполнение драматического, музыкального и музыкально-драматического произведения, предельное число допускаемых по одному договору публичных исполнений и предельный срок, в течение которого должна быть осуществлена постановка.

18. Издатель и зрелищное предприятие не в праве по своему усмотрению вносить при жизни автора без его согласия какие-либо дополнения, сокращения и вообще изменения ни в самое произведение, ни в заглавие его, ни в обозначение на нем имени автора. Издатель также не в праве при жизни автора без его согласия снабжать его произведения иллюстрациями.

19. Убытки, причиненные нарушением авторского права, подлежат возмещению согласно законодательству союзных республик.

20. Авторское право на всякое произведение может быть выкуплено принудительным порядком правительством Союза ССР или правительством той союзной республики, на территории которой данное произведение впервые выпущено в свет или находится в виде рукописи, эскиза или в иной объективной форме.