Краткий обзор политико-экономического состояния РСФСР за декабрь 1922 г.

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1923.11
Период: 
1922.11
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.1 1922-1923 г., ч.1, Москва, 2001
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 1. Оп. 6. Д. 21. Л. 162-172. Копия.

Январь 1923 г.

 

ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Усиливающееся регулирование хлебного рынка госорганами и возобновление подвоза продуктов в городе, вызванное окончанием продкампании, начавшееся в ноябре — в отчетном декабре, продолжало оказывать свое влияние на замедление роста цен (а отсюда — на материальное положение рабочих) и, наряду с продолжавшейся энергичной ликвидацией задолженности, явилось главнейшим фактором прогрессирующего улучшения настроений рабочих.

Одновременно в деревне окончание продкампании в большинстве районов Республики продолжало все более и более смягчать оставшуюся после этой кампании некоторую остроту экономического недовольства крестьян.

Перевыборная кампания, политически несколько встряхнувшая как рабочую, так и крестьянскую массу, наглядно выявила прочность доверия трудящихся как города, так и деревни к Советской власти и высоту авторитета РКП в их глазах.

Случаи проявления влияния антисоветских элементов как на рабочих, так и на крестьян в декабре становятся еще более редкими, чем в ноябре, несмотря на то, что в работе контрреволюционных партий и группировок, окрыленных было общим сентябрьско-октябрьским экономическим кризисом, все еще продолжает наблюдаться некоторое оживление (в особенности в работе среди молодежи, энергично развиваемой в последнее время не только эсерами и меньшевиками, но и анархистами и сионистами).

Все усиливающееся успокоение деревни способствует окончательной ликвидации бандитизма даже на окраинах: число бандитов повсеместно быстро тает, и здесь в особенности должно быть подчеркнуто то обстоятельство, что в декабре, как [и] в ноябре, уменьшается только численность бандитов в бандах, число же банд почти не обнаруживает тенденции к сокращению, что еще раз говорит о продолжающемся неослабном напряжении работы окраинных контрреволюционных организаций, поддерживаемых из-за рубежа. Резкое ослабление бандитизма в декабре не должно быть, однако, переоценено: в значительной мере оно должно быть отнесено на счет наступления холодов и весною может опять смениться большим или меньшим усилением бандитизма, как это повторяется пока что из года в год. На окраинах воспрепятствование такому усилению весьма затрудняется ввиду слабо организованного аппарата местной власти, в особенности в Туркестане, Сибири и в областях, прилегающих с севера непосредственно к кавказскому хребту (Горская республика, Чечня, Черкесско-Адыгейская обл.). По-прежнему слаба борьба с пограничным бандитизмом, в особенности в Закавказье, причиной чему, как и раньше, является крайняя малочисленность войсковых погранчастей в сравнении с протяжением охраняемых участков. Здесь же должно быть отмечено усиление уголовного бандитизма в весьма многих районах, не исключая местами даже и губерний Центрального района, совершенно свободного от политбандитизма. Чрезвычайно способствует такому усилению полнейшая неудовлетворенность почти повсюду положения органов милиции. Личный состав милиции почти всюду засорен уголовными и т. п. элементами, совершенно несоответствующими службе в милиции. Милиционеры часто раздеты, босы и нередко влачат полунищенское существование, результатом чего является широкое развитие среди них взяточничества, в особенности с самогонщиков-крестьян, что в сущности является ни чем иным, как поощрением самогона, принимающего, благодаря этому почти повсюду весьма значительные размеры, местами доходящие до поголовного пьянства деревенского населения во главе с членами сельсоветов, волисполкомов и самими милиционерами и вызывающие местами даже голод вследствие громадности количества перегоняемого хлеба.

Второй весьма слабой частью советского аппарата является финналоговый аппарат, до сих пор продолжающий большую часть налоговых поступлений заносить в графу сборов, взысканных с госпредприятий, в то время, как последние и без того почти беспрерывно чувствуют весьма острый недостаток средств как вследствие крайней неустойчивости золотого рубля, так и вследствие крайней бесхозяйственности трестов и предприятий. ... Порождаемый, с одной стороны, полным отсутствием опыта у красных правленцев трестов и директоров фабрик, а с другой, шкурничеством хищников-спецов, в особенности бывших фабрикантов и т. п. элементов, весьма ловко использующих каждый промах трестов коммунистов и красных директоров предприятий и гос-торговых учреждений.

 

РАБОЧИЕ

Изживание сентябрьско-октябрьского кризиса в декабре продолжается еще более усиленным темпом, чем в ноябре, причинами чего по-прежнему являются: замедление роста цен и весьма энергичная ликвидация задолженности предприятий рабочим, усилившаяся в связи с отпуском кредитов на октябрь-ско-декабрьский квартал.

Политнастроение. Политнастроение рабочих продолжает улучшаться повсеместно. Достаточным подтверждением этому являются блестящие результаты кампании по перевыборам в Советы. Доверие и доброжелательное отношение рабочих масс к Советской власти и РКП продолжает расти и углубляться и остается непоколебимым во многих случаях даже острого недовольства экономического характера.

Недовольство экономического характера и их причины. Главнейшие причины экономического недовольства остаются те же, что и в ноябре. Это — недостаточность тарифных ставок, несвоевременность выплаты жалования, рост безработицы и, наконец, грубость администрации, чрезмерно к тому же обеспеченной. В то время, как первые две причины идут на убыль, две последние, наоборот, возрастают с прогрессирующей быстротой.

Безработица. Рост безработицы начинает становиться угрожающим: губернии, насчитывающие в ноябре 10-11 тыс. безработных и исчисляющиеся лишь единицами, в декабре уже не составляют редкости. В обеих же столицах количество безработных исчисляется многими десятками тысяч.

Забастовки. Забастовочное движение в декабре вполне подтверждает картину дальнейшего изживания экономического кризиса: за отчетный период насчитывается до 40 забастовок (против 49 в ноябре), из них более или менее крупных около пяти: четыре в Донбассе и одна в Петрограде. Все забастовки продолжают мельчать и чаще всего носят лишь частичный характер. Продолжительность забастовок также уменьшается: наиболее длительная забастовка в Донбассе продолжалась два дня. По районам забастовки распределяются так: Москва — 5, Петроград — 7, Донбасс — 3, Киев — 3, Одесса — 2, Харьков — 1, Татреспублика — 2, Астрахань — 3, Тюмень — 1, Семипалатинск — 1, Томск — 1. Из числа этих сорока забастовок 9 приходится на железнодорожников: две из них имели место на железной дороге Московского узла, две в Петроградском узле, одна в Харьковском, одна в Оренбурге и три — в Сырдарьинской обл., главным образом в Ташкентском районе. На Сормовских заводах также имели место несколько забастовок, точное число коих пока невыяснено.

Причины всех забастовок, как в ноябре, чисто экономические за исключением одной забастовки в Киеве, вызванной снятием на заводе икон. Большая часть забастовок вызвана недостаточностью или несвоевременностью выплаты жалования, но нередки также забастовки, вызванные неудовлетворительностью быта рабочих, плохими жилищными условиями, отсутствием топлива и т. п., что весьма часто надлежит отнести за счет халатного отношения администрации к быту рабочих. Необходимо отметить, что по мере урегулирования вопроса размеров тарифставок и своевременности выплаты вопросы быта становятся доминирующими и вскоре неминуемо станут в число главнейших причин недовольства рабочих.

 

КРЕСТЬЯНЕ

Окончание продкампании в подавляющем большинстве районов и приближение таковой к концу во всех остальных районах продолжает служить фактором прогрессирующего успокоения крестьянских масс, несмотря даже на то, что сбор продналога в весьма значительном количестве губерний чрезвычайно тяжело, а местами даже катастрофически, отразился на материальном положении крестьян. В первую очередь здесь должны быть отмечены районы прошлогоднего голода и нынешнего неурожая, среди них же в особенности юг Украины, где уже сейчас голод возобновился и достиг весьма значительных размеров: местами голодает до 25% населения (южные уезды Екатеринославской губ.). Меньшее распространение голод имеет на Восточном Урале (Тюменская губ.) и в Западной Киргизии (Оренбургская губ.). Весьма тяжел прод-кризис уже сейчас в Северном Поволжье (Татреспублика, Чувашская и Марийская обл.) и Северо-Западном крае (Карелия, Вологодская губ. и Мурманская губ.).

Особняком стоит надвигающийся голод в Центральной Сибири (Омская, Томская и Алтайская губ.), где он вызывается чрезмерностью продналоговых ставок, явившейся результатом неправильного налогообложения, исчисляющегося с площади засева, почти повсюду превышающей фактическую вдвое, а местами в десять раз. Чрезмерность продналоговых ставок вследствие неправильного налогообложения представляет собой общее почти для всех районов и объясняется неработоспособностью сельсоветов и волисполкомов, давших неправильные сведения, и преступной халатностью продорганов, эти сведения не проверивших. Однако все это также, как и почти прекратившиеся ныне бесчинства продработников, в смысле непосредственного влияния на настроения крестьян, с окончанием продкампании становится все менее и менее действительным фактом, давая себя чувствовать лишь в своих экономических последствиях.

Настроения. Настроение крестьян продолжает быстро улучшаться. Параллельно продолжает расти доверие крестьянских масс к РКП и усиление ее влияния на бедноту и даже середняков (кулаки враждебного к ней отношения не изменяют). Несмотря на то, что парторганы на местах вследствие слабости партаппарата, распутицы и других причин не имели возможности во многих районах руководить перевыборной кампанией, эта последняя почти всюду прошла блестяще, возбудив к себе огромнейший интерес всех слоев деревенского населения, не исключая и кулаков. Последние почти повсюду пытались проникнуть в Советы, пуская для этого всевозможные способы (от агитации и подкупов самогоном до избиения коммунистов включительно), но неизменно терпели полнейший крах.

Демобилизованные красноармейцы. Успех перевыборной кампании, давшей подавляющее большинство коммунистов (в волисполкомах) и беспартийных бедняков (в сельсоветах), в большей мере надо приписать влиянию вернувшихся демобилизованных красноармейцев, являющихся в деревне наиболее авторитетным элементом и оказывающих огромное положительное влияние на крестьян.

Массовое проникновение демобилизованных красноармейцев в сельсоветы и волисполкомы несомненно улучшит работу этих первичных ячеек совап-парата и предотвратит в будущем повторение всего продналогового хаоса текущей продкампании, когда продорганы выжимали из крестьян до 200% госзадания (Дагестан), последнее же весьма часто оказывалось на 30-40% ниже местного (губернского) задания.

Однако и новые, более работоспособные сельсоветы и волисполкомы не смогут устранить другой причины крестьянских недовольств, превалирующей ныне над всеми остальными причинами: здесь говорится о недовольстве крестьян множественностью форм налогообложения (продналог, денналоги, трудгужналог и пр.), единовременностыо их проведения. Замена всех этих налогов единым денежным налогом явилась бы не только мероприятием, в значительной степени отвечающим чаяниям крестьянской массы, требования проведения подобной реформы уже начинают проскальзывать в резолюциях крестьянских съездов.

 

КРАСНОАРМЕЙЦЫ

Политнастроение. Политнастроение красноармейцев продолжает оставаться вполне благоприятным повсюду, за исключением гарнизонов, где имела место задержка демобилизации.

Даже там, где в снабжении имеют место перебои, а политработа слаба, сочувственное отношение красноармейцев к Советской власти к худшему не меняется.

Экономическое недовольство. В то время, как жалобы на несвоевременность выдачи, недостаточность или недоброкачественность пайка становятся все более и более редкими, жалобы на недостаток обмундирования (в особенности теплого), обуви и белья учащаются.

 

БАНДИТИЗМ

Как уже было сказано выше, бандитское движение в декабре дает весьма резкое уменьшение если не числа банд, то количества бандитов. Но в то время, как политбандитизм всюду, не исключая и окраин, резко идет на убыль, уголовный бандитизм заметно растет почти повсеместно, несмотря на холодное время года. По районам движение бандитизма представляется в следующем виде: в Центральном районе политбандитизма нет, уголовный же достиг численности 150 бандитов в 9 бандах и продолжает расти. В Северо-Западном районе политбандитизм почти совершенно сошел на нет: зарегистрировано не более 40 распыленных бандитов в мелких группах. На Украине бандитизм, преимущественно политический (петлюровщина), достигает численности более четырехсот бандитов в 37 бандах. В Западном районе несколько мелких, совершенно неактивных распыленных бандитских групп общей численностью 125 бандитов. На Юго-Востоке бандитизм до сего времени определенно политический, не встречая сочувствия у станичников, чрезвычайно быстро вырождается в уголовщину, насчитывая в конце декабря немного более 500 бандитов в 19 бандах. В Закавказье оперируют 17 мелких шаек из местного населения общей численностью 500 с лишним человек и большие персидские погранбан-ды, переходящие из-за рубежа, общей численностью до 5600 человек. Большинство банд и здесь имеет преимущественно уголовный характер. В Поволжье бандитизм носит также чисто уголовный характер и насчитывает до 11 банд общей численностью около 200 человек, не проявляющих почти никакой активности также, как и незначительные мелкие группы уголовных бандитов на Урале. В Сибири бандитизм по-прежнему сохраняет преимущественно политический характер и насчитывает свыше 1500 бандитов в 63 бандах.

В Туркестане басмачество уменьшилось в декабре приблизительно на 2000 человек и достигает в настоящее время численности 5800 басмачей в 51 банде.

Еще раз должно быть подчеркнуто, что число банд в противоположность числу бандитов пока что не уменьшается, что свидетельствует о сохранении ядра бандитских ячеек, которые с наступлением весны, по всей вероятности, опять поведут вербовочную и организационную бандработу.

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АНТИСОВЕТСКИХ ПАРТИЙ И ГРУППИРОВОК

Монархисты

16 ноября в Париже состоялся 2-й монархический съезд. На съезде присутствовало около 160 человек из Германии, Франции, Сербии, Болгарии, Чехии, Бельгии, Дании, Румынии, Греции, Англии, Италии, Венгрии, Австрии и др., всего 96 организаций, из них с правом голоса 75. Вопрос о местоблюстительстве престола, решенный съездом, обнаружил полнейшее крушение кирилловщины и выявил симпатии делегатов к бывшему великому князю Николаю Николаевичу, который письменно изъявил согласие стать во главе монархического движения, но признает необходимость ждать подходящего общеевропейского момента, чтобы стать во главе всех армий как русских, так и иностранных (о чем им ведутся все время переговоры), но выжидание, по его мнению, необходимо в течение года — двух, пока Европа не устроит своих дел, тем более, что при спокойном, неагрессивном состоянии большевизма последний все более и более разлагается. Окончательное разрешение вопроса о местоблюстительстве престола съезд постановил считать неразрешенным впредь до решения этой «проблемы» императорской фамилией. Возглавление монархического движения за рубежом признано за Николаем Николаевичем. Сведения о судьбе Николая II, его сына и брата признано считать недостоверными, выражено пожелание увидеть единомыслие царской семьи и фамилии в вопросе о местоблюстительстве престола. Авторитет по всем вопросам монархического движения признан за Марией Федоровной245. В ноябре в Австрии образована монархическая организация, центром которой является Баден и которая также считает Николая Николаевича единственным претендентом на русский престол. Кандидатура Николая Николаевича во время переговоров Трепова с маршалом Фошем246 встретила определенную поддержку последнего, как явно германофобская. Кандидатуры как Кирилла Владимировича, так и Дмитрия Павловича на будущее можно считать пока что провалившимися.

Сменовеховцы

В Софии состоялся съезд казаков, созванный сменовеховцами Юдаковым и Булащиным. Съезд выбрал делегацию в 18 человек для поездки в Москву, на Дон и Кубань.

Республиканская демократическая партия

Республиканская демократическая партия организована и приступает к работе. Организация объединила довольно широкие круги правых эсеров и левых кадетов. К партии примыкают Кускова, Авксентьев, Бунаков, Вишняк, Буковский, Родичев, профессор Нольде247 и др. Орган партии вновь начинает поступать по почте в Советскую Россию. Журнал правых эсеров «Современные записки» привлекает к сотрудничеству зарубежных левых кадетов и некоторых писателей, находящихся в Советской России, в частности, Евгения Замятина248.

Меньшевики и эсеры

Деятельность антисоветских партий в Советской России продолжает оставаться почти совершенно незаметной. Главнейшие партии меньшевиков и эсеров почти не подают признаков жизни. Как уже было выше сказано, оживление в их работе касается только как письменной, так и устной агитации среди молодежи и организации кружков последней. Влиянием на рабочих как эсеры, так и меньшевики нигде не пользуются за единичными совершенно ничтожными исключениями.

Левые эсеры, анархисты и прочие партии

Среди левых эсеров, анархистов и прочих партий царит еще более полное бездействие, чем среди меньшевиков и эсеров. Единичные случаи активности всех этих партий касаются опять-таки работы среди молодежи.

 

ПРАВОСЛАВНОЕ ДУХОВЕНСТВО И СЕКТАНТЫ

Заслуживает быть замеченной продолжающаяся подготовка некоторых православных и сектантских кругов к созданию так называемого единого божественного христианского фронта для борьбы «с красным зверем неверием».

 

Зампред ГПУ Уншлихт

Начальник Информотдела ГПУ Ашмарин

Примечания