61. О запрещении исключения колхозников из колхозов

 

61. О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСКЛЮЧЕНИЯ КОЛХОЗНИКОВ ИЗ КОЛХОЗОВ

Пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) 19 апреля 1938 г. (СП СССР 1938 г. № 18, ст. 115)

СНК СССР и ЦК ВКП(б) неоднократно предупреждали местные партийные и советские организации о .вреде огульного исключения колхозников из колхозов. CHK СССР и ЦК ВКП(б) неоднократно указывали, что такая практика является противопартийной и противогосударственной. Несмотря на это во многих областях, краях и республиках имеют место факты необоснованного исключения колхозников из колхозов. Особенно широкие размеры приобрели перегибы и извращения при исключении колхозников из колхозов в Свердловской, Новосибирской, Смоленской, Калининской, Каменец-Подольской, Житомирской областях, в Алтайском, Краснодарском, Орджоникидзевском краях и Казахской ССР. СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают, что вредная практика исключения из колхозов имеет место и в других областях.

Практика показывает, что правления и председатели колхозов вместо того, чтобы соблюдать устав сельхозартели и не допускать произвола по отношению к колхозникам, сами являются носителями незаконных действий. Проверкой установлено, что подавляющее большинство исключений из колхозов является совершенно необоснованным и производится без каких-либо серьезных поводов, по самым маловажным мотивам. Наиболее распространенным видом незаконных исключений из колхозов является исключение из колхозов членов семей, отцы которых ушли на временную или постоянную работу в государственные предприятия. Такое исключение из колхозов по признаку семейных связей в корне противоречит уставу сельскохозяйственной артели.

Устав сельскохозяйственной артели раньше, чем разрешить исключение из колхоза, предусматривает ряд промежуточных предупредительных мер воспитательного характера в отношении отдельных колхозников, нарушающих внутренний распорядок колхоза, например: обязать нарушителя переделать недоброкачественную работу без начисления трудодней, предупреждение, выговор, порицание на общем собрании, занесение на черную доску, штраф в размере до 5 трудодней, перемещение на низшую работу, временное отстранение от работы. Но правления колхозов почему-то не используют этих мер и сплошь и рядом исключают колхозников из колхозов за простое нарушение правил внутреннего распорядка в колхозе.

Если по уставу сельхозартели исключение из артели может быть произведено только по решению общего собрания членов артели и притом при обязательном участии не меньше ⅔ всех членов артели, то на деле это уставное правило сплошь и рядом нарушается, и нередки случаи, когда исключение производится правлением колхоза и даже одним председателем колхоза.

Руководящие партийные и советские работники районов вместо того, чтобы сдерживать и исправлять подобную вредную практику исключения из колхозов, не принимают решительных мер к пресечению произвола, допускаемого по отношению к колхозникам, бездушно-бюрократически относятся к судьбам колхозников и их апелляциям на незаконные исключения из колхозов, оставляют безнаказанными лиц, проявивших произвол в отношении к колхозникам, и сводят нередко всю свою роль к простой записи фактов исключения колхозников из колхозов, к передаче вышестоящим советским органам статистической отчетности по этим вопросам. Больше того, эти работники сами часто толкают председателей и правления колхозов на путь незаконных исключений колхозников из колхозов под флагом очищения колхозов от социально-чуждых и классово-враждебных элементов.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) считают, что в основе такой практики лежит формальное и бездушно-бюрократическое отношение многих руководящих работников колхозов, а также партийных и советских руководителей районов к судьбе живых людей, к судьбе отдельных колхозников. Такие руководители не понимают, что исключить колхозника из колхоза, значит отнять у него источник существования, значит не только опозорить его в общественном мнении, но и обречь его на голодное существование. Они не понимают, что исключение из колхоза искусственно создает недовольство и озлобление у исключаемых из колхозов, порождает у многих колхозников неуверенность в их положении в колхозе, что не может не играть на руку врагам народа.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) постановляют:

1. Запретить проведение чистки колхозов под каким бы то ни было предлогом.

2. Запретить исключение из колхозов членов семей колхозников по мотивам ухода одного из членов семей на временную или постоянную работу в государственные предприятия.

3. Запретить исключение из колхозов за нарушение правил внутреннего распорядка.

4. Установить впредь, что исключение колхозников из колхозов может применяться лишь, как крайняя мера, в отношении членов колхоза, явно неисправимых, подрывающих и дезорганизующих колхоз и лишь после того как исчерпаны все предусмотренные уставом сельхозартели меры предупредительного воспитательного характера и лишь со строгим соблюдением установленного уставом сельхозартели порядка исключения, т. е. по решению общего собрания членов артели, на котором присутствует не меньше ⅔ общего числа членов артели.

Однако, и в этих случаях должно быть обеспечено самое внимательное отношение к апелляциям исключенных из колхозов.

5. Установить, что решение общего собрания членов колхоза об исключении колхозника из колхоза не вступает в силу и колхозник сохраняет полностью все права члена колхоза впредь до окончательного рассмотрения этого решения райисполкомом.

6. Предупредить председателей и членов правлений колхозов, а также районных партийных и советских работников, что за нарушение настоящего постановления виновные будут привлекаться к суду, как уголовные преступники.