Приговор Военной коллегии ВС СССР от 26 февраля 1956 г. в отношении Б. В. Родоса
Копия с копии
Совершенно секретно
Экз. № 3
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ
Союза Советских Социалистических Республик
Военная коллегия Верховного Суда Союза ССР
В составе:
Председательствующего — полковника юстиции Борисоглебского Е. Е., членов — полковников юстиции Кокова И. В. и Рыбкина Д. А. при секретаре — капитане Кривове Н. А.
с участием сторон: государственного обвинения — помощника генерального прокурора СССР государственного советника юстиции 3 класса Смирнова JI. Н. и защиты — члена Московской городской коллегии адвокатов Рогова Н. И., в закрытом судебном заседании, в гор. Москве, с 21 по 26 февраля 1956 года рассмотрела дело по обвинению —
РОДОСА Бориса Вениаминовича, 1905 года рождения, еврея, уроженца гор. Мелитополя, —
в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-16, 58-8 и 58-11 УК РСФСР.
Предварительным следствием и Специальным судебным присутствием Верховного суда СССР по делу Берия, Кобулова, Меркулова, Влодзимирского и других было установлено, что одним из соучастников Берия — Кобулова по фальсификации следственных дел на честных советских людей был Родос.
Предварительным и судебным следствием по настоящему делу установлено, что Родос, занимая руководящее положение в следственной части по особо важным делам НКВД СССР, попирал социалистическую законность, фабриковал следственные материалы на честных партийных советских и военных работников, ложно обвиняя их в совершении тяжких контрреволюционных преступлений.
Не выдержав систематических истязаний, эти честные советские люди подписывали вымышленные Родосом показания о их якобы контрреволюционной деятельности, оговаривая и себя и других.
Жестокость и изуверство Родоса заметил Кобулов и распознал в нем человека, готового выполнить любое Берия и его, Кобулова, преступное задание, направленное против коммунистической партии и советского народа.
Кобулов приблизил Родоса к себе, всячески продвигал его по службе, сделав его в 1939 году одним из заместителей начальника следственной части по особо важным делам НКВД СССР и надежным исполнителем преступных замыслов Берия.
Став сообщником Берия — Кобулова, Родос скрывал от коммунистической партии известные ему с 1939 года сведения о принадлежности Берия в прошлом к мусаватистской контрразведке.
Берия и Кобулов поручали Родосу вести следствие по наиболее важным делам на видных деятелей коммунистической партии, в истреблении которых был заинтересован Берия. При этом Родос заведомо знал, что в отношении этих видных деятелей партии не было никаких объективных материалов обвинения, а отдельные показания на них получены провокационными методами, посредством избиения лиц, которых принуждали подписывать подобные показания. Несмотря на это, Родос принимал самое активное участие в фальсификации материалов обвинения.
3 июля 1938 года был арестован без санкции прокурора заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) Чубарь Влас Яковлевич. Фальсификацию дела Чубарь осуществил Родос вместе с другими работниками НКВД.
В судебном заседании осмотром дела Чубарь установлено, что он был арестован 3 июля 1938 года, а постановление на арест составлено и подписано Родосом 10 февраля 1939 года для получения санкции прокурора на арест. Родос, применяя к Чубарь систематические избиения, сфабриковал протокол его допроса от 29 июля 1938 года на 106 листах, отпечатанных на пишущей машинке. 20 января 1939 года Родос сфабриковал второй протокол допроса Чубарь на 8 листах, отпечатанных на машинке. Справкой Лефортовской тюрьмы установлено, что Родос вызывал Чубаря на допросы не 2 раза, а 35 раз. 14 февраля 1939 года Родос составил и подписал обвинительное заключение по делу Чубарь, которое утвердил другой сообщник Берия — Милыптейн.
Допрошенный в суде свидетель Ивлиев показал, что Чубарь в феврале 1939 года в тюрьме подвергался избиениям.
По сфальсифицированному Родосом делу Чубарь был расстрелян.
В августе 1955 года Военная коллегия Верховного суда СССР прекратила дело Чубарь за отсутствием в его действиях состава преступления.
21 февраля 1938 года органами НКВД без санкции прокурора был арестован видный деятель коммунистической партии Постышев Павел Петрович.
Постановление на арест Постышева составил и подписал Родос через год после фактического его ареста— 10 февраля 1939 года. Обвинительное заключение по делу Постышева подписал Родос. При этом Родос заведомо знал, что Постышев подписал свои показания с признанием своей вины в результате жестоких избиений. Родос знал, что работник НКВД Церпенто, в следствии по делу которого Родос принимал участие, 29 июля 1938 года подал рапорт о фабрикации показаний Постышева. Церпенто в рапорте писал: «То заявление Постышева и тот протокол допроса, который теперь, очевидно, уже в ЦК, были написаны по распоряжению Лулова мною и Визелем без участия Постышева и без его признания вины. Постышев в первый раз узнал содержание «своих» показаний в то время, когда они ему были даны на подпись».
По сфальсифицированным Родосом и другими работниками НКВД материалам Постышев был расстрелян.
В июне 1955 года Военная коллегия Верховного суда СССР прекратила дело Постышева за отсутствием в его действиях состава преступления.
Выполняя преступные замыслы Берия и его сообщников, Родос принимал активное участие в фальсификации дела на секретаря ЦК ВЛКСМ Косарева Александра Васильевича и других руководящих комсомольских работников.
Вместе с другими работниками НКВД Родос избивал Косарева и принуждал его подписать навязанные ему показания о якобы совершенных им тяжких контрреволюционных преступлениях. По сфабрикованному Родосом и другими работниками НКВД делу Косарев был расстрелян.
В августе 1954 года Военная коллегия Верховного суда СССР прекратила дело Косарева за отсутствием в его действиях состава преступления.
Родос принимал активное участие в фальсификации следственных дел на многих других честных советских и партийных работников. В результате преступной деятельности Родоса и других сообщников Берия были расстреляны: секретарь Кабардино-Балкарского обкома ВКП(б) Калмыков, секретарь Ивановского обкома ВКП(б) Носов — член ЦК ВКП(б), комдив Орлов, начальник отдела артиллерийского управления Красной армии Герасименко, старший военпред артиллерийского управления Красной армии Дыман, начальник испытательного полигона ВВС Шевченко, начальник отделения испытательного полигона ВВС Цилов, генерал-лейтенант авиации Алексеев, начальник отдела испытательного полигона ВВС Онисько, писатель Бабель, переводчик произведений В. И. Ленина на азербайджанский язык директор Азербайджанского филиала Академии наук Ахундов, заместитель] начальника управления Наркомпроса РСФСР Гусейнов, бывший секретарь председателя ВЧК —ОГПУ Герсон.
Все указанные лица посмертно реабилитированы Верховным судом СССР.
Родос, связанный с Берия и Кобуловым долголетней вражеской деятельностью против коммунистической партии, принял в октябре 1941 года участие в террористической расправе, организованной Берия над неугодными ему людьми.
По преступному распоряжению Берия в октябре 1941 года в гор. Куйбышеве были расстреляны: член ЦК ВКП(б), депутат Верховного Совета СССР, генерал-полковник Штерн; кандидаты в члены ЦК ВКП(б) и депутаты Верховного Совета СССР генерал-полковник Локтионов и генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза Смушкевич; депутат Верховного Совета СССР, начальник ВВС Красной армии, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Рычагов; генерал-майор Савченко; профессор, доктор технических наук, зам[еститель] начальника вооружения и снабжения ВВС Сакриер; депутат Верховного Совета СССР Про-скуров; начальник управления стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления Склизков; начальник военной академии генерал-лейтенант Арженухин; генерал-майор Каюков; секретарь Омского обкома ВКП(б) Булатов; Засосов, Володин, Соборнов, Таубин, Розов, Розова-Егорова, Голощекин, Нестеренко, Фибих.
Родос в это время был в гор. Куйбышеве и руководил следствием по некоторым делам на указанных выше лиц и заведомо знал, что распоряжение Берия о расстреле этих лиц преступно, а ссылка в распоряжении на приговор суда является обманом, так как приговоры на этих лиц не выносились.
Несмотря на это, Родос присутствовал при передаче указанных лиц из тюрьмы в комендантскую группу и подписал акт о расстреле.
Чтобы скрыть это злодеяние и придать ему внешнюю видимость правомерного действия, Родос в феврале 1942 года по указанию другого сообщника Берия — Влодзимирского сфальсифицировал так называемые заключения о расстреле каждого из указанных лиц, ложно сославшись на виновность их в тяжких контрреволюционных преступлениях и особые указания.
Таким образом, Военная коллегия Верховного суда СССР устанавливает виновность Родоса в соучастии в злонамеренном, террористическом истреблении в угоду Берия крупных военных деятелей, советских и партийных работников, совершенном перед началом и в первый год Великой Отечественной войны.
Все расстрелянные по распоряжению Берия лица посмертно реабилитированы.
Родос вместе с Кобуловым, Меркуловым и Влодзимирским оказывал прямое содействие Берия в расправе с Орджоникидзе К. К. — братом Серго Орджоникидзе, против которого Берия на протяжении ряда лет вел злобную интриганскую борьбу.
Подсудимый Родос участвовал также в фальсификации и других дел — дела Зимина, Розенблюм, Жильцова, Маханова, Чимбурова, Звонцова, Егорова, Пижурина, Белослудцева, Виноградова, Шнейдерман и других.
Перечисленные лица по сфальсифицированным Родосом и другими работниками НКВД материалам были осуждены к длительному лишению свободы, а впоследствии — реабилитированы Верховным судом СССР.
Подсудимый Родос виновным себя в измене Родине и в осуществлении террористических расправ над советскими людьми не признал и пояснил, что он был слепым орудием в руках Берия и его сообщников.
Военная коллегия Верховного суда СССР на основе доказательств, исследованных в судебном заседании, посредством допроса свидетелей, осмотра архивно-след-ственных дел, в расследовании которых принимал участие Родос, устанавливает и признает доказанной виновность Родоса в том, что он, являясь сообщником Берия — Кобулова, на протяжении нескольких лет, используя свое руководящее положение в следственной части по особо важным делам НКВД СССР, вел подрывную работу против коммунистической партии, фальсифицировал следственные дела на видных деятелей, а также граждан Советского Союза, в октябре 1941 года принял участие в террористической расправе над честными, но неугодными Берия советскими гражданами и скрывал вражескую деятельность Берия до 1953 года, то есть в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 58-16, 58-8 и 58-11 УК РСФСР.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 319 и 320 УПК РСФСР, Военная коллегия Верховного суда СССР
приговорила
РОДОСА Бориса Вениаминовича лишить воинского звания полковник запаса и по совокупности совершенных им преступлений по ст. ст. 58-16, 58-8 и 58-11 УК РСФСР, в соответствии с санкцией ст. 58-16 УК РСФСР подвергнуть расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества и лишением медалей: «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «XXX лет Советской армии и Флота», «В память 800-летия Москвы», нагрудного знака «Почетный работник ВЧК».
Возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о лишении Родоса двух орденов Красной Звезды, ордена «Знак Почета» и медали «За боевые заслуги».
Приговор окончательный и кассационному обжалованию не подлежит.
Подлинный за надлежащими подписями.
С подлинным верно: судебный секретарь Военной коллегии
капитан
Кривов
Верно: [п.п.] [подпись неразборчива]
Отп. 53 экз.
№ ЛП-2004