Проект сообщения «В Прокуратуре СССР». 17 октября 1953 года

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1953.10.17
Метки: 
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов. М.: Кучково поле, 2012. С. 438-442
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 470. Л. 1-9. Подлинник. Машинопись.

Совершенно секретно

Товарищу Маленкову Г. М.

Представляю проект доработанного обвинительного заключения по уголовному делу по обвинению Берия и других и проект сообщения «В Прокуратуре СССР».

Эти же документы направлены мною товарищу Суслову М. А.

Приложение: на 155 листах.

[п.п.] Р. Руденко

17 октября 1953 г.

№ 507/ссов

В ПРОКУРАТУРЕ СОЮЗА ССР

Прокуратурой СССР закончено следствие по делу о преступной антисоветской изменнической деятельности Берия Л. П., Меркулова В. Н., Кобулова Б. 3. и др.

Следствием установлено, что обвиняемый Берия Л. П. явился организатором антисоветской изменнической группы заговорщиков, ставившей своей преступной целью использовать органы МВД как в центре, так и на местах против партии и ее руководства, против Правительства СССР, поставить МВД над партией и правительством для захвата власти, ликвидации советского строя и реставрации капитализма.

Активными участниками этой изменнической заговорщической группы являлись обвиняемые Меркулов В. Н., Кобулов Б. 3., Гоглидзе С. А., Мешик П. Я., Влодзимирский Л. Е., привлеченные к уголовной ответственности по настоящему делу, и другие лица, ныне арестованные, дела в отношении которых выделены в отдельные производства.

Заговорщики совершили ряд тягчайших государственных преступлений. Преступная антигосударственная деятельность осуществлялась Берия Л. П., Меркуловым В. Н. и другими обвиняемыми в течение длительного времени.

Установлено, что организатор изменнической группы Л. Берия являлся агентом контрразведки контрреволюционного мусаватистского правительства в Азербайджане, действовавшей под контролем английских разведывательных органов. Состоя в этой секретно-агентурной должности, Берия в 1919 году активно участвовал в борьбе английских оккупантов и мусаватистов против революционного рабочего движения в Баку.

Скрыв свою активную службу в контрреволюционной контрразведке и проникнув на секретную работу в разведывательный отряд (регистрод) XI армии, Берия в 1920 году вновь совершил предательство, выдав меньшевистской охранке в Грузии полученные им от регистрода задания и связи.

Подвергнув Берия для вида непродолжительному аресту в Кутаисской тюрьме, грузинские меньшевики затем выслали его как своего агента в Баку С этого времени завязываются тесные преступные связи между Берия и контрреволюционной грузинской эмиграцией — агентурой ряда иностранных разведок, не прерывавшиеся до разоблачения и ареста Берия.

С помощью соучастников по антисоветскому заговору Берия скрывал свое преступное прошлое, не останавливаясь для этой цели перед убийствами лиц, располагавших компрометирующими Берия сведениями.

Действуя как агент международного империализма, Берия вынашивал преступные замыслы государственного переворота в целях захвата власти, установления контрреволюционной диктатуры и реставрации капитализма в СССР.

Маскируя и скрывая свое предательство, оставаясь не разоблаченным агентом иностранной разведки, Берия путем обмана, интриг и террора пробрался на ряд руководящих должностей в органы государственной безопасности, а затем партийные органы Закавказья и Грузии. До 1938 года Берия находился на работе в Закавказье.

На протяжении всего этого периода Берия не только не прекращал своей преступной деятельности, но вовлек в нее ряд новых лиц и стал организатором антисоветской заговорщической группы.

Участники этой группы вербовались преимущественно из числа подчиненных Берия по службе морально разложившихся лиц, совершивших преступления или серьезно скомпрометированных, но укрытых Берия от ответственности, преданных ему и готовых выполнить любое преступное распоряжение.

Ядро антисоветской изменнической группы заговорщиков составили Б. Кобулов, В. Меркулов, С. Гоглидзе, привлеченные к уголовной ответственности по настоящему делу.

Сообщники Берия, тесно связанные с ним совместными преступлениями, помогали ему расправляться с неугодными людьми, создавать атмосферу террора, обманывать партию и государство. В свою очередь, Берия покрывал преступления этих лиц и всячески содействовал продвижению их по службе.

В подавляющем большинстве случаев заговорщики, желая расправиться с опасными или неугодными для них людьми, использовали аппарат НКВД.

Ряд следственных дел фальсифицировался заговорщиками; преступники применяли незаконные методы следствия, вымогая от арестованных показания о якобы готовившихся против Берия и его соучастников террористических актах. Таким путем преступники расправлялись с неугодными им людьми, отвлекали от себя подозрения и создавали себе ложную репутацию преданных советской власти работников.

Берия и его сообщникам удалось скрыть свои преступления, совершенные в Закавказье и Грузии, и остаться не разоблаченными.

Этому способствовало и то обстоятельство, что обвиняемому Берия удалось при помощи обмана и различных карьеристских махинаций пробраться в 1938 году на пост народного комиссара внутренних дел СССР.

Заняв эту должность, Берия назначил своих соучастников по преступной деятельности в Закавказье и Грузии на ряд руководящих должностей как в самом аппарате НКВД, так и на периферии. Так, обвиняемый Меркулов был назначен на должность начальника Главного управления государственной безопасности и первого заместителя наркома. Б. Кобулов был назначен на должность начальника экономического отдела наркомата и затем заместителя наркома. Гоглидзе был назначен начальником УНКВД в Ленинграде. Кроме того, Берия вовлек в свою преступную антигосударственную заговорщическую деятельность морально разложившихся, карьеристски настроенных сотрудников центрального аппарата НКВД, обвиняемых Мешика и Влодзимирского.

В этот период, используя положение народного комиссара внутренних дел СССР, Берия с помощью своих сообщников совершил ряд изменнических актов, направленных к ослаблению обороноспособности Советского Союза, и в частности к подрыву деятельности советской разведки против гитлеровской Германии.

Как установлено сейчас следствием, капитулянтская, предательская деятельность Берия проявилась в первые же дни Великой Отечественной войны, когда Берия в изменнических целях, используя свое служебное положение народного комиссара внутренних дел, пытался установить тайную связь с Гитлером.

В тех же изменнических целях Берия и другие заговорщики осенью 1942 года, в напряженный момент обороны Кавказа, сделали попытку открыть врагу перевалы через Главный Кавказский хребет, что должно было привести к иностранной оккупации Закавказья и передать в руки империалистических государств бакинскую нефть. Только разгром немцев под Сталинградом изменил, вопреки вражеским планам заговорщиков, обстановку на Закавказском фронте.

В результате победоносного завершения Великой Отечественной войны были сорваны изменнические, капитулянтские замыслы участников антисоветского заговора Берия.

Берия и его сообщники продолжали тщательно конспирировать свою преступную деятельность.

Однако и в этот период они не прекращали своей изменнической деятельности и особенно активизировали ее после кончины И. В. Сталина, делая ставку на общую активизацию реакционных империалистических сил.

Добившись назначения на пост министра внутренних дел СССР, Берия попытался использовать аппарат МВД для захвата власти.

В этих преступных целях активные участники заговорщической группы, изгнанные в 1945-1946 гг. из органов МВД как политически скомпрометированные, были вновь назначены Берия на руководящие должности в МВД СССР как в центре, так и на периферии: Б. Кобулов — первым заместителем министра внутренних дел СССР, Мешик — министром внутренних дел Украины, Влодзимирский — начальником следственной части по особо важным делам МВД СССР. Кроме того, ряд других соучастников Берия, находившихся под стражей по обвинению в государственных преступлениях, был освобожден им из-под стражи и назначен в преступных заговорщических целях на ответственные должности в МВД СССР.

Подготавливая государственный переворот, Берия и его сообщники собирали фальсифицированные клеветнические материалы в отношении партийных и советских организаций, их руководителей, не гнушаясь для получения таких материалов применением запрещенных законом преступных методов следствия, незаконными арестами и т. д.

Участники заговорщической группы подвергали преследованиям и гонениям честных работников органов МВД, строивших свою работу под руководством партийных организаций и отказывавшихся выполнять преступные распоряжения Берия.

Выступая как агент международного империализма и рассчитывая на поддержку реакционных империалистических сил, Берия в кругу соучастников открыто предлагал поступиться территориальной неприкосновенностью Советского Союза в угоду империализму

Материалами следствия доказано, что Берия и Б. Кобулов предприняли попытку установить тайную связь с правительством одного из империалистических государств.

Установлены факты покровительства со стороны Берия разоблаченным агентам иностранных разведок.

Как указано выше, участники заговорщической группы совершали террористические убийства лиц, со стороны которых могли опасаться разоблачений. Так, ими был умерщвлен старый коммунист — член партии с 1902 года бывш[ий] член президиума ВЧК и коллегии ОГПУ при Ф. Э. Дзержинском персональный пенсионер М. С. Кедров, располагавший компрометирующими Берия данными.

Установлен также ряд других фактов террористических убийств, совершенных заговорщиками.

Участники заговорщической группы предприняли ряд преступных мер для того, чтобы активизировать буржуазно-националистические элементы в союзных республиках, посеять вражду и рознь между народами СССР, и в первую очередь подорвать дружбу народов СССР с великим русским народом.

Являясь контрреволюционным буржуазным националистом и подготавливая государственный переворот, Берия поддерживал тесный контакт с белогвардейской грузинской эмиграцией, используя для этого, в частности, лиц, являющихся агентами иностранных разведок.

С целью подрыва колхозного строя и возбуждения продовольственных затруднений внутри страны Берия саботировал ряд важных мероприятий партии и правительства, направленных к увеличению урожайности и поднятию материального благосостояния советского народа.

Таким образом, установлено, что участники антисоветского заговора Берия во всей своей деятельности выступали как агентура международного империализма, добиваясь захвата власти и реставрации капитализма в СССР.

Кроме того, материалами следствия установлены факты преступного морального разложения Берия и совершенных им корыстных злоупотреблений.

Берия предан суду по обвинению в измене Родине, совершении террористических актов, активной борьбе против рабочего класса и революционного рабочего движения, проявленной им на секретно-агентурной должности в контрразведке контрреволюционного мусаватистского правительства в Азербайджане в период Гражданской войны, то есть в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58-1 «б», 58-8, 58-13, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.

Преступные деяния Меркулова В. Н., Кобулова Б. 3., Гоглидзе С. А., Мешика П. Я., Влодзимирского Л. Е. квалифицированы по ст. ст. 58-1 «б», 58-8, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР дело по обвинению Берия JI. П. и других направлено в Верховный суд Союза ССР для судебного рассмотрения в порядке, установленном законом от 1 декабря 1934 года.