Информация о реагировании населения г. Москвы от 13 июля 1953 г. на решение Пленума ЦК КПСС и Постановление Президиума Верховного Совета Союза ССР о преступных действиях Берия.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1953.07.13
Метки: 
Источник: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 484. Л. 19-28. Подлинник. Машинопись.
Архив: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 1011-1016

 

Совершенно секретно

товарищу Маленкову Г. М.

Докладываю, что Министерством внутренних дел СССР отмечены многочисленные отклики рабочих, служащих, инженерно-технической, научной интеллигенции и других слоев населения гор. Москвы в связи с решением Пленума ЦК Коммунистической партии Советского Союза и Постановлением Президиума Верховного Совета СССР о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Берия.

Ниже приводятся наиболее характерные высказывания.

Акимов А. А. — слесарь автобусного цеха автозавода имени Сталина, член КПСС:

«Я в партии состою около трех десятков лет. За это время всякой сволочи было уничтожено немало. Однако, видимо, уроки для себя извлекли не все. Вот все говорят, что Берия сволочь, гадина. Эти названия, конечно, для него слишком мягки. Для него может быть только одно название — ничтожество. И это ничтожество вздумало стать «вождем» над народом. Но наша коммунистическая партия, правительство всегда стояли на страже интересов народа, разоблачая вражеские вылазки. Берия своевременно обезврежен».

Трубкин А. П. — токарь завода электромедицинской аппаратуры:

«Берия, подлый враг народа, пытался подорвать мощь Советского государства. Планы буржуазного агента были своевременно разоблачены нашей партией, и они полностью потерпели крах. Я, простой рабочий, с удвоенной энергией буду трудиться на благо нашей могучей Советской державы. Происки врагов и впредь будут биты».

Ефремов И. Н. — рабочий химического завода имени Сталина Министерства химической промышленности:

«Как могло получиться, что этот Берия довольно продолжительное время работал вместе с товарищем Сталиным, а после его смерти был первым заместителем у товарища Маленкова, занимал такой большой пост, а оказался таким негодяем. Это очень хорошо, что в нашем правительстве нашлись люди, которые раскрыли его. Я со своей стороны очень рад тому, что не дали ему сделать преступного дела».

Терехов А. И. — слесарь Дорогомиловского химического завода имени Фрунзе, член ВЛКСМ:

«Просто не укладывается в голове. Как могло все это произойти. Берия — это изверг рода человеческого. Очень хорошо, что наш ЦК вовремя разоблачил подлое лицо врага, который мог бы натворить немало бед».

Егорычев Н. С. — механик завода № 45 Министерства оборонной промышленности:

«Своими действиями Берия нанес много неприятностей народу и нашему правительству, и хорошо, что эти действия были вовремя пресечены. Значит, наша

разведка работает неплохо. По моему мнению, таких людей нужно уничтожать, так как они опасны для нашей Родины».

Бутакин — слесарь-стахановец автобусного цеха автозавода имени Сталина, член КПСС:

«Надо эту сволочь вроде Берия вырывать с корнем, чтобы не было повадно другим. Будем надеяться, что Верховный суд СССР даст по заслугам презренным предателям народа».

Лебедев — шофер 1-й ситценабивной фабрики:

«Берия следует немедленно судить, применив к нему самую высшую кару».

Митюшин А. И. — бригадир монтажного участка НИИ-108 Министерства электростанций и электропромышленности:

«Никак не ожидал этого от старого большевика Берия. Нет слов, чтобы выразить весь свой гнев к этому гнусному предателю. Желаю, чтобы суд приговорил этого предателя к расстрелу».

Волков — слесарь завода № 45 Министерства оборонной промышленности:

«Поневоле у нас будет много шпионов, если почти все время у руководства Министерства внутренних дел стояли враги народа — Ягода, Ежов, Берия».

Висков А. А. — мастер завода «Моспласткож» Министерства легкой и пищевой промышленности, член КПСС:

«Всегда говорилось, что на такие важные посты нужно сажать наших Иванов. Сейчас уже много понятнее становится, что наделано в колхозах. Молодцы, кто раскрыл это дело. Нам сейчас будет лучше. Большое значение имеет также и пояснение о культе личности. Нам не нужны сейчас отдельные личности, нам нужна единая духом партия и сплоченный народ. Надо сейчас сильнее работать на поддержку партии. Управимся хорошо во всем и без Берия и всех тех, кто с ним».

Тагер И. Л. — профессор, главный рентгенолог 4-го Управления Министерства здравоохранения СССР, член КПСС:

«Берия в своем стремлении к единоличной власти мог быть вторым Тито, если бы наше правительство вовремя не пресекло этих стремлений. Благодаря попустительству Берия в Грузии активизировались буржуазно-националистические элементы. Берия в своей преступной деятельности тормозил развитие сельского хозяйства, и надо ожидать, что после разоблачения Берия правительством будут приняты меры к укреплению колхозов и улучшению материального положения колхозников, что поведет к улучшению положения всего населения страны».

Лавочкин С. А. — главный конструктор и руководитель завода № 301, кандидат в члены КПСС:

«Многое, что делал Берия, было неправильным. Он незаслуженно возвысил своего сына, создал около него грандиозную организацию, которая пресмыкалась и пела дифирамбы. Он устранил военных, чтобы не выслушивать их мнения по поводу изделия и его боевого применения. Впервые такая новая техника принималась на вооружение без участия военных. При первых стрельбах по самолетам-мишеням было строжайше запрещено говорить о недостаточности боевого заряда. Изделие, выпускавшееся под руководством сына Берия, имело очень малый боевой заряд, и это изделие всеми средствами протаскивалось в серийное производство».

Костерин С. И. — ученый секретарь Президиума Академии наук СССР, доктор технических наук:

«Берия большой враг. Хорошо, что хоть сейчас его разоблачили. Берия предавал всю нашу оборонную промышленность, все он знал, всеми секретами обороны он ведал, о всей секретной технике ему докладывали. Берия очень засорил научные кадры Академии наук, поддерживал всех подозрительных и не внушающих доверия евреев».

Елисеев — помощник начальника Главного штаба ВМС, вице-адмирал:

«Берия среди народа был малоизвестной фигурой, поэтому постановление Пленума ЦК не вызовет особых сожалений, а когда узнают, что он замышлял, все будут довольны. Все же очень долго он пробыл на такой руководящей должности и не был разоблачен. Нам было бы жарко, если бы это совершилось».

Воронов С. М. — доктор технических наук, профессор Московского авиационного технологического института:

«Я возмущен коварными действиями Берия, который 30 лет пробыл в правительстве и в партии, работал на руку врагам, оказался агентом международного империализма. Эта гнусная деятельность буржуазного перерожденца все же вскрыта своевременно Центральным Комитетом во главе с товарищем Маленковым. Этот вопиющий факт еще раз доказывает, насколько велика сила коммунистической партии и всего советского народа, идущего по пути Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. Надо помнить слова товарища Сталина, что бдительность нужна везде, пока мы находимся в капиталистическом окружении, ибо коварный враг будет пытаться самым подлым способом мешать мирному строительству».

Воробьев П. Г. — младший научный сотрудник Академии педагогических наук: «В последних решениях партии чрезвычайно ценно указание на то, что коллектив, а не отдельные личности, является творцом всего. Особенно ценно, что и в последнем обращении партии, связанном с осуждением Берия, опять подчеркивается эта мысль». Соболь К. Ф. — инженер по сантехнике проектной конторы метрополитена: «Советская власть настолько крепка, что способна вскрывать все происки врагов и не боится производить чистку руководящего аппарата, если в нем засели враги». Мамиконян С. В. — инженер, начальник ЦКБ № 1:

«Берия рвался к власти и зарвался вконец. Пусть помнит, подлец, что не те люди сейчас».

Булгаков П. В. — старший инженер Главной инспекции по качеству продукции Министерства машиностроения, член КПСС:

«Видимо, Берия не извлек исторических уроков, что в социалистическом государстве оторванный от масс руководитель — пигмей; стоит только пошевелить пальцем, как от этого пигмея останется дым».

Корзенко И. В. — начальник сектора контрольно-инспекторского отдела при Министре угольной промышленности, член КПСС:

«Наше правительство, возглавляемое товарищем Маленковым, после разоблачения Берия может быть спокойно, народ любит свое правительство и всегда будет с ним. В делах товарища Маленкова народ чувствует силу, и эту советскую силу всегда будут ощущать враги народа. Нашей партии и правительству народ обязан тем, что разоблачили злейшего врага человечества, который мог бы пролить много людской крови».

Беклемищев Н. П. — начальник цеха типографии фабрики Главкондитер, член КПСС:

«Берия вообразил из себя «маленького Наполеона», но он также далек от него, как муха от слона.

В постановлении Пленума ЦК КПСС — сила нашего государства. Мы не боимся снимать даже с самых высоких постов людей, которые изменили народу и не оправдали его доверия».

Удалов В. Я. — заместитель начальника цеха автозавода имени Сталина, член КПСС:

«Берия в своих действиях и методах вражеской работы схож с Троцким. Как Троцкий при жизни Ленина вел себя в известных рамках, так и Берия при жизни Сталина скрывал себя, подчиняясь силе и авторитету Сталина, а после смерти Сталина он почувствовал себя свободным и открыто повел борьбу за власть, что в свое время проделывал и Троцкий».

Линьков Г. М. — Герой Советского Союза, автор книги «В тылу врага»:

«А что Берия думал обо мне, я в тылу у врага на оккупированной земле отстаивал советскую власть, неужели в случае попытки совершить переворот он рассчитывал, что я и миллионы таких же, как я, советских людей хотя бы один час потерпят его иго. Всю землю опалили таким бы огнем, что ступни его расплавились бы».

Пермитин Е. — писатель:

«Партия одержала крупную победу, вырвав опухоль, которая много лет душила нас. Из золота надо отлить Маленкову памятник при жизни».

Ардов В. Е. — писатель:

«Все правильно. Президиум ЦК тщательно следит за тем, чтобы никто не сделал попытки стать диктатором. Берия собирался это сделать и сгорел на этом. Он уже все подготовил для переворота. Но его вовремя разоблачили. Теперь будут судить. А направление внешней и внутренней политики нисколько не изменится, так как оно проводилось не Берия, а Президиумом».

Покрышкина Е. И. — врач санитарного отдела 4-го Управления Министерства здравоохранения СССР, член КПСС:

«На что этот подлый враг народа мог рассчитывать? Его дела были заранее обречены на провал. Его никогда бы не поддержали [так в тексте. — Ред.] народ и армия. Народ сам бы уничтожил его».

Папанин И. Д. — начальник отдела морских экспедиционных работ Президиума Академии наук СССР, дважды Герой Советского Союза:

«Мерзавца, негодяя Берия надо было раньше разоблачить. Берия не давал нам хорошо работать по освоению Северного морского пути. Берия карьерист и бабник. Очень хорошо, что такого подлого, хитрого и большого врага народа разоблачили. Сколько стоит все его предательство советскому народу. Ведь он ведал обороной страны, знал все секреты».

Шахматова А. А. — сотрудница Прокуратуры Союза ССР:

«Какой паразит. Он думал, что дело происходит где-нибудь в Иране или в Венесуэле, он забыл что есть партия, есть народ, которые за ним не пойдут».

Молчанов В. А. — экономист Главного управления радиофикации Министерства связи СССР, член КПСС:

«Сообщение о разоблачении Берия говорит о силе нашей партии, опирающейся на народ. Берия и его сообщники будут раздавлены, как троцкисты, бухаринцы и другие враги народа».

Устинова 3. А. — экономист Совета министров РСФСР:

«Берия оказался менее умным, чем о нем думали. Он не понял того, что в СССР невозможно совершить авантюру, нельзя повернуть колесо истории к капитализму. Он забыл о гибели всех групп и оппозиций, которые были в СССР. Досадно, что ему удалось так втереться в доверие к И. В. Сталину и к ЦК КПСС. Безусловно, он заслужил 9 граммов свинца в затылок».

Земляной М. И., начальник лаборатории НИИ № 627 Министерства электростанций и электропромышленности:

«Разоблачение Берия Президиумом ЦК КПСС было своевременным. Диктаторство Берия было бы обагрено кровью честных людей. Конечно, народ не пошел бы за ним, народ привык видеть во главе государства партию с ее правильной политикой. Нужно отдать должное нашим руководителям, своевременно разоблачившим Берия».

Горюнов П. Н. — старший офицер Военно-топографического управления Генерального штаба Советской армии, подполковник:

«Правительство Советского Союза крепкое. Оно своевременно могло распознать и изолировать такого матерого врага партии и Советского государства, как Берия. Советский народ обязан тому, кто помог вскрыть гнусную деятельность предателя и врага Берия, и, по моему мнению, этого человека надо наградить высокой наградой».

Столяров В. В. — старший офицер 4-го отдела информации 2-го Управления Генерального штаба Советской армии, капитан 1 ранга:

«Партия сильна связью с народом, и никаким врагам не поколебать единства народа, объединенного вокруг партии. Партия нашла в себе силы расправиться с врагом, даже если он занимал высокий пост».

Талызин В. И. — преподаватель Московской духовной семинарии:

«Берия стоял, кажется, почти на самой высокой правительственной иерархической ступени. Что ему нужно было? — крепить единство партии и народа, помогать строить новую жизнь. А он стал действовать как самый подлый враг народа. Если бы не сорвали с него вовремя маску, он ввел бы, пользуясь своим положением, многих в заблуждение и, несомненно, с такой враждебной настроенностью довел бы дело до катастрофы, ведь он, надо думать, не один.

Маленков всех его «последователей» выведет на свежую воду. Народу нужна мирная спокойная жизнь, и поэтому народ выражает чувство гнева к нарушителям единства всего нашего советского народа, к государственному преступнику Берия». Смирнов-Сокольский Н. П. — заслуженный артист РСФСР:

«Берия в тюрьме. Кто следующий? Я убежден, что будут следующие. Как ни сильна машина, а развал начался. Берия — почин, кто с ним — еще неизвестно. Это все оттого, что у нас огосударствили не только всякие отрасли, но даже дыхание,

болезни, сны людей. В этих условиях любая сволочь как хочет — так и ворочит. Скандал большой и гнусный. Теперь будем ждать и наблюдать, что дальше, чей черед».

Набатов И. — артист эстрады, лауреат Сталинской премии, заслуженный артист УССР:

«Для нас совершенно безразлично, кто будет держать палку. От смены руководства режим у нас не меняется. Он был и есть, по существу, полицейский.

Я не верю ни в какие идейные мотивы в поступках не только Берия, но и других. Это откровенная борьба за власть.

Между прочим, Берия оказался бездарным подражателем Сталина. По-моему, дележка власти, если только Берия этого хотел, только началась.

Так или иначе, крах этой структуры рано или поздно неизбежен. Любые перевороты внутри ничего для народа не изменят — система останется той же. Настоящий крах системы может придти с Запада».

Министр внутренних дел СССР   

 [п.п.] С. Круглов

13 июля 1953 г.

№ 190/К

Подлежит возврату

в Канцелярию Президиума ЦК КПСС